Цифровая экономика, в пику скептикам, все ближе к народу – в 2019 году группу идентификации пополнят товары массмаркета, и миллиардный рынок окажется под колпаком. Но и кроме госрегулирования, бизнесу будет с чем поработать.
Идентификация поп-корна
Полным ходом идет пилотный проект маркировки ювелирных изделий, давно спорят о метках для лекарств – RFID дороги, двумерные коды легко подделать – а шубы без радиометок, как и прочий контрафакт, предлагается просто уничтожать. К слову, еще три года назад, в целях оздоровления торговли, Минпромторг России заявило о необходимости радиочастотной идентификации товаров народного потребления. Вследствие чего широко обсуждаемое скрепили государственной печатью – 28 апреля Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства РФ с перечнем отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации с 1 января 2019 года. В него вошли одежда и обувь, в том числе из кожи, белье, духи, фотооборудование, шины и покрышки, а также табачная продукция.
Вместе с перечнем были закреплены базовые принципы системы маркировки в России:
-
минимизация затрат участников товарооборота при введении маркировки;
-
создание условий для развития эффективной системы государственного и общественного контроля в данной сфере;
-
открытость и доступность информации о маркировке товаров;
-
создание единого каталога маркированных товаров.
По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, сейчас в этой системе зарегистрировано, к примеру, 95% табачных производителей, торговые сети и дистрибьюторы, маркированная продукция уже поступила в розницу, и это свидетельствует, что внедряемая инициатива является логичным развитием инновационных технологий и легко интегрируется в существующие бизнес-процессы.
Не успело отзвучать эхо новых майских наказов президента, как правительство возвело цифровизацию в статус нацпроекта. Потому не остается сомнений, что за средствами идентификации в упомянутом перечне продукции, подлежащей обязательной маркировке, Белый дом до поры спрятал четыре буквы – RFID.
Электронная бомба
Мог ли предположить создатель терменвокса петербуржец Лев Термен, что его изобретения предвосхитят принцип действия самого модного на сегодня оружия в борьбе с нелегальным товарооборотом – технологии радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID). Справедливости ради следует добавить, что RFID можно успешно использовать не только в целях госполитики тотального надзора за рыночной экономикой, но и как полезный инструмент для управления складским учетом, логистикой, рабочим временем персонала и т. п.
Сохранение целостности цикла управления, высокий приоритет стратегических задач требуют, чтобы корпоративная информационная система при минимальных затратах давала быстрый и качественный результат, способствовала дематериализации информационных процессов и, как следствие, сокращению сопутствующих материальных издержек. Это возможно только при условии, что система оперирует надежными и актуальными данными, сбор которых сам по себе достаточно оперативен, результативен и прост. RFID отвечают этим требованиям вполне.
Современная учетная система с RFID-модулем, в числе прочего, помогает оптимизировать решение задач:
-
поиска и мониторинга товаров, подбора аналогов из ассортимента;
-
контроля подлинности и цепочки поставок;
-
сопровождения жизненного цикла работы производственного оборудования предприятия.
При внедрении таких технологий по целесообразности ключевыми эффектами становятся повышение управляемости производства, сокращение негативного влияния рисков и неопределенностей на менеджмент, и отсюда – укрепление устойчивости развития бизнеса.