Обязательный переход на ЭПД близко: актуальные новости проекта

Обязательный переход на ЭПД близко: актуальные новости проекта
04.03.2024
4241

Рассказываем о последних новостях законодательства в сфере перехода на ЭПД, о решениях 1С для транспортного ЭДО и о преимуществах раннего внедрения ЭПД в компаниях.


Электронные перевозочные документы: цифровизация грузоперевозок для контроля со стороны ФОИВ

Процесс перевода перевозочных документов в электронный формат – одна из ключевых задач Транспортной стратегии РФ до 2030 года.

Чтобы упростить проверку перевозочных документов контролирующими органами и предоставить им доступ ко всем данным по перевозке в электронном виде, разработана государственная информационная система электронных перевозочных документов – ГИС ЭПД.

 

Доступ к информации в ГИС ЭПД со стороны федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Источник: Минтранс РФ

 

Для регистрации движения грузов в системе ГИС ЭПД используются документы в формате XML, которые подписываются квалифицированной электронной подписью, и имеют такую же юридическую значимость, как бумажные аналоги.

Для отражения перевозочных документов в системе, каждый участник грузоперевозки – грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, механик, медорганизация – должен быть подключен к оператору ГИС ЭПД, чтобы отправить в систему свою часть документа, так называемый титул.

Титулу присваивается уникальный идентификационный номер (УИД), который формируется в ГИС ЭПД, а затем все титулы, объединенные одним УИД, формируют электронный перевозочный документ.

 

Функции ГИС ЭПД. Источник: Минтранс РФ

 

Применение ГИС ЭПД позволит в будущем отказаться от бумажных дубликатов документов при проверках автоинспекторами на дорогах и в режиме реального времени контролировать процесс перевозки груза всеми участниками процесса.


Обязательный переход на ЭПД в 2024 году: в планах для алкоголя. Но это не точно

На сегодняшний день ЭПД используют как альтернативу бумажным документам, но в течение 2024 года для некоторых отраслей будет прорабатываться обязательный переход на ЭПД.

В первую очередь обязательный переход затронет отрасли, которые подлежат учету в государственных информационных системах федеральных органов исполнительной власти. Например, грузоперевозки компаний, которые работают с пищевой и непищевой спиртосодержащей продукцией: производят, продают оптом или в розницу, перевозят своим или наёмным транспортом.

Так, с 1 июня 2024 года должен вступить в силу Федеральный закон от 3 апреля 2023 № 108-ФЗ, согласно которому вместо ТТН ЕГАИС при транспортировке алкоголя нужно будет использовать электронные перевозочные документы:

  • при транспортировке грузов с привлечением внешних перевозчиков – электронную транспортную накладною (ЭТрН);
  • если компания доставляет товар с привлечением арендованного или собственного транспорта и не заключает ни с кем договоры перевозки – электронный путевой лист (обязанность оформлять путевой лист при перевозках собственным транспортом закреплена в статье 6 Устава автомобильного транспорта № 259-ФЗ).

Но пока нельзя уверенно говорить о том, что обязательный переход на электронный формат перевозочных документов для алкорынка будет вводиться именно с 1 июня 2024 года.

Не исключено, что дедлайн обязательного перехода на ЭПД для транспортировки алкоголя будет перенесен. Об этом говорится в телеграм-канале «ЭДО для бизнеса». В заметке сообщается, что Минфин подготовил законопроект, который предусматривает перенос срока обязательного применения электронных документов на 1 марта 2025 года и устанавливает переходный период до 1 сентября 2026 года.


Ситуация в крупных компаниях

В передовых компаниях переход на ЭПД идет достаточно активно.

Инфостарт уже рассказывал о пилотном проекте по переходу на электронные транспортные документы в одном из крупнейших российских перевозчиков ГУП «Мосгортранс».

Еще один из знаковых проектов в этой сфере – это внедрение электронных путевых листов для автохозяйства «Почты России» на базе сервиса 1С-ЭПД и решений на платформе 1С:Предприятие.

Автопарк «Почты России» – это 15 000 машин с ежемесячным километражом в 39 380 580 км в месяц.

Сейчас проект находится на этапе тестовой эксплуатации, в процессе которой предполагается проверить алгоритмы работы с привлеченным медперсоналом, новые машиночитаемые доверенности (МЧД) и другие инновационные технологии.


Преимущества раннего внедрения ЭПД

Минтранс подчеркивает, что электронный формат имеет ряд преимуществ с технологической точки зрения и в качестве таковых обозначает:

  • ускорение процесса оплаты;
  • удобство оформления, хранения и обработки перевозочных документов;
  • возможность оптимизировать логистику.

Если учесть, что транспортный ЭДО развивается с сентября 2022 года, сейчас интеграция с информационными системами уже стабилизирована – пилотное внедрение на предприятии можно запустить с минимальными затратами.

Поскольку на рынке еще нет дефицита специалистов, в процессе перехода можно тщательно проработать все детали и получить устойчивую автоматизированную систему вовремя, не дожидаясь авральных ситуаций.

Учитывая необходимость перехода на ЭПД в отраслях, скоро работа с ЭПД станет одним из требований к поставщикам услуг. Те, кто способен включаться в электронный обмен, получат конкурентное преимущество в сравнении с теми, кто не реализовал у себя возможность работы с электронными перевозочными документами.

Примерно так же это работало, когда начался массовый переход на электронные налоговые и бухгалтерские документы. Крупные компании фиксировали в договорах необходимость обмена именно по ЭДО, и контрагенты вынуждены были переходить на электронные документы, чтобы получить сделку. Нет оснований считать, что в случае с электронными перевозочными документами будет по-другому.


Лучшие отраслевые практики – в 1С-ЭПД

1С-ЭПД – сервис для обмена электронными перевозочными документами от фирмы «1С». В 1С-ЭПД вы сможете создавать и подписывать ЭПД и обмениваться ими с партнерами. Сервис автоматически вносит данные из заполненных форм в базу ГИС ЭПД.
 

Подробнее о сервисе 1С-ЭПД


С помощью сервиса 1С-ЭПД можно прямо из 1С оформить электронные перевозочные документы по всем утвержденным приказами ФНС России форматам:

  • электронной транспортной накладной;
  • электронной сопроводительной ведомости;
  • электронного заказ-наряда;
  • электронного путевого листа;
  • электронного заказа (заявки);
  • электронного договора фрахтования.

Интеграция с сервисом поддерживается в большинстве типовых конфигураций.

 

Электронный путевой лист в сервисе 1С-ЭПД. Статус путевого листа визуализирован в шапке документа. Источник: its.1c.ru

 

Чтобы запустить переход на электронный формат взаимодействия, необходимо:

  1. обеспечить сотрудников, которые будут подписывать ЭПД от лица компании, сертификатами КЭП;
  2. подключиться к сервису 1С-ЭПД, который будет обрабатывать и отправлять документы в ГИС ЭПД;
  3. обеспечить сотрудников, которые будут принимать, перевозить и отгружать товар, необходимыми устройствами, планшетами или смартфонами, с доступом к 1С-ЭПД; очевидно, что для работы в сервисе у оператора сотовой связи еще потребуется приобрести тариф с мобильным интернетом.

Предусмотрено мобильное приложение для водителей (поддерживается Android и iOS), Оно позволяет работать с электронными перевозочными документами с планшета или смартфона даже тем, кто не использует продукты 1С.

 

Интерфейс мобильного приложения 1С-ЭПД. Источник: its.1c.ru

 

Льготная тарификация в 1С-ЭПД

Базовой единицей перевозочного документа является титул, поэтому в сервисе 1С-ЭПД тарифицируется именно количество титулов.

 

Роли участников перевозки в оформлении электронных транспортных накладных. Источник: 1с.ru

Роли участников перевозки в оформлении электронных путевых листов. Источник: 1с.ru

 

При этом до 31 августа 2024 года будет действовать специальное предложение, которое предусматривает бесплатное оформление электронных перевозочных документов для грузополучателей и медицинских компаний.

А для других участников перевозки до 31 августа 2024 года обработка всего документа по цене обработки одного титула. Это особенно выгодно при расширенных схемах перевозки с возможными передресациями груза, заменами водителя или транспортного средства, а также отражением первичных бухгалтерских документов для ЭТрН через титулы Т5 и Т6.

 

Лицензия на 12 месяцев

Количество документов

Розничная цена (руб.)

1С-ЭДО. ЭПД (постоплата)

1

7,00

1С-ЭДО. ЭПД-600

600

3 600

1С-ЭДО. ЭПД-1000

1 000

5 000

1С-ЭДО. ЭПД-5000

5 000

22 500

1С-ЭДО. ЭПД-10000

10 000

40 000

1С-ЭДО. ЭПД-50000

50 000

150 000

1С-ЭДО. ЭПД-100000

100 000

250 000

 

Подробнее о тарифах в сервисе 1С-ЭПД, об особенностях подключения, настройке и работе с учетными и электронными документами в прикладных решениях на платформе 1С:Предприятие – на странице сервиса.

 

Перейти на страницу сервиса

 

Если вы хотите узнать о сервисе 1С-ЭПД подробнее, мы бесплатно проконсультируем вас и ответим на все вопросы.
 

 

Если вам удобнее смотреть новости в телеграме, то вот наша группа – ИНФОСТАРТ.

Автор:
Обозреватель

См. также

В MAKER-STUDIO появился ИИ-помощник MAKER-GPT, который берет на себя рутинные задачи: пишет ТЗ, генерирует код и проверяет ошибки. Рассказываем подробнее о нем и о других обновлениях и улучшениях сервиса.

10.11.2025    520    Alice_Brineva    0       

18

Рассказываем про обновления возможностей в сервисах 1С:Номенклатура, Sellmonitor и 1С-Коннект за прошлый месяц. И напоминаем, что подключение к 1С:Фреш с 1С-Отчетностью по тарифу «Зачетный базовый» будет действовать только до конца года.

05.11.2025    494    ЕленаЧерепнева    0       

3

Автор обработки «Генерация описания номенклатуры с помощью GigaChat» рассказал, как связал 1С с ИИ, чтобы автоматизировать рутину и ускорить создание карточек товаров. Решение, разработанное для внутренних задач, стало популярным в сообществе.

29.10.2025    935    AnastasiaKl    0       

15

Ручной учет и ошибки в отчетах мешали эффективно управлять строительными проектами. Расскажем, как специалисты отдела сопровождения решили проблему за 4 дня и полностью автоматизировали анализ и учет материалов.

27.10.2025    537    EkaterinaRabynina    0       

1

Недостатки функционала конфигурации – поправимы. Расскажем, как автоматизировали процесс хранения допустимых замены материалов в спецификациях 1С и ускорили процесс производства, разгрузили менеджеров и уменьшили количество ошибок.

20.10.2025    823    EkaterinaRabynina    3       

18

Фирма «1С» представила обзор новых возможностей 1С-сервисов. Рассказываем о наиболее существенных обновлениях, а также о новых спецпредложениях и скидках, которые можно получить при оформлении подписки.

20.10.2025    468    ЕленаЧерепнева    0       

2

Делимся подборкой видеокурсов по 1С:БГУ и 1С:ЗКГУ от наших партнеров. Практические уроки помогут вести учет, формировать отчеты, работать с кадрами и ЭДО. Материалы доступны бессрочно, с реальными примерами и ответами на вопросы.

20.10.2025    558    AnastasiaKl    0       

19

Иногда, чтобы сэкономить сотни человеко-часов и ускорить работу, достаточно внедрить один небольшой отчет. Рассказываем, как мы помогли цветочной компании повысить мотивацию менеджеров и увеличить продажи.

17.10.2025    656    EkaterinaRabynina    0       

1
Инфостарт бот
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация