«Яндекс» и «Сбербанк» договорились о совместном создании торговой онлайн-площадки. С ее помощью уже в октябре можно будет дистанционно приобретать одежду и электронику у международных брендов.
С мира по бренду
«Яндекс.Маркет» и «Сбербанк» утвердили концепцию трансграничного маркетплейса, ориентированного на российский рынок. Название сервиса еще не определено, но компании наметили основные этапы развития проекта, целевую аудиторию и нишу, которую торговая платформа хочет занять. Ориентировочная дата пробного запуска площадки – октябрь 2018 года.
Основную ставку совместное предприятие «Яндекса» и «Сбербанка» делает на поставку качественных товаров из Индии, Японии, Кореи, Турции, Израиля, Англии и США. На онлайн-витрине будет представлена продукция ритейлеров, которая до сих пор не выходила на российский рынок. Ежегодные обороты многих брендов, по словам директора по международному развитию «Яндекс.Маркета» Алекса Васильева, превышают 1 млрд долларов.
На новом маркетплейсе покупатель найдет товары следующих категорий: одежда, обувь, смартфоны, гаджеты. Доставка заказа будет производиться с европейских складов «Яндекс.Маркета» или партнерских хабов собственной логистической службой компании. Благодаря этому посылку привезут в течение двух дней с момента покупки.
Детали сделки
Договоренность о создании совместного предприятия в сфере ecommerce «Яндекс» и «Сбербанк» подписали еще в декабре 2017 года. По условиям обязывающего соглашения, банк должен приобрести акции торговой площадки российской поисковой системы на сумму в 30 млрд рублей. Создаваемую организацию партнеры на момент подписания бумаг оценили в 60 млрд рублей.
И «Яндекс», и «Сбербанк» будут владеть равными долями в новой компании. При этом 10% всех акций предприятия будут потрачены на создание опционного фонда, предназначенного для поощрения персонала.
Конкуренты не дремлют
Возможность создать крупнейший российский маркетплейс привлекает не только представителей поисковых систем и банковских структур. Собственную торговую площадку планируют представить и конкуренты совместного предприятия «Яндекса» и «Сбербанка» – Alibaba и Mail.Ru Group.
Тем не менее, между проектами все же есть существенные различия, связанные, прежде всего, с позиционированием на рынке.
Маркетплейс Alibaba ориентирован на поставку товаров только из Китая, в то время как сервис на базе «Яндекс.Маркета» будет поставлять продукцию из разных стран. При этом акцент делается на высоком уровне качества. Отсюда и разница между средним чеком заказа: для китайских посылок он составляет около 3 долларов, а совместное предприятие «Яндекса» и «Сбербанка» ориентируется на сумму в 30 долларов.
Сильно отличается планируемый ассортимент товаров. На сайте Alibaba можно найти множество самых разных вещей: от сложной электроники до продуктов питания, игрушек и строительных материалов. Конкурент пока что представляет куда более скромный список, видимо, рассчитывая на узкий сегмент аудитории, который предпочитает заказывать одежду и смартфоны подороже.
Отличается и подход к работе с конечным покупателем. Alibaba – посредник, который позволяет найти продавца необходимого товара. Условия и сроки доставки устанавливает сам ритейлер, с ним же приходится решать и вопросы по качеству товара. Проект «Яндекса» и «Сбербанка» берет на себя все обязательства по доставке. От имени компании будет происходить и рассмотрение спорных ситуаций. Таким образом, платформа выступает полноценным интернет-магазином, а не каталогом. Впрочем, это может сказаться на ценниках, т.к. партнеры планируют брать комиссию в 5-10% с ритейлеров за услуги маркетплейса.
В любом случае, появление конкурирующих торговых онлайн-площадок позитивно скажется на отрасли и предоставит потребителям свободу выбора.