Правительство России окончательно определилось, какие преференции стоит предоставить ИТ-бизнесу. Стали известны детали налоговых льгот и критерии компаний, которые могут претендовать на них.
Подробности маневра
Проект закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», по задумке правительства, должен вступить в силу в начале 2021 года. Как и обсуждалось ранее, для компаний, подпадающих под действие документа:
- налог на прибыль будет снижен с 20% до 3%, при этом:
- 3% налога на прибыль организация будет уплачивать в федеральный бюджет;
- а сборы в региональные бюджеты будут нулевыми.
- ставка страховых взносов уменьшена с 14% до 7,6%, из которых:
- 6% включают взносы на обязательное пенсионное страхование;
- 1,5% на обязательное соцстрахование;
- и 0,1% на обязательное медицинское страхование.
Кроме предоставления льгот, законопроект устанавливает отмену нулевого НДС на продажу программного обеспечения с 2021 года. Эта норма коснется только компаний, не входящих в реестр разработчиков российского ПО.
Закон не для всех
Проект закона определил, какие организации могут рассчитывать на новые льготы. Налоговым маневром смогут воспользоваться ИТ-компании с государственной аккредитацией Минкомсвязи и штатом не менее семи человек, у которых 90% выручки приходится на разработку и продажу программ (кроме рекламного ПО) или распространение своих продуктов по модели SaaS (лицензии по подписке).
Такие ограничения могут привести к тому, что под действие законопроекта не попадут многие российские ИТ-гиганты. К примеру, «Яндекс», Mail.Ru и Ozon, хоть и тесно связаны с высокотехнологичным бизнесом, основные доходы получают от рекламы и продажи товаров и услуг.
Позиция бизнеса
В Mail.ru Group рассказали, что компания все же планирует воспользоваться новыми льготами. В организации рассчитывают, что выпускаемые организацией игры и решения для бизнеса позволят соответствовать установленным критериям. Кроме того, представитель ИТ-гиганта надеется, что в законопроект будут внесены поправки, упрощающие международную экспансию и продвижение ИТ-продуктов на иностранных рекламных площадках.
Дмитрий Соловьев, партнер консалтинговой компании Ventum Partners, отмечают, что в текущем тексте закона критерии ИТ-компаний все еще прописаны недостаточно конкретно. Он лишь описывает, что правительство понимает под выручкой от реализации ПО: например, в законопроекте появилось уточнение про SaaS-модель, которая раньше вызывала вопросы у налоговых ведомств.
Кроме того, в правовой акт внесено понятие рекламного ПО, разработка которого не позволяет получить льготы, продолжает эксперт. Раньше компании, владеющие сайтом с рекламой, могли утверждать, что предоставляют доступ к программе или базе данных, и получать льготы. Новый закон пресекает подобные случаи.
Соловьев согласен, что многие ИТ-гиганты не смогут воспользоваться налоговым маневром из-за продажи рекламы и сторонних услуг. С другой стороны, они и до этого не всегда пользовались доступными преференциями. Показателен пример «Яндекса», который позиционирует свой сервис для заказа такси как информационную услугу, а не софт.