В Швеции в ближайшие годы платежи наличными могут полностью исчезнуть

30.11.2018      16708

Швеция постепенно приходит к отказу от использования наличных платежей. Безналичные операции приобрели огромную популярность среди шведов, а власти страны рассматривают создание национальной электронной валюты.

Актуальная проблема

Шведский банк Riksbank озадачен вопросом: что произойдет, если наличные платежи будут полностью вытеснены безналом? Для некоторых стран, где физические деньги считаются более надежным и доступным средством сбережений, такая проблема может показаться чисто теоретической. Но не для Швеции.

Непогашенная стоимость наличных денег в обращении снизилась до 1% от ВВП этого государства. Подобная ситуация требует кардинально иных подходов финансовых регуляторов для контроля рынка. Один из вариантов ответа на сложившуюся ситуацию – выпуск национальной цифровой валюты, е-кроны.

Безналичное будущее

Шведское законодательство лояльно к безналичным платежам. К примеру, магазины, кафе и рестораны имеют право полностью отказаться от приема наличных денег, предупредив клиента об этом на входе. Банки сокращают список услуг, связанных с выдачей и приемом «налички».

Также в стране запущено мобильное приложение Swish, которое позволяет привязать банковской счет к номеру мобильного телефона. Благодаря программе пользователи могут свободно распоряжаться своими средствами: давать их в долг, дарить, использовать для оплаты услуг и покупки товаров даже на уличных рынках. Использует Swish каждый второй житель Швеции. Система расчетов внутри приложения поддерживается Центральным банком страны.

Если тенденция сохранится, то через пару лет может оказаться, что наличные платежи повсеместно перестанут приниматься, и физические деньги просто станут бесполезны. Для этого не потребуется даже принятие какого-либо закона – к такой ситуации могут привести условия рынка и предпочтения клиентов.

Швеция – не единственная страна, которая рискует столкнуться с подобной проблемой. Население Норвегии также все больше отдает предпочтение безналичным платежам, и Центробанки этих государств вместе прорабатывают стратегию регулирования валютного рынка в новых условиях.

Е-крона решит проблему

У регуляторов есть два варианта действий в сложившейся ситуации. Первый – не предпринимать ничего. В этом случае Центральный банк Швеции соглашается с тем, что население фактически потеряет доступ к физическим деньгам, эмитированным ЦБ. Роль государственного сектора в экономике изменится: первоочередными станут задачи обеспечения надежных и безопасных безналичных платежей.

Второй альтернативой может стать создание национальной цифровой валюты. Она должна стать дополнением к сбережениям граждан, хранящимся на банковских счетах. Этот проект получил название «е-крона». По задумке, курс новых денег должен быть жестко привязан к обычной кроне, т.е. обмен будет происходить 1:1.

Авторы предложения еще не пришли к единому мнению о том, необходимо ли начислять проценты за хранение е-крон. С одной стороны, если концепция новых денег – стать аналогом фиатной валюты, то депозитные отношения разрушат эту идею. Но с другой, возможность выгодно инвестировать свои сбережения может привлечь больше людей к цифровым деньгам.

Отдельно подчеркивается, что е-крона, в отличие от похожего проекта крипторубля, не имеет никакого отношения к блокчейн-технологиям и криптовалюте. Она будет функционировать по совершенно иным принципам. Как именно – станет понятным после презентации прототипа системы.


Автор:
Аналитик


См. также

Новость Банки ИТ-Новость Цифровая экономика

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который утверждает в России новое средство расчетов – цифровой рубль. За выполнение операций с валютой отвечает Банк России. Первые расчеты будут запущены уже в 2023 году.

14.07.2023    1231    VKuser24342747    15       

1

Новость Банки ИТ-Новость

Оператор платежной системы «Мир» разослал российским банкам документ с требованием обеспечить прием платежей по новой технологии. Первый этап внедрения завершится в апреле 2023 года.

14.12.2022    8292    VKuser24342747    1       

2

Новость ИТ-Новость

Китайский производитель смартфонов OPPO опубликовал доклад, в котором представил идею зарядки IoT-устройств от сигналов мобильных телефонов, Bluetooth и сетей Wi-Fi.

26.01.2022    8277    VKuser24342747    2       

1

Новость Банки Безопасность ИТ-Новость

Новая технология позволяет клиентам банков переводить деньги на ближайшие устройства при помощи Bluetooth и AirDrop без указания реквизитов карты или счета, а также телефонного номера.

02.12.2021    24255    VKuser24342747    3       

1

Новость GitHub Банки ИТ-Новость Цифровая экономика

«Сбер» снял ограничение, которое позволяло использовать ИТ-сервисы компании только корпоративным клиентам, и открыл доступ всем желающим к своим облачным сервисам.

24.05.2021    28691    VKuser24342747    4       

0

Новость Автоматизация Банки Искусственный интеллект ИТ-Новость

Разработка банка на базе архитектуры Tacotron 2 способна распознавать и синтезировать речь. Нейросеть обучена на собственном суперкомпьютере «Сбера» и реальных записях разговорного русского языка.

20.05.2021    27517    VKuser24342747    2       

1

Новость ИТ-Новость

CES (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе традиционно открывает год на мировом рынке технологий. Из-за ограничений, связанных с пандемией, выставку провели онлайн, но это не помешало производителям представить интересные новинки.

25.01.2021    29333    user1015646    2       

1

Новость Искусственный интеллект ИТ-Новость Облачные технологии

2020 год стал проверкой для облачных технологий, потоковой передачи данных, искусственного интеллекта и других столпов цивилизации 21 века.

05.11.2020    48757    SKravchenko    0       

2

Носите ли вы с собой наличные?


Нет, безопаснее везде платить картой (13.64%, 3 голосов)
13.64%
Только мелочь: для оплаты проезда в общественном транспорте (40.91%, 9 голосов)
40.91%
Конечно, везде расплачиваюсь наличными (40.91%, 9 голосов)
40.91%
Использую мобильные системы оплаты (4.55%, 1 голосов)
4.55%

Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. d.zhukov 1432 30.11.18 09:51 Сейчас в теме
А как же нал на волосатую лапку? Разве у них такого нет
2. user633533_encantado 11 30.11.18 09:52 Сейчас в теме
(1) Кстати нормальная тема, воровать труднее будет.
16. _wlad_ 04.12.18 14:47 Сейчас в теме
(2)
воровать труднее будет

нуну. писали уже про поддельный судебный приказ, который Сбер тут же исполняет... и всё, твоя зп тебе приснилась, её нетути.
19. _wlad_ 04.12.18 14:55 Сейчас в теме
(1)
А как же нал на волосатую лапку?

Японцы такое продумали уже очень давно. Дарится "произведение искусства неизвестного автора", человек выставляет его на аукцион и "неожиданно" ентот авангардизьм покупает какой-то сумасшедший за миллион долларов.
3. dunpil 93 30.11.18 09:53 Сейчас в теме
Варианты ответов какие-то странные.

Нужно еще более детальные варианты добавить:
- "нет, по религиозным убеждениям плачу только монетами",
- "плачу только картой, потому что через наличку передаются бактерии",
- "плачу только биткойнами и StartMoney!"
4. swimdog 767 30.11.18 10:38 Сейчас в теме
(3)
- "плачу только биткойнами и StartMoney!"


Перехожу с битков на $M )
20. _wlad_ 04.12.18 14:59 Сейчас в теме
(3)
- "нет, по религиозным убеждениям плачу только монетами",

Вот вы хихи, а в 1998 реально была ситуация, что зп выдавали 5 рублевками в бумажных мешках. Вы бы видели глазки продавцов в магазине электроники, когда я им высыпаю 200 монет :)
5. insurgut 207 30.11.18 10:55 Сейчас в теме
Если учесть то, что в Европе искренне удивляются, когда ты пытаешься телефоном оплатить покупку, то что-то слабо верится в такое. Вообще складывается впечатление, что Россия одна из самых "экваринговоориентированных" стран в мире.
user637113_crysound; 1c_uZer; +2 Ответить
7. w.r. 650 30.11.18 12:00 Сейчас в теме
(5) не заметил такого искреннего удивления не в самых передовых Испании и Италии. Даже в мелких супермаркетах не самых больших городов терминалы поддерживают бесконтактную оплату. Сетевые магазины само собой
6. zqzq 25 30.11.18 11:45 Сейчас в теме
1. Отказаться от наличных денег.
2. Ввести отрицательную процентную ставку для счетов/вкладов.
3. Profit.
Painted; Krio2; +2 Ответить
8. w.r. 650 30.11.18 12:03 Сейчас в теме
(6)
2. Ввести отрицательную процентную ставку для счетов/вкладов.

Тогда сам смысл банковской системы, как системы перераспределения денежных потоков, утратит смысл
17. _wlad_ 04.12.18 14:48 Сейчас в теме
(6)
Ввести отрицательную процентную ставку для счетов/вкладов.

и надуете чудовищный пузырь на фондовом рынке.
9. YanTsys 12 30.11.18 12:08 Сейчас в теме
Почему автор в опросе считает что если человек расплачивается картой то с собой он носит только мелочь?
Видел уже как в супермаркете вдруг перестали принимать карты и часть людей бросало свои покупки в тележках, потому что с собой не было налички, но ведь далеко не все такие наивные... Полно людей которые ради кэшбека и "спасибо от сбербанка" расчитываются картой но с собой всегда имеют аварийный запас налички.
11. Timur.V 79 30.11.18 14:46 Сейчас в теме
(9)
Полно людей которые ради кэшбэка

Я ж/д билеты купил 28 октября 2018 с кэшбэком 7% на сайте tutu.ru (ездил на Blockchain Life-2018 в Санкт-Петербург)
Сейчас посмотрел, по той схеме как покупал - сейчас можно купить с кэшбэком 6.3%
Можно было бы рассказать в комментарии как купить с такой скидкой, но не знаю как к этому отнесутся модераторы.
Поэтому, кому интересно пишите в личку e-mail и слово кэшбек, отправлю описание как купить с такой скидкой.

Обычно на новый год много людей покупают ж/д билеты. Можно ведь покупать их со скидкой ))
Информация выше - актуальна до нового года, после - будет кэшбэк около 1%.
12. rusmil 262 30.11.18 16:56 Сейчас в теме
(11) а Вы не задумывались о том, что без всякого кэшбэка товары и услуги могли бы стоить на 10% дешевле (7% кэшбэк + 3 % эквайринг)?
13. Timur.V 79 30.11.18 17:15 Сейчас в теме
(12)
могли бы стоить на 10% дешевле

Задумывался.
В деревне у производителей картошку можно купить за 6-10 руб/кг, а после перекупов в магазине за 30-40 руб/кг.
У производителя - это прибыль за 365 дней, а у перекупщика - это прибыль за 7-30 дней. (рецепт бизнеса в России)
А вы говорите 10% ))
22. YanTsys 12 04.12.18 16:19 Сейчас в теме
(13) Думаю арифметика не такая уж и простая. Производитель зимой и весной по той же цене продает?
18. _wlad_ 04.12.18 14:50 Сейчас в теме
(9)
Полно людей которые ради кэшбека и "спасибо от сбербанка" расчитываются картой но с собой всегда имеют аварийный запас налички.


Вот именно. Нормальный человек не хочет стать внезапно клоуном с пласмаской в руке.
10. MikhailDr 30.11.18 13:14 Сейчас в теме
Плачу везде где можно безналом, это просто удобнее. Но несколько тысячных купюр с собой ношу, на всякий пожарный.

Плюс еще налом плачу в продуктовом киоске рядом с домом, там нет безнала.
14. пользователь 30.11.18 21:43
Сообщение было скрыто модератором.
...
15. vipetrov2 03.12.18 05:11 Сейчас в теме
Для России этот безнал не актуален. Большинство людей с день зарплаты снимают все с карты и не доверяют банкам. А сейчас, когда любят карты блокировать тем более. А запретить наличку не получится, будут в долларах держать и ими же рассчитываться в маленьких магазинах без налогов. Когда любые услуги переводят на электронные, то гос.органам становится не рентабельно выискивать и пресекать не электронные услуги.
21. YanTsys 12 04.12.18 15:55 Сейчас в теме
(15)
Большинство людей с день зарплаты снимают все с карты и не доверяют банкам.

А все те люди которые в магазинах пластиковыми картами отовариваются, это не русские люди, а гости из сказки?
23. vipetrov2 10.12.18 12:04 Сейчас в теме
(21) Здесь противоречия нет. Просто оставляют некоторую сумму на карте для покупок. Более умные заводят вторую карту с большим кешбеком. А еще люди в ноль все снимают с зарплатной карты, а в магазинах расплачиваются по кредитной карте, там процентов на срок до 3х месяцев нет, таким образом получают бесплатный кредит. Но держать много денег на карте все равно же не хотят.
Сейчас все больше людей начинают переходить на платежи в криптовалюте, что бы налоги не платить. Уже часто стали появляться новости, то 29%, то 39% фрилансеров предпочитают получать деньги в криптовалюте. А крупные компании, например, между собой векселями на предъявителя расплачиваются, там 1 бумажка 1 млн.$.
24. YanTsys 12 10.12.18 19:54 Сейчас в теме
(23) Ну так-то звучит как-то понятнее, а то в предыдущем посту было написано так как будто страна диких людей которая не пользуется картами с тех пор как Петр первый велел бороды остричь :)

Уже часто стали появляться новости, то 29%, то 39% фрилансеров предпочитают получать деньги в криптовалюте.

Хммм... Ну вот захотел такой фрилансер за квартиру арендную плату со своей зарплаты выплатить, как он крипту в рубли конвертирует?
25. vipetrov2 11.12.18 05:31 Сейчас в теме
(24) Этот процесс набирает обороты, сбербанк в этом деле только помогает. В идеале, он заплатит арендатору в криптовалюте, потому что тот тоже не хочет платить налоги. Так же можно крипту обменять на доллары, рубли. Можно товары приобрести. При чем все левые доходы хранятся на зарубежных счетах, а товары и услуги в интернете с этих счетов и оплачиваются, еще можно на отдых за границу с семьей съездить на эти деньги. Все эти серые схемы раньше были доступны только юр.лицам. А теперь этими схемами могут пользоваться и физ.лица, благодаря электронным средствам платежа.
26. YanTsys 12 12.12.18 11:53 Сейчас в теме
(25) Вы же говорите что прямо сейчас 39% фрилансеров имеют заработок в крипте, вот я и спрашиваю как они существуют не в идеале а прямо сейчас. Как они могут уходя от налогов оплачивать квартплату, еду, бензин, ремонт автомобиля и прочие свои насущные потребности?
Как он может крипту обменять на рубли?
Оставьте свое сообщение