Мало правильно заполнить отчет, нужно еще сдать его в налоговый орган. К сожалению, в этом году при сдаче отчетности по электронным каналам происходит на удивление много сбоев со стороны ФНС.
У нас проблемы
Начиная с 25 декабря 2018 у налоговой службы возникают неполадки при приемке отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), сообщает один из операторов – ГК «Астрал». А именно, задерживаются ответные транзакции от ФНС: не приходят квитанции и протоколы о приеме отчетов. Проблемы наблюдаются у всех операторов.
Сбои связаны с очередным этапом планового перехода ФНС на автоматизированную информационную систему АИС3 (АИС «Налог 3»). Именно сейчас региональные базы в этой системе заменяются на федеральные. Налоговики обещают позднее выслать пользователям квитанции, протоколы и документы, ждущие своей очереди .
Другой спецоператор, «Такснет», пишет, что технические проблемы в ФНС должны решиться к 1 февраля, но не везде. Во многих регионах ответ от налоговой следует ждать не раньше 11 февраля.
Тем временем официальный сайт налоговой службы никак не комментирует сбои. Напротив, руководитель ФНС Михаил Мишустин говорит о высоком уровне оказания цифровых услуг и работы центров обработки данных.
АИС «Налог-3» – единая информационная система ФНС России, которая обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС по всем выполняемым функциям. Стоимость ее разработки и внедрения – 832 млн руб. на первом этапе и 950 млн руб. на втором, итого почти 1,8 млрд рублей.
Реакция пользователей интернета
Участники бухгалтерских форумов и групп в соцсетях рассказывают не только о задержке протоколов, но и о гораздо более неприятных вещах. Например, об отказах в приеме отчетов (хотя при проверке у оператора ЭДО ошибок не было), из-за чего некоторым компаниям уже начислили пени и штрафы. Сообщается и о случаях неправильной привязки отчетов, итог – недоимка и требование об оплате.
В сообществе в Facebook можно прочесть в том числе и такие комментарии:
«Поздравьте, коллеги. Прилетело решение на 200 руб. ))) За несвоевременно сданную среднесписочную. Вообще-то, я отправила отчет 18.01.2019 )) А они приняли 28.01.2019»
«У моего клиента ИП на лицевом счете физического лица присел Расчет по страховым взносам. В результате недоимка и пени сигналят об оплате»
«Что самое интересное отчеты по РСВ принимаются, а среднесписочная висит ...21 срок у нее ...висит все, и среднесписочные и вмененка, теперь уже и НДС» – пишет участница еще одного обсуждения.
А некоторым организациям пришли требования на смеси русского и английского языков… «Мне кажется кто-то мстит налоговой. Наняли хакера. И он крякнул им все. Иначе как объяснить происходящее с ФНС?» – недоумевает комментатор.
Активные бухгалтеры даже решили написать коллективное письмо Мишустину.
Что делать?
Не стоит поддаваться панике. Ведь днем представления налоговой декларации считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, гласит п. 4 ст. 80 НК РФ. В статье прямо указано, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме, если иное не предусмотрено самим Кодексом.
Таким образом, если оператор ЭДО может подтвердить факт своевременной отправки отчета, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности нет. Если налоговая все же выставит налогоплательщику штраф после окончания срока сдачи, можно запросить у оператора акт технической экспертизы и представить его в ИФНС.
Некоторые пользователи разместили в сети полученные ими рекомендации самих налоговиков на случай сбоев.
«Если вы отправили в ИФНС электронный расчет по взносам, но так и не получили уведомление о том, что отчетность принята, рекомендуется не торопиться с повторной отправкой. В настоящий момент в ФНС наблюдаются большие задержки в обработке документов по всем операторам связи.
Если вы отправили отчетность и получили «Подтверждение даты отправки» и «Извещение о получении», никаких дополнительных действий предпринимать не нужно. Задержка в получении сообщения о принятии/не принятии отчетности вызвана техническими причинами. Если же вы получили «Подтверждение даты отправки» и «Сообщение об ошибке», рекомендуется исправить указанные в сообщении недочеты и отправить документ повторно. В случае, когда после отправки отчетности не пришло даже «Подтверждение даты отправки», свяжитесь со своим оператором ЭДО»
При этом сообщается, что проблемы были при сдаче декларации по НДС, затем РСВ, и, «по слухам из налоговой», следует ожидать того же при отправке по ТКС отчета 2-НДФЛ. (Источник)
Напомним, что всегда можно отправить отчет в бумажном виде, обычной почтой. В этом случае днем сдачи будет считаться день отправки (по почтовому штемпелю). Правда, так отчитаться могут лишь компании с численностью не выше 100 человек. Лучше посылать отчетность ценным письмом с описью вложения.