Глава «Сбербанка» Герман Греф сообщил, что компания сократила 70% менеджеров среднего звена: их заменил искусственный интеллект (ИИ). Уточняется, что большинство сотрудников прошли переобучение и были направлены на работу в другие структуры.
Большинство сокращенных менеджеров занимались рутинной работой, которая была необходима, но требовала большого количества сотрудников, посетовал Греф. Чем же ИИ занимается в «Сбербанке»?
Чем ИИ занимается в «Сбербанке»?
Ранее финансовый директор «Сбербанка» Александр Морозов уже сообщал об увольнении 11 тысяч сотрудников. Их места также занял ИИ, который помогает пришедшим в банк клиентам или изучает большие массивы данных (Big Data).
Кроме того, ИИ проверяет заявки граждан на получение кредита. Система анализирует все полученные от клиента данные и выдает результат – одобрение или отказ. Пока технология работает не в полную мощь, специалисты все еще исправляют недочеты, которые могут сказаться на решении о получении кредита. Чтобы ИИ учитывал свои ошибки, используется машинное обучение.
«Для бизнеса применение искусственного интеллекта во всех процессах – это вопрос жизни и смерти», – заявил Герман Греф.
«Сбербанк» активно внедряет ИИ в работу всех своих структур. Например, дочернее коллекторское агентство банка – «Активбизнесколлекшн» – использует ИИ в работе с должниками. Прогрессивная технология полноценно работает на ранних стадиях просрочки платежей, напоминая клиентам о задолженности. Выяснилось, что показатели эффективности ИИ на 18% выше человеческих.
У робота-коллектора есть и другие преимущества. По закону, оператор может звонить клиенту не более двух раз в неделю. Но звонок робота квалифицируется как автоинформирование, допустимое до четырех раз в неделю. Специалисты связывают эту особенность с тем, что автоматизированные системы не могут оказать психологическое давление на должника.
Что ждет людей после полноценного внедрения ИИ?
Роботы решают большинство простых проблем банковских клиентов в качестве операторов колл-центров. Например, они могут озвучить остаток баланса на карте, подсказать подходящий тариф и построить маршрут до ближайшего отделения. По данным департамента контактных центров NAUMEN, с подобными вопросами обращается половина позвонивших в банк клиентов.
Все охотнее машинам передают роль HR. Специалист по подбору персонала может больше не тратить время на отбор кандидатов по формальному признаку. Изучение резюме, обзвон и даже первичные собеседование может взять на себя ИИ.
К 2025 году количество сотрудников «Сбербанка» может сократиться наполовину, их работу начнет выполнять ИИ. Руководитель финансовой организации уверен, что для достижения положительного опыта использования ИИ в будущем нужно подготовить общество к изменениям и наладить инфраструктуру. Потребуется также и доработка законодательства.
Текущий уровень вовлечения ИИ в мире составляет около 1,5%, но Греф ожидает, что в ближайшем будущем этот показатель достигнет 100%.