Концепция ландшафта 1С-систем на предприятии

09.12.22

Управление ИТ - Управление ИТ-департаментом

Визуализация размещения программных ресурсов и сервисных данных 1С-систем в корпоративном ландшафте. Как 1С-службе и ИТ-службе договориться о разграничении, получить свободу для своих задач и сохранить порядок во взаимодействии.

При работе с семейством программ 1С возникает потребность упорядочить размещение программных ресурсов и сервисных данных в корпоративном ландшафте.

На представленной визуализации попытка такого упорядочивания по итогам нескольких лет работы на разных проектах. Эта раскладка проистекает из рекомендаций самой 1С, имеющихся на ИТС. Но в оригинале было три зоны, а в представленном размещении практика заставила выделить семь зон.

Цель:

  1. Организовать ландшафт 1С не хаотично, а под определённые критерии.
  2. Выдать ИТ-службе карту размещения ресурсов, которая
  • 1Снику обеспечивает систематизацию управления внутри своей «песочницы»
  • Позволяет ИТ-службе получить свободу в самостоятельном масштабировании и размещении ландшафта 1С.
  1. Заменить картой ландшафта (одной картинкой) гору описаний.

Критериями создания зон избраны:

  1. Целевое назначение ресурса
  2. Объём (нагрузка) и виды операций
  3. Количество и тип пользователей

Каждая выделенная вертикальная зона отличается по трём перечисленным выше критериям. На самом деле, при внимательном прочтении, критериев пять – три качественных (назначение , вид операции, вид пользователя), два количественных (объём операций и количество пользователей).

Например: Подготовительная и Файловая зоны по назначению, по сути, обе являются файловыми зонами, но в Файловой зоне (хранилище) предполагается интенсивный обмен файлами с системой, а Подготовительная зона предполагает достаточно редкое обращение к её файлам.

Второй пример: Продукционная зона и зона Разработки отличаются по назначению и объёму операций. В зоне Разработки предполагается очень высокий уровень нагрузки в определённые периоды времени (чаще всего ночь, мёрджинг) в сочетании с более спокойными периодами кодинга днём. Продукционная зона под нагрузкой всегда (у большинства организаций с покрытием всех часовых поясов  или широкой дуги часовых поясов), но в ночные часы у большинства предприятий предполагается технологическое окно с более низкой нагрузкой.

Внутри зон прямоугольники обозначают те или иные ресурсы. Прямоугольники могут размножаться внутри зоны под потребности конкретной организации и характеризуются обособленным размещением. Не обязательно наличие каждого из прямоугольников в конкретной организации, но ландшафт стоит проектировать в расчёте на то, что представленные объекты внутри зоны рано или поздно на предприятии будут гарантированно заполнены.

Однотипные прямоугольники могут объединяться в кластеры внутри зоны. Но выход размещения из зоны допускается только при изменении трёх критериев, указанных выше. Для критериев 2 и 3 могут быть введены количественные определители (интервалы).

Результат:

  1. ИТ-служба может на своё усмотрение размещать зоны и кластеры на физических серверах, в облаке, в виртуальных машинах или докерах;
  2. Языком взаимодействия между ИТ-службой и 1С-службой и инструментом упорядочивания взаимодействия становится адресация (именование) зон и кластеров (прямоугольников);
  3. Ландшафт для 1Сника остаётся неизменным и предсказуемым (программируемым!) при любых изменениях в ИТ-инфраструктуре.

Предложенная схема ландшафта суть есть законченный идеал нихт, поэтому приветствуются предложения и идеи. :-)

1C ландшафт инфраструктура схемотехника зона кластер

См. также

Управление ИТ-департаментом Бесплатно (free)

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни ИТ-компании растут из года в год минимум по 30%, а другие считают за счастье повторить показатели прошлого года? Одни ищут возможности: как выйти на новые проекты, адаптироваться к очередному кризису и нарастить объемы. Другие ищут оправдания: дефицит специалистов на рынке, гонка зарплат, клиенты в кризис экономят деньги… Расскажем о методике стратегического планирования OKR, которая позволяет управлять имеющимися ресурсами и выжимать максимум из того, что есть.

03.09.2024    494    0    hobbit91    1    

3

Управление ИТ-департаментом Руководитель проекта Бесплатно (free)

Как найти место для ИТ-персонала в организационной структуре предприятия. Какая организационная и административная форма сосуществования может оказаться более полезной и выгодной. Какой ИТ-шник лучше и выгоднее - свой или приходящий. Попытка ответа на эти вопросы изложена в статье.

12.03.2024    916    0    DemetrKlim    9    

5

Управление ИТ-департаментом Бесплатно (free)

В последнее время в ИТ-сфере получил распространение термин «бизнес-партнёр». О том, чем отличается новая модная должность от менеджера по изменениям, и как превратить ИТ-службу в бизнес-партнера холдинговой структуры, пойдет речь в статье.

26.09.2023    2190    0    tchee    0    

12

Управление ИТ-департаментом Бесплатно (free)

Когда с 1С в онлайне работают 1500 пользователей в режиме 24x7, создавая сотни тысяч документов в день, а бизнес регулярно просит новые фичи, которые потом должны работать с учетом SLA, проблема производительности и отказоустойчивости выходит на первый план.

21.08.2023    1330    0    user1272110    1    

5

Управление ИТ-департаментом Бесплатно (free)

КРОК – ИТ-компания, выполняющая больше 2000 проектов в год, но у компании нет проектного офиса – его заменяют специализированные ИТ-инструменты и люди, которые общаются между собой. Расскажем о том, как сотрудничать с творцами автоматизированных систем и какие ИТ-инструменты использовать для получения обратной связи от команд и измерения «пульса» активностей.

24.07.2023    1594    0    user1693260    0    

5

Управление ИТ-департаментом Бесплатно (free)

Олег Филиппов, СТО WiseAdvice.Tech, рассказал, как эволюционировал стэк технологий в компании.

22.12.2021    3812    0    wiseadvice_tech    9    

37

Управление ИТ-департаментом Бесплатно (free)

Когда я создавал Инфостарт, у меня была фраза: «Создание компании – это просто очередной проект автоматизации».

29.10.2021    4037    0    support    8    

48

Управление ИТ-департаментом Руководитель проекта Россия Управленческий учет Бесплатно (free)

Как организовать Топ-менеджеров организации? Описание построения структуры для управления бизнесом.

10.06.2019    4047    0    Ликреонский    2    

2
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Nikola23 705 10.12.22 14:51 Сейчас в теме
Вижу отдельный сервер реструктуризации.
А можно поподробнее?

Какие технологии позволяют выделить реструктуризацию на отдельный сервер?
2. roman72 390 10.12.22 23:01 Сейчас в теме
(1) В моей практике не было никаких особенных технологий реструктуризации.
Обычная реструктуризация через конфигуратор. Выяснилось, что такая операция требует отдельного сервера из-за повышенной нагрузки на больших базах.
Поэтому под такие задачи выделили отдельный сервер, чтобы не грузить рабочий сервер с ДРУГИМИ базами.

Прорабатывали вопрос работы по такой схеме:
1) сделать копию базы, разместить на выделенном ресурсе
2) сделать SQL бэкап рабочей базы с отметкой времени
3) запустить частичный бэкап рабочей базы с момента создания копии
4) провести реструктуризацию копии базы
5) загрузить в реструктуризованную копию данные из частичного бэкапа
6) заменить исходную базу на реструктуризованную копию.

Но в реальную работу не пошло, т.к. это было до этих нововведений
https://wonderland.v8.1c.ru/blog/optimizatsiya-restrukturizatsii-bazy-dannykh/
3. CheBurator 2712 11.12.22 13:54 Сейчас в теме
Главное - чтобы в конторе серверов хватило... и сисадминов.. ну и на лицензии денег...
4. roman72 390 11.12.22 14:16 Сейчас в теме
(3) Зоны и кластеры могут быть развёрнуты не только на разных физических серверах, но и на одном сервере в виртуальных машинах. Лицензии дело денежное, но сейчас с ростом вынужденных переходов на Линукс и Постгре их стоимость существенно сократится.
5. CheBurator 2712 11.12.22 19:12 Сейчас в теме
и насколько дешевле будет один физ.сервер, который должен тянуть несколько виртуальных без просадки производительности? с учетом того, что виртуальные сервера будут загружены работой более чем (в противном случае это все на одном физическом сервере крутилось бы "попеременно")..?
7. roman72 390 11.12.22 21:04 Сейчас в теме
(5) Концепция ландшафта в статье как раз отвязывает физическое размещение в ит-инфраструктуре от логического размещения 1С-окружения.
Какие сервера, сколько их - полностью определяется ИТ-службой и доступным бюджетом.
Главное что ИТ остаётся должен 1С-службам - правильная адресация и соблюдение зон.
6. CheBurator 2712 11.12.22 19:13 Сейчас в теме
Бо трындец обычно наступает не растянуто во времени, идет кучно.. внезапно оказывается что месяц закрывать надо, при этом сразу перейти на новую конфигу после закрытия и все это внезапно нужно "вчера. и получится пиковая нагрузка...
8. roman72 390 11.12.22 21:15 Сейчас в теме
(6) Так для этих внезапных случаев как раз виртуализация более выгодна пусть даже на одном сервере.
По крайней мере, защитит от падения ветки работы (кластерА на схеме) другие кластеры.
С производительностью на одном сервере конечно будет туго, но выше головы не прыгнешь.
Зато, если весь 1С-отдел приучен, что задачи перехода на новую конфигурацию, реструктуризации, массивной перекачки данных должны выполняться в своих зонах - вероятность абзаца в такие периоды нагрузок резко снижается.

А то, простите меня, история с забыванием того, что логи должны лежать отдельно от рабочих зон уж очень часто возникает.
И каждый раз удивляешься почему при наличии опытных 1Сников опять нарисовывается бяка с забитием логами рабочих пространств, с падением 1С.
9. CheBurator 2712 11.12.22 21:43 Сейчас в теме
(8) а тут не надо опытных 1Сников. Тут достаточно опытных разработчиков типовой 1С. Один из первых примеров попытки заюзать типовую 1С. Поставили типовую БП3 (лет пять назад это было), тест создания документа инвентаризации. на диске свободно 50 гигов. Жмакаем кнопочку "Заполнить" (~4тыс номенклатурных карточек) - ждем... ждем... 1ска падает. Повторяем - вообще тупняк мгновенный. копаемся.. опаньки, свободного места - НОЛЬ. 50 гигов сожрано в никуда. Почистили. Пробуем. То же самое. Причем в одном варианте - жопа, в другом - нормально (в файловом или серверномварианте - уже не помню на чем косячило). так что - не надо опытных 1Сников. Достаточно неопытных разработчиков типовых. и все будет как надо - и место сожрется, и база рухнет, и сервер в даун уйдет... Как говоритяс не надо делать много ошибок - достаточно сделать одну и обращаться к ней в цикле... ;-)
10. roman72 390 11.12.22 23:11 Сейчас в теме
(9) И?
О чём в статье и говорится - под тестовые задачи выделять отдельный кластер, зону.
В конкретно этом случае стоило поднять виртуальную машину.
1Сник, знающий что ряд операций стоит делать вне прода, - опытный 1Сник.
12. CheBurator 2712 11.12.22 23:59 Сейчас в теме
(10) какой прод? какой виртуал? три буха, которых до этого тянула без проблем клюшечная бухгалтерия? у меня что - овер 300 пользователей? большой смайл. Речь не о том, что сервак навернулся - слава богу знаю что как в проде у меня работало и чем/когда можно рискнуть, а чем нет. Теперь - да. Понятно, что для восьмерки из коробки на трех бухов надо привлечь админа, поднять виртуалку, выделить овер 100 гигов дисковой памяти. И все чтобы пнуть для полета типовую на минимум пользователей. Это да. Без десятка выделенных "контуров" не обойтись ;-) Буду иметь в виду ;-)
.
Тестовые задачи - да, понятно что надо отделять.
А типовое ненагрузочное - такой жопы не ожидаешь...
11. roman72 390 11.12.22 23:34 Сейчас в теме
На этом ресурсе и вообще в интернете полно споров между сторонниками подходов "1С на голое железо" и "Виртуалки-Наше всё".

Понимаю откуда позиция 1Сников.
Лучше всего она выражена здесь http://www.gilev.ru/virt1c/
Я сам 1сник и рад любому резерву ресурса заложенному на 1С, и конечно больше рад физическому серверу, чем ВМ.

Но!
Объективная реальность состоит в том, что 1С не одна обслуживает бизнес.
А ресурс всегда ограничен.
Ресурсом управляет ИТ.
Хочешь не хочешь, но всё в итоге сводится к тому, что всех высаживают в виртуальные машины.
Можно возникать, можно приспособиться.

Как приспособиться?
Вот в статье и формулируется формализация ландшафта 1С, которая позволяет вести переговоры с ИТ о ресурсах и условиях их выделения.
Может ИТ-директор - всегда 1С выделит физический сервер, не может - посадит в виртуалку.

В этом смысле жизнь достаточно проста.
CheBurator; +1 Ответить
13. CheBurator 2712 12.12.22 00:00 Сейчас в теме
(11)
Ресурсом управляет ИТ.

тут скорее не "управляет", а распоряжается выделенным ресурсом. "Управлять" - это немножко другое имхо...
Оставьте свое сообщение