Ваш архитектор - не архитектор. Доказано Минтрудом

06.07.26

Управление ИТ - Стандарты и документация

Продолжаю разбирать профстандарты. Беру стандарт «Архитектор программного обеспечения» (06.003) и сверяю с тем, кого у нас в 1С зовут архитектором. Зовут кого угодно - спеца по производительности, тимлида, ревьювера, самого опытного на проекте, - но почти никогда того, кто на самом деле делает работу архитектора. А она одна: принимать архитектурные решения и отвечать за них.

Бесплатные

ВНИМАНИЕ: Файлы из Базы знаний - это исходный код разработки. Это примеры решения задач, шаблоны, заготовки, "строительные материалы" для учетной системы. Файлы ориентированы на специалистов 1С, которые могут разобраться в коде и оптимизировать программу для запуска в базе данных. Гарантии работоспособности нет. Возврата нет. Технической поддержки нет.

Узнавайте о новых бесплатных решениях в нашей телеграм-группе Инфостарт БЕСПЛАТНО

Наименование Скачано Бесплатно
06.003 Архитектор программного обеспечения.pdf
.pdf 77,75Kb
2 Скачать бесплатно

Вы можете заказать платную доработку или адаптацию этой разработки под вашу конфигурацию на «Бирже заказов».

  • 0% комиссии — оплата напрямую исполнителю;
  • Исполнители любого масштаба — от отдельных специалистов до команд под проект;
  • Прямой обмен контактами между заказчиком и исполнителем;
  • Безопасная сделка — при необходимости;
  • Рейтинги, кейсы и прозрачная система откликов.

Открываете вакансию: «Требуется архитектор 1С». Читаете обязанности - и под одним и тем же словом каждый раз свое описание. Где-то архитектор - человек, который ускоряет запросы и читает технологический журнал. Где-то - тимлид, который раздает задачи. Где-то - просто самый опытный, кто на проекте дольше всех. Слово одно, а профессии за ним прячутся разные.

Заголовок статьи я специально сделал провокационным, но мысль за ним следующая: «архитектор» в 1С превратился в почетный титул, который вешают на самого заметного, а не в название конкретной работы. И, как и в случае с «разработчиком», навести порядок нам поможет официальный документ - профстандарт.

Давайте разберемся!

 

Кого в 1С зовут архитектором

 

Пройдемся по типичным «архитекторам», которых я встречал. Думаю, и вы таких знаете.

  • Специалист по производительности. Самый частый случай. Человек умеет читать техжурнал, ускоряет запросы, ловит блокировки, знает, какие настройки установить на сервере и в СУБД. Незаменимый специалист, без иронии. И его зовут архитектором. Хотя погодите - это же все про эксплуатацию того, что уже построено. А кто строил-то?
  • Тимлид. Руководит группой, раздает задачи, отвечает за сроки и за людей. В штатном расписании у него, может, и написано «архитектор», но его работа - люди, а не устройство системы.
  • Ревьювер. Самый придирчивый на проекте: через него проходят все мерж-реквесты, стандарты разработки цитирует по памяти. Тоже «архитектор».
  • Самый опытный. Работает с 1С со времен 7.7 (прямо как я), помнит, чем 8.0 отличалась от 8.1, знает платформу до последнего недокументированного метода. Раз самый опытный - значит, архитектор. Логично же? Вот только опыт сам по себе архитектором не делает.

Каждый из них - ценный специалист, я никого не хочу задеть. Проблема не в людях, а в ярлыке: слово «архитектор» у нас достается самому заметному или самому технически сильному, хотя ни то ни другое архитектора не определяет.

Определения тоже не помогают. Я поспрашивал коллег и почитал обсуждения - каждый понимает под архитектором свое, а скептики вообще считают, что отдельной профессии нет: «не принимает решений о системе - значит, просто ведущий разработчик с красивым титулом». Но ярче всего разнобой виден в вакансиях.

 

А что требуют в вакансиях

 

Чтобы не быть голословным, я прошелся по живым вакансиям «архитектор 1С» на hh. Вот сводный портрет архитектора из вакансий.

Обязанности:

  • анализ системного ландшафта и текущей реализации
  • выбор технологических решений и проектирование целевой архитектуры
  • проектирование интеграций (API, веб-сервисы), способы взаимодействия систем
  • архитектурный надзор за реализацией
  • разработка стандартов кодирования и архитектурных паттернов
  • обеспечение производительности, масштабируемости, безопасности
  • постановка задач аналитикам и разработчикам, оценка рисков и сроков
  • документирование существующей и целевой архитектуры

Требования:

  • опыт от 3-6 лет (часто 5+), системы на тысячи пользователей
  • глубокое знание платформы (клиент, сервер, кластер), СУБД, ОС, веб-сервер
  • 1С:ERP, ДО, УХ, межсистемные интеграции, оптимизация запросов и нагрузки

Что меня задевает в этом списке. Тут вперемешку лежат три разные работы: собственно проектирование, перформанс (СУБД, нагрузка, оптимизация) и менеджмент (задачи, сроки, риски).

Немудрено, что под «архитектором» каждый понимает свое. Но обратите внимание: почти в каждой вакансии на первых строчках стоит «выбор технологических решений» и «проектирование целевой архитектуры». Ядро никуда не делось - принятие архитектурных решений. Просто его завалили сверху платформенными и управленческими пунктами.

В общем, в вакансиях ясности не найти. Пойдем туда, где профессия описана официально.

 

А что говорит профстандарт

 

Архитектору посвящен отдельный стандарт - 06.003 «Архитектор программного обеспечения» (действующая редакция - приказ Минтруда № 579н от 30 августа 2021 года).

 

 

И сразу та же история, что и с «Программистом»: среди организаций-разработчиков стандарта есть фирма «1С». Стандарт писали в том числе те, кто делает нашу платформу и конфигурации, значит он подходит и для нашего архитектора - архитектора 1С

 

 

Сам вид деятельности стандарт определяет так:

Проектирование, сопровождение и развитие архитектуры программного обеспечения.

Ни слова про производительность, тимлидство или ревью. А если заглянуть внутрь, в трудовые функции, видно повторяющееся ядро: выбор и моделирование архитектурного решения. Стандарт буквально построен вокруг слова «решение» - выявить требования, выбрать решение, обосновать, смоделировать, согласовать. Все остальное - производное.

 

 

И квалификация подтверждает: это не «грейд по выслуге». Программист в прошлой статье жил на уровнях с 3-го по 6-й, его потолок - 6-й. Архитектор начинается с 6-го и идет выше, причем стандарт расписывает три ступени по масштабу решений:

  • архитектура одной системы
  • интеграция нескольких
  • вся информационная среда

Показательно, что на нижней ступеньке опыт работы даже не требуется - достаточно бакалавриата. Архитектором можно стать сразу после вуза, была бы способность принимать решения, а не выслуга лет.

 

Суть профессии - принятие архитектурных решений

 

Если убрать из стандарта всю воду, останется одно: архитектор - это человек, который принимает архитектурные решения и отвечает за них.

Код он тоже пишет, схемы тоже рисует, ревью тоже делает - но главное в его работе не это.

Главное - на каждой значимой развилке выбрать дорогу и отвечать за выбор. А развилок в 1С хватает:

  • Дорабатываем типовую или делаем расширение?
  • Одно большое расширение или много маленьких?
  • Обмен через типовую синхронизацию, через HTTP-сервис или через шину?
  • Свой регистр или подсистема из БСП?
  • Держим в этой базе или выносим в отдельную?
  • Свои реквизиты в объекте или допреквизиты/допсведения из БСП?
  • История изменений: версионирование объектов или свой регистр сведений?
  • Справочник или план видов характеристик?
  • РИБ или центральная база с тонкими/веб-клиентами?
  • Формат обмена: КД2, EnterpriseData или свой JSON?
  • 1С как бэкенд с HTTP-сервисами или шина/брокер посередине?

У каждого такого выбора есть причины и последствия, и кто-то должен его сделать, а потом за него отвечать. Вот это и есть архитектор - как бы ни называлась его должность в штатном расписании.

 

Производительность, ревью и тимлидство - это не архитектура

 

Чтобы меня не поняли превратно: я ни на секунду не принижаю перформансников, тимлидов и ревьюверов. Это сильные и нужные роли. Я лишь о том, что это другие роли.

Производительность - это работа с системой, которую уже спроектировали: сделать быстрее то, что есть, а не решить, каким оно будет. Ревью - контроль того, что уже написано; нужный этап, но это про соответствие чужого кода стандартам. Тимлидство вообще про людей: мотивация, сроки, коммуникации.

Все три роли живут внутри уже принятых архитектурных решений. Архитектор работает раньше - в той точке, где еще решается, какой система будет. Перепутали эту точку - и вот «архитектором» зовут человека, который к самим решениям близко не подходил.

 

Откуда взялась путаница

 

Почему именно у нас это слово так размылось? Думаю из-за того, что в типовой иерархии 1С отдельной роли «тот, кто принимает решения о системе» долго не было, а когда название пришло из «большой» разработки, его налепили на ближайшего по статусу - на самого опытного. Добавьте сюда то, что платформа и БСП многое решают за нас (и кажется, будто архитектура в 1С - это «знать, как устроено», а не «спроектировать»), и привычку считать «архитектора» следующим грейдом после «сеньора». Вот слово и оторвалось от своей сути.

 

Как отличить настоящего архитектора

 

По результату труда. Настоящий архитектор оставляет за собой принятые и зафиксированные решения.

Вернусь к своей статье про ADR. Если архитектор - это тот, кто принимает архитектурные решения, то Architecture Decision Record - буквально материальный результат его труда. Зафиксированное решение, которое можно перечитать, оспорить, передать преемнику. А архитектор, который принял сто решений, но ни одно не записал, ничем не отличается от того, кто не принял ни одного: проверить-то нечего.

Так что критерий простой. Хотите понять, архитектор перед вами или «архитектор»? Спросите: какие архитектурные решения вы приняли за последний месяц и где они записаны? Перформансник расскажет про разогнанные запросы, тимлид - про закрытые задачи, ревьювер - про пойманные баги. Все молодцы. А архитектор покажет решения.

 

А почему в мире 1С архитектора вообще два?

 

Тут вы наверняка спросите: а как же «функциональный» и «технический» архитектор из вакансий - их же двое? Двое, да. И это действительно две разные роли на разных слоях: функциональный отвечает за то, что система делает (бизнес-процессы), технический - за то, как это построить (ландшафт, производительность, интеграции). Оба про решения, просто про разные.

Откуда взялся этот раскол именно в 1С - и почему, скажем, у программистов такого нет? Это отдельная большая история, и ей я посвящу следующую статью.

 

Заключение

 

Профстандарт неожиданно расставляет все по местам. «Архитектор программного обеспечения» - это не самый опытный, не самый быстрый и не самый придирчивый. Это тот, кто выбирает и моделирует архитектурные решения - так прямым текстом и написано в стандарте.

А значит, в следующий раз, когда кого-то называют архитектором за то, что он круто читает техжурнал или строго гоняет на ревью, стоит задуматься: а решения-то он принимает? Если да - архитектор, и неважно, что в трудовой написано «ведущий программист». Если нет - прекрасный, ценный, но все-таки кто-то другой.

Рекомендую самим прочитать профстандарт. Может быть вы вынесете из него еще что-то познавательное. Файл стандарта 06.003 прикрепляю к статье - скачивайте и изучайте, там еще много интересного. А можно читать прямо на сайте Минтруда, ссылки ниже.

 

P.S. Не судите по заголовку

 

«Ваш архитектор - не архитектор» - звучит как наезд. Провокационным заголовком специально пытался вызвать интерес читателей. Но статья не про то, что ваши архитекторы плохие или ненастоящие. Она про слово, которое мы затерли до потери смысла, и про то, что под ним скрывается конкретная и важная работа - принятие решений, за которые кто-то отвечает.

Так что если вы сами архитектор и вам захотелось поставить минус - приглашаю в комментарии. Назовите признак, по которому архитектор - это архитектор, и который при этом не сводится к опыту, перформансу или умению руководить. Найдете такой - я первым скажу спасибо.

А расскажите заодно: кого у вас на проекте зовут архитектором и за что? И принимает ли этот человек реальные архитектурные решения - или титул достался за выслугу и знание платформы?

 

Ссылки

 

См. также

Компетенции и навыки Стандарты и документация Программист Россия Бесплатно (free)

Разбираю профстандарт «Программист» - что государство официально считает нашей профессией, какие трудовые функции в нее входят и почему «я в домике, не трогайте, я программирую» - позиция, противоречащая стандарту. Название провокационное, но я не шучу: к концу статьи объясню, почему «разработчик» - просто красивое слово для программиста.

22.06.2026    4322    14    ardn    46    

24

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Про то, как перестать терять знания о принятых архитектурных решениях. Разбираю, что такое Architecture Decision Record (ADR) и как начать вести его буквально сегодня.

18.06.2026    1229    0    ardn    10    

17

Стандарты и документация Бесплатно (free)

ИИ уже умеет хорошо помогать в рутинных текстах: черновиках регламентов, протоколах встреч, служебной переписке, памятках и уведомлениях. Но в 1С-практике есть важная граница: ИИ должен ускорять подготовку текста, а не подменять ответственность, смысл и согласование. Разбираю, где ИИ реально полезен, какие документы ему можно доверять, а какие нужно перепроверять особенно жёстко.

18.06.2026    385    0    YA_826532418    3    

3

Работа с требованиями Стандарты и документация Россия Бесплатно (free)

“Не хотим заполнять документ вручную, пусть он сам откуда-то подтянет данные, заполнится и запишется” — звучит понятно только до тех пор, пока разработчик не начнет задавать вопросы. Откуда подтянуть? При каких условиях? Что делать, если данных нет? Кто имеет право запускать сценарий? Что должно попасть в другую базу 1С после согласования? Разбираем, почему мутная задача всегда становится дорогой, какие требования нужны 1С-разработчику до начала реализации и как простая карточка задачи экономит часы разработки, уточнений и переделок.

16.06.2026    377    0    NikolayMaerov    0    

2

Стандарты и документация 1С 8.3 Россия Бесплатно (free)

Внешние обработки и отчеты часто появляются в 1С как быстрый и удобный способ решить задачу: выгрузить данные, проверить остатки, сформировать нестандартный отчет, выполнить разовую обработку или закрыть срочную потребность бизнеса. Но со временем .epf и .erf могут превратиться в теневой слой системы: без владельцев, версий, проверки после обновлений, описания назначения и понимания рисков. Разбираем, как держать внешние обработки и отчеты под контролем

15.06.2026    371    0    NikolayMaerov    0    

2

Стандарты и документация Бесплатно (free)

НСИ часто вспоминают слишком поздно: когда отчёты уже не сходятся, интеграции падают, маршруты согласования уходят не тем людям, а пользователи спорят, какой контрагент или номенклатура “правильные”. Разбираем, почему нормативно-справочная информация критична для 1С-проектов, какие ошибки встречаются чаще всего и как начать приводить НСИ в порядок без гигантского отдельного проекта.

11.06.2026    620    0    YA_826532418    0    

2

Стандарты и документация 1С:Предприятие 8 1С:ERP Управление предприятием 2 Машиностроение и приборостроение Бесплатно (free)

В связи с тем, что большинство предприятий, на которых мы проводим внедрения, работают с конструкторской документацией, составили краткую справку по подготовке к внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2».

20.05.2026    593    0    AiBCifra-1S-ERP-UH    1    

1

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Рассказываем, как использовать текст договора в качестве инструмента управления проектом: фиксировать ожидания, этапы работ, сценарии выполнения и возможные изменения. На примере проектов переноса данных 1С показываем, чем они отличаются от проектов внедрения, зачем нужна короткая анкета на старте и как декомпозиция помогает заранее «разложить проект на кирпичики». Объясняем, почему IT-проекты можно оценивать по аналогии со строительством – через понятные виды работ, объемы и нормировки, – а коммерческое предложение стоит делать достаточно подробным, чтобы к нему можно было вернуться при изменении сценария. Отдельно разбираем, как повторяющиеся этапы и фиксация работ по периодам помогают гибко управлять объемом проекта, снижать риски для подрядчика и упрощать согласования на стороне заказчика.

14.05.2026    704    10    primat    0    

2
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. ivanov660 4974 06.07.26 22:56 Сейчас в теме
1. Интересная статья.
2. Я бы добавил то что перфоманс, ревью и т.п., это предыдущая ступенька для архитектора, он должен это знать и понимать. Т.е. сеньор возможно - это еще не архитектор, но потенциал имеет.
3. И да, я считаю что хороший архитектор должен быть по грейду после сеньора. Так как грейд отражает также опыт (объем знаний и умений).
4. Также печалит что часто коллеги вопросы производительности, качества кода выносят на постфактум. Словно при постановке задачи или выработке решения об этом задумываться не надо.
5. Ну и архитектору не надо руководить (или я не так понял).
3. ardn 810 07.07.26 08:31 Сейчас в теме
(1) Спасибо!
По пунктам:
2-3. Соглашусь: опыт в перфомансе и ревью архитектору сильно помогает, и на практике он чаще всего действительно вырастает из сеньора. Но грейд и опыт - следствие, но не определение. Стандарт вон допускает архитектора одной системы сразу после вуза - была бы способность принимать и обосновывать решения.
4. А вот тут прямо в точку, и это отлично дополняет статью: производительность - требование, которое надо учитывать в момент выбора решения, а не после. Думать о производительности при проектировании - работа архитектора. Ускорять то, что уже спроектировано без этих мыслей, - расплата за плохую архитектуру.
5. Почти так: руководить людьми (сроки, мотивация, кадры) - не его работа. А вот архитектурный надзор - следить, чтобы реализация не разъехалась с принятыми решениями, - его.
2. Domovoi 4 07.07.26 02:46 Сейчас в теме
Последнее время понараздували ролей, должностей. В 1с есть: кодер - тот кто по ТЗ работает и программист -тот кто может все. Не зря есть подколка: "ты тупой кодер, позови уже программиста". И если уж очень хочется то программиста, который перед директором отчитывается за отдел или принимает основные решения можно назвать архитектором. Больше просто не реально поделить. Даже бизнес-аналитик в нашей профессии это выдуманная роль, т.к. все это включается в программиста 1с. Вакансии зачастую не то, что не программист, а даже не HR пишет, а так кого нагрузят, поэтому на них не стоит ориентироваться.
4. ardn 810 07.07.26 08:34 Сейчас в теме
(2) «Ты тупой кодер, позови уже программиста» - беру в коллекцию :)
Про вакансии полностью согласен - их часто пишут те «кого нагрузят», именно поэтому я от вакансий и ушел к профстандарту.
А вот с «роли выдуманы» поспорю: пока проект небольшой, все роли помещаются в одного программиста. Но на большом внедрении один человек физически не справится и с требованиями, и с кодом, и с архитектурой целиком - роли появляются от разделения труда.
Профстандарты именно об этом.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация