«Билайн» принял на работу робота RobBee для повышения оперативности процессов проверки и учета кассовых операций. В компании утверждают, что по производительности труда RobBee в 100 раз эффективнее человека.
Вкалывают роботы, а не человек
Передовую технологию внедрили в Ярославле, в рамках программы по повышению эффективности «Объединенного центра обслуживания (ОЦО) ВымпелКом».
RobBee проверяет и анализирует банковские платежи, при выявлении ошибок информирует уполномоченных сотрудников и осуществляет контроль за исправлением. Использование робота позволит в 90% случаев отказаться от визуальной проверки документов бухгалтерами. При этом выполнение работы ускорится на 30%, а трудоемкость производственного процесса снизится в четыре раза.
Внедрение RobBee обусловлено тем, что количество подлежащих проверке документов регулярно увеличивается. Ранее контроль за кассовыми операциями в 3 тыс. офисах «Билайна» осуществлял 101 сотрудник бухгалтерии, теперь RobBee управляется один.
К созданию снабженной нейросетью системы привлекались бухгалтерские работники и ИТ-специалисты ОЦО. Обучение и внедрение сотрудника-робота осуществлялось при поддержке компании EY. Проект разработан на платформе Blue Prism.
EY – английская консалтинговая компания, входит в ТОП-5 крупнейших аудиторских компаний в мире. Основана в 1989 году после слияния компаний Young и Ernst & Whinney.
В 2008 году EY оказалась в центре скандала. После аудита, проводимого компанией, наступило банкротство Lehman Brothers, что стало катализатором мирового экономического кризиса. Отвечая на нападки в причастности к банкротству, в EY заявили, что фиаско Lehman Brothers вызвано цепной реакцией негативных событий на биржах, а ответственность за кредитную политику финансовой организации несут управляющие, а не аудиторские структуры.
В настоящее время общая численность сотрудников EY – 230 тыс человек, которые работают в 150 странах мира, располагаясь в 728 офисах. В 2015 году прибыль компании превысила 28 млрд долларов.
Исполнительный вице-президент ПАО «ВымпелКом» Андрей Ларкин, рассказал, как определялся фронт работ для робота: «Выбирая сферу ответственности для RobBee, мы руководствовались двумя критериями. Первый – большое количество повторений при небольшом количестве исключений, чтобы можно было составить алгоритм. Второй – трудоемкость, чтобы затраты на создание робота были экономически оправданными. Проверка кассовых документов полностью отвечает обоим параметрам».
По предварительным подсчетам, за первый год работы RobBee сэкономит «ВымпелКому» 36 млн рублей, а на окупаемость проект выйдет через семь месяцев. При этом подчеркивается, что внедрение работа не станет причиной сокращений: сотрудники, которые раньше занимались рутинной работой, получат более сложные задачи.
Тренд, однако
Роботизация в России фактически уже идет. Например, ВТБ внедрил робота-коллектора, который информирует клиентов о возникших просрочках по кредитным обязательствам. «Альфа-банк» внедрил робота-помощника, который распознает речь обращающегося и может ответить на ряд вопросов. Но пока внедрение роботов, по крайней мере официально, не приводило к сокращениям.
Первопроходцем здесь может стать Центробанк, где к концу следующего года собираются уволить 6,5 тыс. сотрудников (13% от общего числа) и заменить их роботами.
Проблема вытеснения человека из производственных, управленческих и прочих процессов вследствие автоматизации и роботизации предсказана еще в прошлом веке, однако решение не найдено до сих пор.
В некоторых странах проводятся эксперименты по выплате базового безусловного дохода, но для «чистоты» опыта требуются года, а роботы становятся нашими коллегами уже сейчас.
Безусловный базовый доход – социальная концепция, предполагающая регулярную выплату определенной суммы денег каждому члену сообщества со стороны государства или другого института. Выплаты производятся независимо от уровня дохода и без необходимости выполнения работы.