Рассказываем о последних новостях законодательства в сфере перехода на ЭПД, о решениях 1С для транспортного ЭДО и о преимуществах раннего внедрения ЭПД в компаниях.
Электронные перевозочные документы: цифровизация грузоперевозок для контроля со стороны ФОИВ
Процесс перевода перевозочных документов в электронный формат – одна из ключевых задач Транспортной стратегии РФ до 2030 года.
Чтобы упростить проверку перевозочных документов контролирующими органами и предоставить им доступ ко всем данным по перевозке в электронном виде, разработана государственная информационная система электронных перевозочных документов – ГИС ЭПД.
Доступ к информации в ГИС ЭПД со стороны федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Источник: Минтранс РФ
Для регистрации движения грузов в системе ГИС ЭПД используются документы в формате XML, которые подписываются квалифицированной электронной подписью, и имеют такую же юридическую значимость, как бумажные аналоги.
Для отражения перевозочных документов в системе, каждый участник грузоперевозки – грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, механик, медорганизация – должен быть подключен к оператору ГИС ЭПД, чтобы отправить в систему свою часть документа, так называемый титул.
Титулу присваивается уникальный идентификационный номер (УИД), который формируется в ГИС ЭПД, а затем все титулы, объединенные одним УИД, формируют электронный перевозочный документ.
Функции ГИС ЭПД. Источник: Минтранс РФ
Применение ГИС ЭПД позволит в будущем отказаться от бумажных дубликатов документов при проверках автоинспекторами на дорогах и в режиме реального времени контролировать процесс перевозки груза всеми участниками процесса.
Обязательный переход на ЭПД в 2024 году: в планах для алкоголя. Но это не точно
На сегодняшний день ЭПД используют как альтернативу бумажным документам, но в течение 2024 года для некоторых отраслей будет прорабатываться обязательный переход на ЭПД.
В первую очередь обязательный переход затронет отрасли, которые подлежат учету в государственных информационных системах федеральных органов исполнительной власти. Например, грузоперевозки компаний, которые работают с пищевой и непищевой спиртосодержащей продукцией: производят, продают оптом или в розницу, перевозят своим или наёмным транспортом.
Так, с 1 июня 2024 года должен вступить в силу Федеральный закон от 3 апреля 2023 № 108-ФЗ, согласно которому вместо ТТН ЕГАИС при транспортировке алкоголя нужно будет использовать электронные перевозочные документы:
- при транспортировке грузов с привлечением внешних перевозчиков – электронную транспортную накладною (ЭТрН);
- если компания доставляет товар с привлечением арендованного или собственного транспорта и не заключает ни с кем договоры перевозки – электронный путевой лист (обязанность оформлять путевой лист при перевозках собственным транспортом закреплена в статье 6 Устава автомобильного транспорта № 259-ФЗ).
Но пока нельзя уверенно говорить о том, что обязательный переход на электронный формат перевозочных документов для алкорынка будет вводиться именно с 1 июня 2024 года.
Не исключено, что дедлайн обязательного перехода на ЭПД для транспортировки алкоголя будет перенесен. Об этом говорится в телеграм-канале «ЭДО для бизнеса». В заметке сообщается, что Минфин подготовил законопроект, который предусматривает перенос срока обязательного применения электронных документов на 1 марта 2025 года и устанавливает переходный период до 1 сентября 2026 года.
Ситуация в крупных компаниях
В передовых компаниях переход на ЭПД идет достаточно активно.
Инфостарт уже рассказывал о пилотном проекте по переходу на электронные транспортные документы в одном из крупнейших российских перевозчиков ГУП «Мосгортранс».
Еще один из знаковых проектов в этой сфере – это внедрение электронных путевых листов для автохозяйства «Почты России» на базе сервиса 1С-ЭПД и решений на платформе 1С:Предприятие.
Автопарк «Почты России» – это 15 000 машин с ежемесячным километражом в 39 380 580 км в месяц.
Сейчас проект находится на этапе тестовой эксплуатации, в процессе которой предполагается проверить алгоритмы работы с привлеченным медперсоналом, новые машиночитаемые доверенности (МЧД) и другие инновационные технологии.
Преимущества раннего внедрения ЭПД
Минтранс подчеркивает, что электронный формат имеет ряд преимуществ с технологической точки зрения и в качестве таковых обозначает:
- ускорение процесса оплаты;
- удобство оформления, хранения и обработки перевозочных документов;
- возможность оптимизировать логистику.
Если учесть, что транспортный ЭДО развивается с сентября 2022 года, сейчас интеграция с информационными системами уже стабилизирована – пилотное внедрение на предприятии можно запустить с минимальными затратами.
Поскольку на рынке еще нет дефицита специалистов, в процессе перехода можно тщательно проработать все детали и получить устойчивую автоматизированную систему вовремя, не дожидаясь авральных ситуаций.
Учитывая необходимость перехода на ЭПД в отраслях, скоро работа с ЭПД станет одним из требований к поставщикам услуг. Те, кто способен включаться в электронный обмен, получат конкурентное преимущество в сравнении с теми, кто не реализовал у себя возможность работы с электронными перевозочными документами.
Примерно так же это работало, когда начался массовый переход на электронные налоговые и бухгалтерские документы. Крупные компании фиксировали в договорах необходимость обмена именно по ЭДО, и контрагенты вынуждены были переходить на электронные документы, чтобы получить сделку. Нет оснований считать, что в случае с электронными перевозочными документами будет по-другому.
Лучшие отраслевые практики – в 1С-ЭПД
1С-ЭПД – сервис для обмена электронными перевозочными документами от фирмы «1С». В 1С-ЭПД вы сможете создавать и подписывать ЭПД и обмениваться ими с партнерами. Сервис автоматически вносит данные из заполненных форм в базу ГИС ЭПД.
С помощью сервиса 1С-ЭПД можно прямо из 1С оформить электронные перевозочные документы по всем утвержденным приказами ФНС России форматам:
- электронной транспортной накладной;
- электронной сопроводительной ведомости;
- электронного заказ-наряда;
- электронного путевого листа;
- электронного заказа (заявки);
- электронного договора фрахтования.
Интеграция с сервисом поддерживается в большинстве типовых конфигураций.
Электронный путевой лист в сервисе 1С-ЭПД. Статус путевого листа визуализирован в шапке документа. Источник: its.1c.ru
Чтобы запустить переход на электронный формат взаимодействия, необходимо:
- обеспечить сотрудников, которые будут подписывать ЭПД от лица компании, сертификатами КЭП;
- подключиться к сервису 1С-ЭПД, который будет обрабатывать и отправлять документы в ГИС ЭПД;
- обеспечить сотрудников, которые будут принимать, перевозить и отгружать товар, необходимыми устройствами, планшетами или смартфонами, с доступом к 1С-ЭПД; очевидно, что для работы в сервисе у оператора сотовой связи еще потребуется приобрести тариф с мобильным интернетом.
Предусмотрено мобильное приложение для водителей (поддерживается Android и iOS), Оно позволяет работать с электронными перевозочными документами с планшета или смартфона даже тем, кто не использует продукты 1С.
Интерфейс мобильного приложения 1С-ЭПД. Источник: its.1c.ru
Льготная тарификация в 1С-ЭПД
Базовой единицей перевозочного документа является титул, поэтому в сервисе 1С-ЭПД тарифицируется именно количество титулов.
Роли участников перевозки в оформлении электронных транспортных накладных. Источник: 1с.ru
Роли участников перевозки в оформлении электронных путевых листов. Источник: 1с.ru
При этом до 31 августа 2024 года будет действовать специальное предложение, которое предусматривает бесплатное оформление электронных перевозочных документов для грузополучателей и медицинских компаний.
А для других участников перевозки до 31 августа 2024 года обработка всего документа по цене обработки одного титула. Это особенно выгодно при расширенных схемах перевозки с возможными передресациями груза, заменами водителя или транспортного средства, а также отражением первичных бухгалтерских документов для ЭТрН через титулы Т5 и Т6.
Лицензия на 12 месяцев |
Количество документов |
Розничная цена (руб.) |
---|---|---|
1С-ЭДО. ЭПД (постоплата) |
1 |
7,00 |
1С-ЭДО. ЭПД-600 |
600 |
3 600 |
1С-ЭДО. ЭПД-1000 |
1 000 |
5 000 |
1С-ЭДО. ЭПД-5000 |
5 000 |
22 500 |
1С-ЭДО. ЭПД-10000 |
10 000 |
40 000 |
1С-ЭДО. ЭПД-50000 |
50 000 |
150 000 |
1С-ЭДО. ЭПД-100000 |
100 000 |
250 000 |
Подробнее о тарифах в сервисе 1С-ЭПД, об особенностях подключения, настройке и работе с учетными и электронными документами в прикладных решениях на платформе 1С:Предприятие – на странице сервиса.
Если вы хотите узнать о сервисе 1С-ЭПД подробнее, мы бесплатно проконсультируем вас и ответим на все вопросы.