Правительство сообщило о том, что переход бизнеса на новый формат электронной подписи будет отложен до 2023 года. К ранее установленному сроку – 1 января 2022 года, бизнес оказался не готов.
Изменения в выдаче ЭЦП
Напомним, что в этом году после внесения поправок в закон N 63-ФЗ «Об электронной подписи» изменился порядок получения электронной подписи. Электронные подписи не могут выдавать центры, не прошедшие аккредитацию.
Кроме того, с 1 июля на руководителей организации, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов электронные подписи стала выдавать ФНС и ее доверенные центры. Выдача ЭЦП в этих организациях стала бесплатной. Сотрудники организаций могут получить новую ЭЦП только в аккредитованных удостоверяющих центрах. Аккредитация этих центров проходит путем утверждения полномочий центра в специально созданной правительственной комиссии.
Физлица, получившие ЭЦП, могут ее использовать не только для рабочих целей, но и в личных. Однако, чтобы подписать какой-то документ от имени организации, сотруднику понадобится «машиночитаемая доверенность». Эта доверенность представляет собой дополнительный файл, который прикладывается к электронному документу и утверждается подписью руководителя организации, полученной в ФНС. Таким образом, подтверждается, что человек, подписавший документ, наделен полномочиями на подпись от организации.
Введение переходного периода
Несмотря на то что в течение 2021 года действуют параллельно ЭЦП, выданные аккредитованными и неаккредитованными по новым правилам удостоверяющими центрами, готовность бизнеса к переходу на новые формы ЭЦП оказалась невысокой.
Как сообщили РБК, в октябре на совещании с участием премьер-министра было принято решение отложить финальную стадию реформы. Весь 2022 год аккредитованные центры могут продолжить выпускать ЭЦП на сотрудников с привязкой к организации. Использование машиночитаемой доверенности будет добровольным.
Отсрочка предоставляется для того, чтобы у бизнеса была возможность изменить свои процессы и программное обеспечение для подписания документов сотрудниками с использованием машиночитаемой доверенности.
Мнения экспертов
Директор направления по нормативному регулированию автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» подчеркивает, что закон о цифровой подписи изменили для борьбы с мошенниками. Но эти изменения отразились не только на физических лицах, но и на удостоверяющих центрах. Кроме того, изменения сильно затрагивают компании, которые используют в своих процессах электронный документооборот.
Для изменений программ и перестройки бизнес-процессов у компаний может уйти от полугода до года. Переходный период позволит бизнесу мягко и без рисков перейти к новой модели работы. Также за это время есть возможность обучить пользователей новому формату работы с ЭЦП.
Техдиректор «Такскома» отмечает, что к новому году никто не был готов работать по новым правилам и применять машиночитаемые доверенности. Без переходного периода у компаний и сервисов, использующих электронный документооборот, сразу возникнет масса проблем в работе. Большинство разработчиков информационных систем даже не приступали к разработкам по использованию ЭЦП по новым правилам, отметил он.