ФНС сообщает, что у ИП и ЮЛ появилась возможность сделать электронную подпись полностью удаленно. Это первый этап эксперимента «Старт бизнеса онлайн».
Как сделать электронную подпись удаленно
Инструкция по оформлению квалифицированной электронной подписи (КЭП) появилась на сайте ФНС 13 февраля.
КЭП в удаленном режиме делают по биометрии. От лица, который ее оформляет, требуются:
- Регистрация на Госуслугах;
- Регистрация в Единой биометрической системе. Чтобы ее сделать, нужно обратиться в один из банков-центров обслуживания.
- ПК с микрофоном, веб-камерой и установленным ПО для электронной подписи.
- Сертифицированный токен. Вы можете использовать старый, ранее купленный токен, но на нем не должно быть других действующих сертификатов.
Чтобы сделать электронную подпись, ИП или ЮЛ нужно зайти в свой личный кабинет на сайте налоговой. ЮЛ: нажать на кнопку «Выпустить сертификат ЭП с помощью ЕСИА и ЕБС». ИП: перейти в раздел «Услуги. Сервисы» и выбрать «Получение КЭП», затем дистанционный вариант.
Далее КЭП делается в несколько простых шагов:
- подтверждение личности;
- проверка заявления на подпись (формируется автоматически);
- непосредственно выпуск КЭП;
- запись КЭП на токен.
Формирование КЭП должно происходить быстро: по утверждению ФНС, буквально за несколько минут.
Возможность сделать КЭП удаленно появилась в рамках эксперимента «Старт бизнеса онлайн». Это эксперимент по упрощенной регистрации ИП или ЮЛ, полностью удаленно, за один день. Официально он начнется с 1 марта 2024 года и продлится до 1 марта 2025 года. Подробную информацию об эксперименте можно посмотреть на сайте ФНС.
Как сделать электронную подпись в удостоверяющем центре
Для тех, кто не может выпустить подпись удаленно, остается вариант личного обращения в УЦ.
Адреса УЦ налоговой, которые выдают электронные подписи, можно посмотреть на сайте ФНС. Также можно записаться на прием онлайн, выбрав удобный день и время.
Список документов для выпуска КЭП: паспорт, СНИЛС, ИНН (для ЮЛ ИНН компании и ИНН представителя, для ИП только ИНН предпринимателя).
Для выпуска КЭП нужно прийти в УЦ с документами и токеном (или купить его на месте). Заявление на выпуск можно заполнить прямо в УЦ или подать его онлайн, через личный кабинет на сайте ФНС.
Выпуск КЭП занимает обычно не более 15 минут.
В некоторых случаях в выпуске электронной подписи могут отказать. Причиной могут быть отсутствующие документы, несовпадение данных в документах и в государственных системах, неисправный или несертифицированный токен. Выпустить КЭП на обычную флешку вместо токена также нельзя.
Подробная инструкция по получению и использованию КЭП от ФНС