Законопроект федерального закона изменяет порядок учета и контроля табачной продукции для фиксации в ЕГАИС всей цепочки движения табачных товаров: от поставок сырья, производства, импорта до продажи оптом и в розницу.
Модель учета
Законопроект предлагает доработать единую государственную автоматизированную информационную систему учета ЕГАИС для фиксации информации об объеме производства и оборота табачных изделий и сырья. Если его примут, с 1 сентября 2022 года все участники оборота табачной продукции будут обязаны передавать данные в обновленную ЕГАИС.
При этом в законопроекте учтены как товары, подлежащие обязательной маркировке, так и товары и сырье, которые не участвуют в учете посредством нанесения индивидуальных идентификаторов.
В качестве модели для учета табачной продукции выбран вариант по контролю за алкогольной продукцией с одним отличием – сейчас алкоголь учитывается только в единой системе ЕГАИС. Но планы по учету алкоголя в системе маркировки уже в процессе реализации – первый эксперимент по маркировке пива стартовал 1 апреля.
Требования к оборудованию
Законопроект устанавливает требования по обязательной государственной регистрации основного технологического оборудования для производства табачных изделий и сырья. Если оборудование больше не используется, его нужно законсервировать. Расконсервация и дальнейшее эксплуатация оборудования возможны только при участии федерального органа по контролю и надзору.
Устанавливаются особые требования к оборудованию по производству табачных изделий: разрешено только оборудование включенное в перечень основного технологического оборудования для производства табачных изделий и сырья. Кроме того производитель должен владеть оборудованием на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, и иметь сертификат или декларацию о соответствии.
При производстве немаркированной продукции и сырья оборудование должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства в ЕГАИС. Такое же оборудование должно быть и у оптовых продавцов табачной продукции.
При производстве маркированной продукции оборудование должно быть оснащено модулем по нанесению средств идентификации на упаковки или этикетки и передаче данных в систему маркировки (ГИС МТ).
Интеграция ЕГАИС и ГИС МТ
Также предусмотрена интеграция между ЕГАИС и ГИС МТ. Информация о производстве и обороте табачных изделий, подлежащих маркировке, будет поступать в ЕГАИС в автоматическом режиме из государственной системы мониторинга.
Лицензирование
Разработчики законопроекта предлагают ввести лицензирование на следующие виды деятельности:
- производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий и сырья;
- производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий;
- оптовая торговля табачными изделиями;
- оптовая торговля сырьем.
После введения изменений, перевоз физическими лицами немаркированной табачной продукции будет под запретом. Исключение: совершеннолетние граждане с ограничением в 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или все вместе с общим весом не более 250 граммов на одного человека.
Сроки вступления изменений в силу
Если законопроект примут:
- С 1 апреля 2022 года вступают в силу изменения, касающиеся введения лицензирования.
- С 1 сентября 2022 года вводятся требования по оборудованию. Кроме требований о принадлежности производителю табачных изделий основного технологического оборудования на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, передаче данных в ЕГАИС, обмен данными между ЕГАИС и ГИС МТ.
- С 1 июля 2025 года начнет действовать требование о владении производителем табачных изделий основного технологического оборудования на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Цели поправок
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, сейчас действенные механизмы контроля за производством и оборотом табачной продукции отсутствуют. Большое количество федеральных органов исполнительной власти, регулирующих табачный рынок, разрозненное нормативно-правовое регулирование и несогласованные задачи приводят к отсутствию скоординированных решений в этой сфере. Как следствие увеличивается нелегальное производство и оборот табачной продукции.
Вместе с тем повышение акцизов на табачную продукцию провоцирует рост объемов нелегального производства и оборота табачной продукции. По оценкам экспертов, доля нелегальной табачной продукции в России за 2016 – 2018 годы увеличилась с 1,5% до 8%. В 2019 году тенденция к увеличению нелегального оборота сохранилась – по итогам года рост составил 15%. В прошлом году доля нелегальной табачной продукции сократилась до 7%. Основную роль в снижении сыграли ограничения в виде закрытия государственных границ и сокращения каналов продаж в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Реализация новых мер позволит установить контроль за производством и оборотом табачных изделий и сырья. Также повысится легальность табачного рынка, и для предпринимательского сообщества будут созданы понятные условия его функционирования.