Федеральная антимонопольная служба представила новую версию законопроекта, который обязывает производителей и дилеров предустанавливать российские приложения на устройства, предназначенные для рынка РФ. Samsung и Xiaomi выразили готовность выполнять новые требования.
Поэтапное введение норм
В декабре 2019 года президент РФ подписал закон об обязательной установке российского ПО на устройства, согласно которому устанавливать приложения можно как на этапе производства, так и непосредственно перед продажей. Главное, чтобы покупатель после оплаты получил гаджет с российским ПО.
Сроки введения новой нормы отличаются в зависимости от класса техники.
-
Так, с 1 июля 2020 года российские приложения будут устанавливаться перед продажей на все смартфоны.
-
А через год они станут обязательными для ПК, планшетов и умных ТВ. Ранее предустанавливать приложения на ТВ хотели с июля 2022 года – на год позже, чем на ПК и планшеты.
Что и куда будут устанавливать
Список гаджетов, на которые распространяется норма, до сих пор окончательно не утверждено. Теоретически в него могут включить и другую технику.
Так, в новой версии документа появилось упоминание о беспроводных устройствах связи, которые поддерживают как минимум две функции и имеют сенсорный экран. Это и смарт-часы, и навигаторы. На них, как и на смартфоны, норма распространится с 1 июля 2020 года.
С приложениями ситуация яснее. Для смартфонов это:
- антивирусы;
- мессенджеры;
- клиенты для почты и соцсетей;
- навигационное ПО;
- браузеры;
- приложение для госуслуг;
- и платежная система «Мир» (это нововведение, в прошлой версии проекта ее хотели устанавливать с 2023 года).
Для ПК установят:
- антивирусы;
- навигационное ПО;
- браузеры;
- клиенты для почты;
- приложение для госуслуг;
- программы для проигрывания музыки и видеофайлов;
- и программы для доступа к ТВ и радио.
Для умных ТВ
- антивирус;
- программы для проигрывания музыки и видеофайлов;
- программы для доступа к ТВ и радио.
В новой версии проекта уточнили: предустанавливать будут только популярные приложения. Это ПО, которое имеет не менее 100 тыс. уникальных пользователей и 100 тыс. загрузок ежемесячно.
Производители были против
После того, как Госдума приняла документ в третьем чтении, РАЭК обратилась к президенту РФ с просьбой не подписывать закон. Аpple, Google, Samsung и другие члены ассоциации заявляли, что новая норма приведет к появлению на рынке монополии.
Представители РАЭК подчеркивали: документ нарушает положения договора ЕАЭС и принципы ВТО. Конечно, закон позволит активнее продвигать российские приложения и поддерживать отечественных разработчиков, но это будет делаться слишком агрессивно и в ущерб другим участникам рынка. К тому же приведет к замедлению темпов развития отрасли.
Теперь Samsung и Xiaomi готовы
Изначально в Samsung выступали против введения закона. Но теперь компания изменила риторику.
Норма не повлияет на планы южнокорейского производителя на российском рынке, заявили в компании. Samsung адаптирует свою политику и будет соблюдать требования российского законодательства.
Подобный опыт у компании есть. Так, на смартфоны Samsung уже устанавливали почту Mail.ru и поиск «Яндекса».
Готова выполнять новые требования и Xiaomi. Специалисты компании смогут устанавливать ПО в рабочем режиме. Практика уже отработана: во многих странах гаджеты продаются с комплектом предустановленных приложений от локальных разработчиков.
Несколько «но»
В документе сказано: если производитель не может установить российское ПО на свои устройства, он должен сообщить об этом публично и рассказать, что мешает это сделать. Это своего рода лазейка, которую теоретически могут использовать производители.
Еще один минус новой версии – размытость определения устройств. Под нее подпадает достаточно много техники: так, даже у геймбоя или другой игрушки может быть сенсорный экран и как минимум две функции.
Производители сомневаются, что успеют реализовать требования до 1 июля. Из-за коронавируса производства замедлились, работа сервисных центров в Китае также нарушена, фабрики и службы поддержки на карантине.
Наконец, требование о предустановке только популярных приложений ставит мелких и крупных разработчиков в неравные условия. Вряд ли молодые стартапы смогут конкурировать с «Яндексом» и Mail.Ru.