При работе с семейством программ 1С возникает потребность упорядочить размещение программных ресурсов и сервисных данных в корпоративном ландшафте.
На представленной визуализации попытка такого упорядочивания по итогам нескольких лет работы на разных проектах. Эта раскладка проистекает из рекомендаций самой 1С, имеющихся на ИТС. Но в оригинале было три зоны, а в представленном размещении практика заставила выделить семь зон.
Цель:
- Организовать ландшафт 1С не хаотично, а под определённые критерии.
- Выдать ИТ-службе карту размещения ресурсов, которая
- 1Снику обеспечивает систематизацию управления внутри своей «песочницы»
- Позволяет ИТ-службе получить свободу в самостоятельном масштабировании и размещении ландшафта 1С.
- Заменить картой ландшафта (одной картинкой) гору описаний.
Критериями создания зон избраны:
- Целевое назначение ресурса
- Объём (нагрузка) и виды операций
- Количество и тип пользователей
Каждая выделенная вертикальная зона отличается по трём перечисленным выше критериям. На самом деле, при внимательном прочтении, критериев пять – три качественных (назначение , вид операции, вид пользователя), два количественных (объём операций и количество пользователей).
Например: Подготовительная и Файловая зоны по назначению, по сути, обе являются файловыми зонами, но в Файловой зоне (хранилище) предполагается интенсивный обмен файлами с системой, а Подготовительная зона предполагает достаточно редкое обращение к её файлам.
Второй пример: Продукционная зона и зона Разработки отличаются по назначению и объёму операций. В зоне Разработки предполагается очень высокий уровень нагрузки в определённые периоды времени (чаще всего ночь, мёрджинг) в сочетании с более спокойными периодами кодинга днём. Продукционная зона под нагрузкой всегда (у большинства организаций с покрытием всех часовых поясов или широкой дуги часовых поясов), но в ночные часы у большинства предприятий предполагается технологическое окно с более низкой нагрузкой.
Внутри зон прямоугольники обозначают те или иные ресурсы. Прямоугольники могут размножаться внутри зоны под потребности конкретной организации и характеризуются обособленным размещением. Не обязательно наличие каждого из прямоугольников в конкретной организации, но ландшафт стоит проектировать в расчёте на то, что представленные объекты внутри зоны рано или поздно на предприятии будут гарантированно заполнены.
Однотипные прямоугольники могут объединяться в кластеры внутри зоны. Но выход размещения из зоны допускается только при изменении трёх критериев, указанных выше. Для критериев 2 и 3 могут быть введены количественные определители (интервалы).
Результат:
- ИТ-служба может на своё усмотрение размещать зоны и кластеры на физических серверах, в облаке, в виртуальных машинах или докерах;
- Языком взаимодействия между ИТ-службой и 1С-службой и инструментом упорядочивания взаимодействия становится адресация (именование) зон и кластеров (прямоугольников);
- Ландшафт для 1Сника остаётся неизменным и предсказуемым (программируемым!) при любых изменениях в ИТ-инфраструктуре.
Предложенная схема ландшафта суть есть законченный идеал нихт, поэтому приветствуются предложения и идеи. :-)