18 сентября международная компания цифровой безопасности Gemalto заявила о намерении развернуть систему идентификации Trust ID Network на базе блокчейн-платформы Corda.
Corda – это децентрализованная база данных или распределенный реестр, основанный на блокчейне Ethereum с ограниченным доступом. Основная сфера применения платформы – финансовые учреждения. Разработанная на ее основе технология Trust ID Network предоставит пользователям большую степень контроля над тем, как и когда их персональные данные передаются третьим лицам, и сделает передачу идентификаторов в онлайн-сервисах более приватной и безопасной.
Принцип работы Trust ID Network
Над платформой работали специалисты из двухсот организаций, входящих в финансово-технологический консорциум R3. «Наделение пользователей полномочиями управлять их собственным цифровым профилем, основанным на технологии блокчейн – это ни много ни мало революция, и мы гордимся возможностью сотрудничать с Gemalto в работе над Trust ID Network», – отметил глава R3 Дэвид Раттер.
Технология Trust ID Network призвана оптимизировать подтверждение данных о личности пользователя, значительно ускорив процесс верификации и сократив операционные издержки по сравнению с традиционным подходом к KYC (know your customer). Согласно методологии KYC, банки обязаны идентифицировать личность контрагента, прежде чем проводить финансовую операцию.
Центральная идея новой идентификационной платформы заключается в применении блокчейн-структуры, схожей по принципу устройства с распределенным регистром. Но роль базовых неразделимых блоков играют не данные транзакций, а так называемые id attestations – дословно «удостоверения личности».
Базовый блок – это последовательность инструкций, каждая из которых исполняется тогда и только тогда, когда исполняется первая инструкция из последовательности
Все «удостоверения» объединены в персональный ID-кошелек (ID Wallet), доступный через специальное приложение для смартфона, с которого пользователь сможет управлять тем, какими именно личными данными он готов поделиться.
Идея выглядит привлекательно, но само по себе описание принципов работы системы не объясняет ее актуальности. Для того, чтобы понять значение Trust ID Network, нужно заглянуть в историю.
Предпосылки к созданию платформы
В 2015 году вступила в силу директива Европейского парламента и Совета Европы, которая включила новую сторону во взаимоотношениях между финансовым институтом (например, банком) и вкладчиком. Это сторона – третьи лица, поставщики услуг, получившие возможность инициировать операции со счетами своих пользователей через программные интерфейсы API.
При этом заботы по обеспечению авторизации клиента все еще лежат на банке. Это значит, что поставщики услуг теряют свое главное конкурентное преимущество в осуществлении расчетных операций. Сложившаяся ситуация косвенно вынуждает организации, не имеющие прямого отношения к миру финансов, озаботиться обеспечением приватности и безопасности данных своих клиентов. Для решения этого вопроса возникло такое разнообразие приложений, программных продуктов и запутанных механизмов аутентификации, что конечный пользователь столкнулся со своего рода цифровой бюрократией, что породило всеобщую потребность в их объединении.
Является ли концепт Trust ID Network действительно новым веянием, или это просто отражение давно сформировавшейся долгосрочной политики?
Предсказуемость идеи
Криптовалюты привлекли внимание регулирующих органов многих стран еще до скачкообразного роста темпов капитализации биткоина. Их легко ошибочно принять за проявление технологий в чистом виде, но все рассчитываемые алгоритмами операции имеют вполне конкретную основу в вещественном мире.
Формально любая цифровая валюта – это не валюта, а краудфандинговая кампания по сбору средств на развитие цифровой валюты. Все расчеты производятся децентрализованно на аппаратной базе майнеров, и остается вопрос, что конкретно финансируют доноры кампании (это любой, кто «приобрел», к примеру, биткоин). Самые худшие варианты ответа на него взяли в рассмотрение в последних редакциях директивы Евросоюза AMLD5 (Anti-Money Laundering Directive). Документ приняли в рамках инициативы Европейского союза, направленной на противодействие отмыванию денежных средств. Его основные положения: учреждение Секций финансового мониторинга не позднее 2020 года, создание физических носителей для ввода в электронные платежные системы и ужесточение контроля над операциями определенных групп иностранных резидентов.
Таким образом, общая база данных всех экономически активных лиц уже подразумевается общей тенденцией к ужесточению надзора за потоками средств в цифровом пространстве. Так что возникновение новых сервисов, упрощающих этот процесс для конечных потребителей, аналитики предрекали еще несколько лет назад.