За последние годы объем пользовательских данных, которые собирает Google для таргетирования рекламы, серьезно вырос. Это привело к кризису доверия пользователей. Google решила исправить ситуацию. Но у экспертов есть множество вопросов к технологиям, которые планируется внедрить.
Масштабы проблемы
По данным Pew Research Center, 72% пользователей убеждены: все их действия в интернете отслеживаются. 81% опрошенных заявили, что потенциальные риски, которые вызывает сбор данных, для них значительно выше потенциальной пользы.
В Google признали эту проблему и выразили готовность решать ее. В прошлом году браузер Chrome уже перестал поддерживать сторонние cookies. Разработчики не планируют создавать альтернативные идентификаторы для отслеживания людей, просматривающих веб-страницы, абсолютно во всех продуктах корпорации.
Дэвид Темкин, отвечающий в Google за приватность рекламы, заявил, что теперь онлайн-сервисы и другие решения задействуют новые API для сохранения конфиденциальности. Они предупреждают отслеживание конкретного пользователя и предоставляют систематизированные результаты рекламодателям и издателям.
Инициатива Google
Вместо сбора данных с помощью cookies и других подобных алгоритмов Google будет внедрять «Песочницу приватности» (Privacy Sandbox) и алгоритм FLoC (Federated Learning of Cohorts, алгоритм обучения когорт). FLoC объединяет пользователей в группы по интересам и делает сбор данных максимально анонимным.
Алгоритм FLoC анонсировали еще в ноябре 2020 года. Теперь стали известны примерные сроки и этапы внедрения. Новые функции контроля приватности появятся в Chrome в апреле. Во втором квартале 2021 года запустят масштабное тестирование алгоритма FLoC. В результате анонимность пользователей сохранится, а рекламодатели получат достаточно точный, но агрегированный отчет об эффективности своих объявлений.
Напомним, в Chrome 89 в экспериментальном формате внедрили несколько API, которые смогут заменить сторонние cookie. Они запрещали отслеживать перемещения пользователей.
На бизнесе рекламодателей FLoC и другие инициативы могут отразиться негативно. Но компаниям придется смириться с агрегацией данных. Иначе пользователи будут всеми силами препятствовать сбору информации или даже предоставлять поддельные сведения о себе.
Не все так однозначно
Эксперты правозащитной организации EFF (Electronic Frontier Foundation) заявили, что FLoC и новые API, которые Google внедряет в рамках «Песочницы приватности», приведут к новым проблемам. В частности, они позволят дискриминировать пользователей, отталкиваясь от их взглядов и предпочтений, и откроют простор для применения хищнического таргетинга.
Аналитики убеждены: пользователь должен сам решать, какие именно данные он передает поисковой системе. Он не обязан удалять сведения о прошлой активности, чтобы не дать рекламодателям манипулировать предоставляемой информацией.
С FLoC данные о поведении пользователя в сети будут передаваться от сайта к сайту. А трекеры, которые уже идентифицируют конкретных людей, получат больше информации. Так, если человек вошел в аккаунт, ресурс сможет сопоставить данные из когорты с полями учетной записи и в перспективе отследить изменение предпочтений.
Также Google намерена внедрить новые инструменты для скрытой идентификации браузера пользователя («browser fingerprinting»). Это увеличит точность идентификации за счет косвенных данных: версия браузера, разрешение экрана, установленные плагины, особенности работы с клавиатурой, мышью и др.
Наконец, на основе когорт можно провести реверс-инжиниринг и составить список сайтов, которые предположительно посещал пользователь. Это поможет определить его возраст, социальное положение, гендер, ориентацию, политические предпочтения, узнать о финансовых проблемах или пережитых утратах.
Все это может привести к дискриминации. Теоретически вполне реально использовать данные FLoC для предоставления разных условий онлайн-кредитов или списков вакансий представителям различного пола, расы, возраста или вероисповедания. Можно усилить эффективность дезинформации или повлиять на политические взгляды. Считать FLoC безопасной альтернативой cookies пока рано, считают эксперты.