До конца 2021 года МВД разработает механизм ареста и конфискации криптовалют. У инициативы две проблемы: сначала криптовалюты нужно легализовать, а затем – заставить иностранные биржи выдать электронную валюту.
Вместе с МВД разработкой механизма займутся Росинфомониторинг, Генпрокуратура, Следственный комитет, Минюст, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная таможенная служба (ФТС) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП), а также Верховный суд.
Чтобы конфисковать, надо легализовать
В законодательных нормах России виртуальные активы никак не отражаются, а значит – не существуют с точки зрения правового поля.
Законопроект, в котором вводятся понятия криптосферы и цифровых валют, находится на рассмотрении с 2017 года и до сих пор в нем нет однозначного определения этих терминов: специалисты по-разному трактуют изложенные формулировки. К тому же, они не подходят для запуска работы над проектом конфискации виртуальных активов.
Технические нюансы
Криптовалюта размещается либо в криптокошельке, либо на криптобирже. Криптокошельки анонимны: чтобы конфисковать у гражданина криптовалютный кошелек, нужно доказать принадлежность актива именно этому человеку. Кроме того, потребуется узнать пароль, которым владелец вряд ли захочет поделиться.
В России криптобирж нет. Действующих договоренностей по сотрудничеству в области криптовалютного законодательства с электронными биржами других стран – тоже. Если речь идет об аресте счета на иностранной криптобирже, правоохранительным органам понадобится механизм влияния, чтобы потребовать блокировку средств, объясняет Cnews.
Самый действенный механизм конфискации – на основе международных соглашений по контролю над оборотом и выпуском криптовалют. Для этого на международном уровне необходимо определиться с юридическим статусом виртуальных активов и выработать процедуры по работе с незаконным оборотом виртуальных активов.
Что будет с конфискатом
Для хранения конфискованных виртуальных активов госорганам придется открыть официальные криптовалютные счета. Чтобы защитить изъятую криптовалюту при больших колебаниях курса, логичнее всего создать государственную криптобиржу и стабильный крипторубль.
В противном случае, необходимо будет менять виртуальные активы на деньги сразу после конфискации, а это вызовет много сложностей с точки зрения обратного обмена, если суд признает обвиняемого невиновным.
Что же делать
Чтобы виртуальные активы можно было конфисковать, им нужно придать официальный статус товара или денежного эквивалента, утвердив это в российском законодательстве. Похожую процедуру потребуется провести и на международной арене. Или же выработать договоренности с иностранными криптобиржами о сотрудничестве со следствием. Также государству потребуется решить вопрос сохранности виртуальных активов на время проведения расследования и после вынесения приговора.