Госдума предлагает перенести обязательную маркировку массовых потребительских товаров на 1 января 2022 года.
Впервые законопроект об отсрочке маркировки внесен на рассмотрение Госдумы в июне 2018 года. Его отклонили на уровне Комитета по государственному строительству и законодательству. Не поддержало законопроект и правительство.
Причины для отсрочки
Авторы законопроекта объяснили, почему обязательную маркировку необходимо отложить. От изменений ждут положительного результата, но на практике процесс вырастит цены на потребительские товары и навредит бизнесу.
В качестве примера приводится внедрения системы прослеживаемости алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Для того, чтобы нормализовать ситуацию на рынке, потребовалось несколько лет.
Особые опасения депутатов вызывает обязательная маркировка лекарств, которая должна стартовать с 1 января 2020 года. Препараты, произведенные после этой даты и не помеченные кодами, будут считаться контрафактом. Аптеки не смогут отпускать лекарства, если не будут оборудованы средствами считывания марок и подключены к специальной информационной системе.
За два месяца до старта обязательной маркировки, к ИС подключились только 15% продавцов.
Что принесет сдвиг сроков
Если обязательную маркировку отложат, правительство сможет разработать прозрачные критерии для отнесения товаров в перечень маркируемых, в том числе с учетом степени потенциального риска для потребителей и специфики самих товаров (тип и размер упаковки, трудоемкость и стоимость оснащения производственных линий и т.д.).
Обязательная маркировка товаров вводится в интересах потребителей, бизнеса и государства. Судя по неоднократным обращениям бизнес-ассоциаций и общественных организаций потребителей, принципиальные аспекты, связанные с введением обязательной маркировки, до сих пор в должной мере не проработаны, отмечают авторы законопроекта.