Мобильные операторы все больше интересуются рынком облачных услуг. Отечественные компании нуждаются в российских виртуальных серверах, и провайдеры готовы предоставить их.
Домены уходят в прошлое
Рост рынка интернет-хостингов замедляется. Количество доменов в RU-зоне сокращается: в 2019 году впервые за долгое время зарегистрированных имен стало менее 5 млн. Причина такого изменения – развитие отрасли электронной коммерции. Крупные ритейлеры демонстрируют стремительный рост финансовых показателей. Начинающим предпринимателям в сфере розничной торговли становится все сложнее пробиться на рынок, а независимым ветеранам индустрии – удержаться на плаву.
Постоянное масштабирование бизнеса приводит к тому, что компаниям нужно реализовывать все больше инфраструктурных проектов. Использовать для этого собственные серверные мощности невыгодно: они требуют значительных вложений с большим сроком окупаемости, а в случае неудачного бизнес-решения и вовсе ведут к огромным убыткам. Тут на помощь ритейлерам приходят облачные сервисы.
Облачные перспективы
Использование арендных удаленных серверов кардинально меняет подход крупных торговых сетей к ведению бизнеса. Раньше приобретение нового «железа» закладывалось в капитальные расходы компании. Cloud-сервисы с абонентской платой позволяют сделать их операционными.
Кроме того, облака позволяют экономить на вычислительных мощностях, которые в обычной ситуации простаивали бы. Например, сезонные пики активности пользователей могут увеличивать нагрузку на систему в несколько раз, что заставляет магазин иметь под рукой дополнительное оборудование, которое в оставшееся время года будет стоять без дела. Арендные сервера позволяют решить эту проблему, достаточно просто докупить на пару месяцев необходимое «железо» у провайдера.
Способствует проникновению облачных решений и законодательство. Требование закона 242-ФЗ хранить персональные данные клиентов на территории РФ вступило в силу еще в 2015 года. И если раньше компании использовали отечественные сервера только для соблюдения правовых норм, то последствия западных санкций заставили задуматься о рисках технической связности ИТ-инфраструктуры. Хранение данных за пределами России может привести к остановке бизнеса.
Долгое время альтернативной зарубежным облачным сервисам были в основном услуги Mail.ru и «Яндекса». Но в последнее время значительную роль начинают играть сервисы мобильных операторов, входящих в «большую четверку».
По облаку от провайдера
Немного истории. Изначально Amazon не планировала предоставлять услуги публичного облачного провайдера – серверные мощности закупались под собственные нужды. Но появление простаивающего без дела «железа» заставило компанию задуматься о более рациональном использовании оборудования. Так родился Amazon Web Services, один из крупнейших поставщиков облачных решений в мире.
Ситуация с российскими операторами во многом схожа с этой историей. Необходимость хранить данные на территории РФ вкупе с малым выбором отечественных cloud-сервисов заставили провайдеров активно приобретать собственные сервера. Зачастую им приходится простаивать, но в это же время есть большой сегмент ecommerce, который нуждается в дополнительных мощностях. И поставщики услуг связи готовы дать их.
МТС занимается развитием платформы #CloudMTS, которая позволяет приобрести в аренду виртуальный сервер. Для реализации проекта оператор приобрел одного из крупнейших cloud-провайдеров «ИТ-град» за 2,5 млрд рублей.
«Мегафон» выбрал путь коллаборации с Mail.ru. В октябре 2018 года компании представили совместный проект «Деловое облако». Поддержка известного ИТ-партнера поможет оператору быстрее захватить часть рынка и снизить расходы на развитие.
«Билайн» предоставляет набор SaaS-решений по подписке: «1С», Microsoft Office 365, продукты «Лаборатории Касперского» и т.д. Также компания продает инфраструктурное облако.
При первом взгляде на Tele2 может показаться, что провайдер пока что не собирается присоединяться к облачной гонке технологий. Но в последнее время все чаще можно слышать слухи о покупке оператора «Ростелекомом» – компания уже оценена в 240 млрд рублей. А государственный поставщик услуг связи как раз уже имеет два облака: собственное и недавно приобретенное вместе с организацией DataLine. Таким образом, у Tele2 может появиться крупнейший и недорогой cloud-сервис.