Обновленная версия закона о кредитовании обязала уведомлять клиентов о каждой операции по займу. Банки вместо SMS предпочли использовать для этой услуги онлайн-кабинеты и колл-центры.
В курсе долга
С 4 сентября вступили в силу поправки к закону «О потребительском кредите (займе)». Ключевое нововведение – изменение принципа взаимодействия банка с клиентом по кредитным договорам. Теперь после каждой операции, совершенной заемщиком, должно приходить уведомление по электронной почте или SMS. В сообщении обязательно указывается размер лимита собственных средств, а также долг перед финансовой организацией.
Это требование касается только транзакций с карт, которые привязаны к кредитному счету физического лица. Нормы обновленного закона относятся только к потребительским займам.
Основная цель внесенных изменений – предоставить заемщику полную информацию о движении средств. В пояснительной записке к документу указано, что ранее для клиентов банков было сложно идентифицировать заемные и собственные деньги, что приводило к путанице, перерасходам и повышенным процентам по кредиту. Но банки не спешат рассылать клиентам сообщения на мобильный телефон.
Банки минимизируют затраты
Как показал опрос, проведенный газетой «Коммерсант», 4 сентября далеко не все заемщики получили расширенное SMS-уведомление после проведения оплаты кредитной картой.
Основной причиной игнорирования мгновенных сообщений банки называют не технические сложности, а значительно возросшие расходы на рассылку. Отправка SMS с дополнительной информацией об операциях привела к тому, что себестоимость этой услуги возросла вдвое – в одно сообщение необходимые сведения не помещаются, поэтому финансовому учреждению приходится оплачивать сервис по более высокому тарифу.
Вместо рассылки SMS банки применяют альтернативные и более дешевые способы донесения до клиента необходимой информации. В основном для этого используется онлайн-банкинг, электронная почта или звонок через колл-центр. Центральный банк сообщил, что финансовое учреждение имеет право самостоятельно определять способ контакта с заемщиком по поводу кредитных операций.
Нарушение закона?
Правозащитные организации уверены, что банки, отказываясь от SMS-сообщений и переводя все уведомления на платформу онлайн-банкинга, нарушают действующее законодательство. Основная задача новой редакции правового акта – оперативно уведомить клиента о превышении лимита средств и использовании заемных денег. Но уведомления в электронном виде не позволяют быстро сообщить заемщику необходимую информацию. К тому же, некоторые люди могут быть не в курсе подобных услуг банка или не иметь технических средств для их использования.
Также правозащитники критикуют низкую ответственность банков за несоблюдение нового требования законодательства. Глава региональной общественной организации защиты прав потребителей «Форт-Юст» Валерий Самохин уверен, что максимальная сумма компенсации, на которую могут рассчитывать клиенты нарушителя – 500 рублей. При обращении в «Роспотребнадзор» можно получить до 10 тыс. рублей.
В свою очередь, Центробанк сообщил, что будет принимать жалобы граждан о не предоставлении банком информации по кредитным операциям. По словам представителей регулятора, к допустившим нарушения финансовым учреждениям могут применяться как рекомендательные меры по устранению нарушений, так и более строгие, такие как предписание или штраф.