Forbes представил рейтинг наиболее богатых российских компаний РУ-сегмента Интернета. Тройка лидеров не изменилась с прошлого года, но на других позициях произошли ротации.
Новички появились, лидеры остались
Российский журнал Forbes подсчитал, какие отечественные интернет-компании заработали за 2018 год больше всего денег. На первых трех местах остались те же ИТ-организации, что и в прошлогоднем отчете. Возглавляет список «Яндекс», за ним идет Mail.ru Group, замыкает тройку Avito.
Новичок в рейтинге – недавно созданный холдинг TalentTech, который сходу занял 16 место. Компания входит в инвестиционную группу «Севергрупп», и такому стремительному росту выручки обязана аккумулированию нескольких образовательных и рекрутинговых интернет-проектов. В состав совместного предприятия вошел в том числе и онлайн-университет «Нетология-групп», который в прошлом году занимал 20 строку рейтинга Forbes. Всего выручка TalentTech за прошлый год составила 97 млн долларов.
Еще одна новая компания в ТОП-20, хоть и занимающая последнее место – виртуальная биржа труда YouDo, стоимость которой оценена в 88 млн долларов. Во многом такая сумма объясняется крупной сделкой с МТС. Кроме того, в список вернулся другой рекрутинговый сервис, функционирующий по принципу Uber – «Профи.Ру», объединивший под одним брендом несколько проектов Eruditor Group.
Взлеты и падения
Аналитики Forbes отмечают, что наиболее сильный рост выручки продемонстрировали компании в сфере ритейла. Онлайн-магазин Wildberries подорожал за последний год почти вдвое, увеличив свою оценочную стоимость до 1 млрд долларов. Это позволило ему занять сразу 4 место. Возможно, такой взлет помог бы компании потеснить с третьего места Avito, но доска объявлений значительно увеличила свои доходы благодаря сделке с южноафриканским фондом Naspers. Существенно подорожала и компания, занимающая 5 позицию – Ozon Group. Инвестиции МТС увеличили оценочную стоимость онлайн-магазина до 694 млн долларов.
По сравнению с прошлым годом список покинули две компании: KupiVip Group и Mamba. Несмотря на то, что они показали рост доходов, выбывание из рейтинга обусловлено изменением методологии подсчета стоимости бизнеса: журнал в большей степени ориентировался на экспертизу венчурных фондов и консалтинговых компаний.
Итоговый список
Итоговый список самых дорогих компаний России по версии Forbes выглядит так:
- «Яндекс» – 10,7 млрд долларов.
- Mail.ru Group – 5,3 млрд долларов.
- Avito – 3,8 млрд долларов.
- Wildberries – 1,2 млрд долларов.
- Ozon Group – 694 млн долларов.
- HeadHunter – 299 млн долларов.
- «Ситилинк» – 245 млн долларов.
- «2ГИС» – 243 млн долларов.
- Lamoda – 226 млн долларов.
- ivi – 204 млн долларов.
- Aviasales – 196 млн долларов.
- Profi.Ru – 151 млн долларов.
- «ОнлайнТрейд.ру» – 110 млн долларов.
- Skyeng – 109 млн долларов.
- «1С-Битрикс» – 106 млн долларов.
- TalentTech – 97 млн долларов.
- «Циан Групп» – 96 млн долларов.
- B2B-Center – 95 млн долларов.
- Superjob – 93 млн долларов.
- YouDo – 88 млн долларов.
Методология исследования
Для оценки стоимости компании Forbes использовал данные о выручке, предоставленные самой организацией. В случае сомнений в представленных цифрах, авторы рейтинга сверяли их с имеющимися публичными сведениями и консультировались с финансовыми аналитиками.
Для того, чтобы попасть в итоговый список, компания должна иметь не менее половины своего дохода от онлайн-бизнеса. Учитывались игроки, созданные в России либо оперирующие в основном на российском рынке. В рейтинге не участвуют глобальные корпорации, офлайн-фирмы, быстрорастущие стартапы из отрасли финтеха и игровой индустрии.
Для публичных компаний взята капитализация по данным биржи на 28 января 2019 года. Остальные цифры рейтинга – экспертная оценка редакции Forbes. Для каждой организации стоимость рассчитана по мультипликаторам аналогов, сделкам, оценкам венчурных капиталистов.