5 способов 1С-аналитику побороть выгорание и при чем тут "Игра в кальмара"

03.11.21

Саморазвитие

Внешний консультант по управлению продуктами и проектами Андрей Глебов рассказывает, как управлять задачами, ловко уворачиваться от выгорания и не сойти с ума.

На недавнем митапе «Будущее профессии Аналитик 1С» выступил консультант по управлению продуктами и проектами Андрей Глебов – профессионал с колоссальным 27-летним опытом в ИТ и автор TG-канала «Глебов: развитие и опыт». Рассказал, как 1С-нику избежать выгорания, экологично двигать сроки и договариваться с заказчиком на условиях win-win. Ну а мы написали статью по мотивам его выступления.

 

 

Опытный человек знает: время – главный ресурс. Как грамотно распоряжаться временем, управлять задачами и в один прекрасный момент не уйти из программирования на вольные хлеба? Описали подходы и способы, а также постарались ответить на волнующие вопросы.

Питер Друкер сказал «Культура съедает стратегию на завтрак» и с этим сложно поспорить. Если интерпретировать цитату на нашу ситуацию, то звучит она так: прежде чем применить какие-то инструменты нужно внимательно ознакомиться с окружением. 

Вряд ли грузчики будут с энтузиазмом отслеживать таски в Jira, а 1С-ники вести всю документацию в блокнотах. Неправильный подход приводит к перегрузу, перегруз – к демотивации, а она, в свою очередь, к выгоранию. Чтобы этого не произошло, собрали советы для IT.

Нет времени читать? Листайте вниз статьи – в одном предложении описали каждый способ.

Первый способ: использовать матрицу Эйзенхауэра

Не все срочные дела важны, и не все важные дела срочные – гениальное изречение генерала Эйзенхауэра. Кто-то сильно оценил эту мысль и упорядочил. В итоге получилась матрица Эйзенхауэра – метод, который позволяет выстроить приоритеты по задачам для скорейшего достижения целей.  

Как это работает: возьмите лист бумаги и начертите квадрат. Далее разделите на четыре равные части. Вверху – «срочно/не срочно», слева – «важно/не важно».

Выглядит это вот так.

 

 

  • Квадрат А

Важно и срочно одновременно. В этом квадрате расположены дела или задачи, невыполнение которых приведет к тому, что вы не достигните цели. Дедлайны, пожары – всё сюда.

  • Квадрат B

Это важные задачи, но не срочные. Это дела, которые вас приводят к цели, над которыми нам важно продуктивно работать. Например, квартальные задачи.

  • Квадрат C

Иными словами – это отвлекающие факторы. С первого взгляда кажется, что это важные задачи, но на деле это не так. Задачи из C-квадрата можно перепутать с задачами А. Проверить достаточно легко. Спросите себя: «Эта задача приближает меня к цели?»

  • Квадрат D

Честно говоря, дела из этого квадрата – главные кандидаты на вылет. Они не срочные, не важные, и, скорее всего, прицепились в порыве какого-то мозгового штурма. Поэтому если уж их и выполнять, то в тихий сезон. Или отложить вовсе, скорее всего о них уже все забыли.

 

Весь этот инструмент направлен, в первую очередь, на увеличение вашей эффективности. Из личного опыта Андрея Глебова:

«Честно скажу, у меня этот инструмент был эффективен, когда я занимался разработкой какого-либо софта или при работе на проекте, который занимал у меня 80% времени. Он совершенно не работает, если я запускаю какой-то внедренческий проект в промышленную эксплуатацию. Там все дела срочные и важные – они все находятся в квадрате А, и других квадратов просто не существует».

Ну и небольшой совет в завершение: если вам этот инструмент кажется скучным, попробуйте развлечь мозг и вести его на английском языке. Полезное с полезным.

Второй способ: «Пять почему?»

Следующий инструмент, на котором хотелось бы заострить внимание, называется «Пять почему?». Первоначально эта техника возникла в компании Toyota, и работает она так: необходимо последовательно задать вопрос «Почему?», к последнему ответу вы найдете реальную причину проблемы. 

Важно: каждый последующий вопрос задается к ответу предыдущего.

 

 

Как технику «Пять почему» можно использовать специалисту 1С? Когда у вас возникает задача, попробуйте докопаться до истины: какова первопричина этой задачи? Что нужно сделать, чтобы такого больше не возникало? Как только вы поймете первопричину, появится решение. Может быть так, что задача находится в зоне ответственности другого сотрудника. 

В WiseAdvice IT мы стараемся не нагружать сотрудников лишними задачами и давать проекты, которые им интересны еще с этапа собеседования. Посмотрите, возможно, есть проект, который ждет именно вас.

«Пять почему» – отличный способ проверить на устойчивость поручение, которое вам дают. 

Третий способ: узнать «правила игры» на старте

Сложно играть, когда не знаешь правила игры. Или когда они меняются в одностороннем порядке. Еще хуже, когда эти правила вовсе не озвучиваются и считается, что это очевидно.


 

Вот тут мы и проведем аналогию с популярным сериалом «Игра в кальмара», где участники повелись на выигрыш, изначально не выяснив, что их ждет. Задали бы больше вопросов, возможно, и не было бы сюжета. Ну а проблемы, которые их ждали впереди, вы помните. Кстати, если не смотрели – рекомендуем.

В сфере IT также. Если не уточнять вводные, даже «детская» задача может превратиться в смертельное шоу. Как этого избежать? Задавайте вопросы не только себе, но и другим участникам процесса. Даже если они вам кажутся глупыми. Даже если вы их уже задавали и снова уточняете. Проговаривайте все с заказчиками, коллегами, начальством на берегу.

Например, вы можете договориться с заказчиками, что берете проект только в том случае, если есть ответы на ряд вопросов:

  • Какую проблему решаем?
  • Какой value это принесет компании?
  • Какие критерии приемки?

Казалось бы, что это банальные вопросы. Однако именно они позволят вам не принимать в работу проблемные проекты и, как следствие, снизить нагрузку.

Четвертый способ: проектные ограничения

Треугольник проектных ограничений или тройственная ограниченность – форма, которая описывает баланс между содержанием, стоимостью и временем.


 

Андрей Глебов рекомендует использовать данную модель для работы со спонсором или заказчиком следующим образом: когда от заказчика прилетает просьба уложиться в определенный, очень жесткий срок, вы можете порезать Scope (с англ. содержание) и предложить реализовать MVP (минимально жизнеспособный продукт), где какие-то вещи будут не автоматизированы. Или предложить не реализовывать какую-то часть функционала – назовем ее «Часть 1» продукта или проекта.

Если вдруг Scope проекта не удается срезать, и вы понимаете, что с вашей скоростью вы не успеваете в установленные сроки, проведите ревизию и объявите новые сроки. Важно: делать это можно только один раз, как только вы сделаете это дважды – доверие к вам резко упадет. 

Если эти два варианта продвинуть не удается, то следующим шагом может быть упразднение каких-либо тестов. В целом, можно выполнить проверку только самых критичных вещей и за счет этого сократить сроки на проекте. Но помните про тех. долг и обязательно заложите время на тесты после релиза.

Еще одним способом может быть запрос бюджета на аутсорс. Однако стоит помнить, что добавление такого ресурса на последнем этапе может иметь обратный эффект – увеличение сроков. Более выгодным кажется вариант добиться сверхурочных штатным сотрудникам. В этом случае важно помнить, что это работает только на коротком промежутке времени, люди должны успевать отдыхать, восстанавливаться, иначе они выгорят.

Пятый способ: калибровка оценки трудоемкости задач

И последний способ, который мы рассмотрим в сегодняшнем материале – калибровка оценки трудоемкости. По опыту Андрея Глебова бизнес-заказчики больше всего недовольны не результатами работы ИТ-команды, а тем, что IT называет сроки, а потом в них же не укладывается. Из-за чего это может происходить?

Например, из-за того, что мы исходим из идеального 8-ми часового дня сотрудника: он, идеальный айтишник, никогда не болеет, не ходит в отпуск, не ест и не курит. Но идеальных не бывает. Как калибровать в этом случае, чтобы сроки были реалистичны?

Провести несколько долгосрочных проектов и свою плановую оценку сравнить с фактом. Далее внести поправочный коэффициент и в следующий раз ставить сроки задачи с его учетом.

 

 

Одним из вспомогательных инструментов, который поможет понять, насколько вы попадаете в оценки – это «Правило корня» Ивана Селиховкина (см. изображение). 

  • Если вы делаете плановую оценку, и ваша фактические трудозатраты попали в «яблочко» – вы молодец. 
  • Если фактические трудозатраты +/-2 по отношению к плановой – есть к чему стремиться и подкрутить поправочный коэффициент.
  • И наконец, если вы не попали в эти границы удвоенных оценок, есть два варианта: или вы слишком перестраховываетесь, или не разбираетесь в предметной области.

Вместо заключения

Конечно, во всем нужна практика. Даже в том, чтобы научиться распределять время. Тестируйте способы, ищите новые и совмещайте их. Тут целое поле для реализации. 

Если кратко, то:

  • Применяйте матрицу Эйзенхауэра

Для сортировки задач по приоритетам. 1-й квадрат – нужно сделать еще вчера, 4-й квадрат – можно и не приступать.

  • Спрашивайте «Пять почему»

Привет 1С-никам из компании Toyota: помогает разобраться в первопричине проблемы и, возможно, вернуть задачу в отдел, где эта проблема зародилась.

  • Соблюдайте правила игры 

Не будьте как 456-ой из «Игры в кальмара». Для того чтобы детская игра не стала смертельной гонкой, узнавайте у заказчика все нюансы на берегу. И будут вам счастье, адекватные сроки и мир во всем коде.

  • Ставьте проектные ограничения

Если заказчик хочет дешево, быстро и качественно используйте тройственное ограничение и посмотрите, что и где можно урезать – содержание, бюджет или время на проект. И реализуйте только MVP-версию.

  • Калибруйте трудозатраты

Что-то про ожидание и реальность: проведите несколько долгосрочных проектов и сравните план/факт. После внесите поправочный коэффициент и в следующий раз не нервничайте о сроках.

Если вам интересна тема и вы хотите знать больше – обязательно посмотрите выступление Андрея Глебова в записи митапа «Будущее профессии Аналитик 1С». Там ответы на вопросы пользователей, еще два способа оптимизировать свою работу, а также интересности от участников в чате трансляции. 

1С-аналитик выгорание время управление задачи эффективность

См. также

Радио "Аналитик", 15 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Ильёй Никитиным. Переход от технической поддержки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

18.03.2024    285    0    Radio_Analyst    0    

5

Радио "Аналитик", 14 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Натальей Лосевой. Переход от разработки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

04.03.2024    351    0    Radio_Analyst    0    

5

Измерение и развитие потенциала сотрудников

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Тема измерения и развития потенциала сотрудников является ведущей последние два года в компании Proaction. Елена Дуюн, руководитель направления «Развитие корпоративной культуры», поделится с нами откровением, которое возникло в процессе исследовательского проекта на платформе Proaction. Елена расскажет о текущей кадровой ситуации, о видах потенциала сотрудников, о том, как оценивать этот потенциал и как мотивировать персонал на саморазвитие.

01.03.2024    369    0    DuyunElena    0    

3

Радио "Аналитик", 13 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Анастасией Лощиловой. От финансового директора на заводе до функционального архитектора

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Что отличает аналитика от самурая? Аналитик не прокладывает путь, пока не поставит цель. В серии “Путь аналитика” поговорим, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

20.02.2024    508    0    Radio_Analyst    0    

1

Презентация продукта как искусство

Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

Никакой продажник не продаст ВАШ продукт лучше ВАС. Но презентация продукта – это не только наука, но и искусство. О том, как сделать выступление запоминающимся, насколько важны базовые ораторские навыки, сторителлинг и инструментарий для наглядного погружения в детали, расскажем в статье.

12.02.2024    935    0    comol    4    

17

Личный бренд в IT: а оно вообще надо?

Личная эффективность Бесплатно (free)

Персональный личный бренд повышает вашу стоимость на рынке труда – чем больше потенциальные работодатели знают о ваших достижениях, тем больше они готовы вам платить. Но что делать на старте, когда вы решили прокачать своё имя в отрасли? Какие инструменты и подходы для этого необходимо использовать? О том, как прокачать свой бренд, принося пользу компании, пойдет речь в статье.

01.02.2024    837    0    mitinskiy    2    

7

Зачем программисту книжки читать

Личная эффективность Бесплатно (free)

Нам с детства постоянно твердят, что книга – лучший друг, книга – лучший подарок, книга – вообще лучшая вещь в мире. Да, это действительно так. Книги явно и значительно влияют на нашу работу, карьеру и жизнь. О том, как правильно читать книгу, как книга вообще влияет на человека, и главное: зачем вообще читать эти книги программисту, сисадмину, аналитику, расскажем в статье.

31.01.2024    2840    0    a_a_burlakov    25    

46

Гореть, но не выгорать: как сохранить ресурс специалистов

Коммуникации Мотивация Личная эффективность Бесплатно (free)

Сейчас на рынке много объемных проектов, и специалисты часто сталкиваются c перегрузками. Чтобы сохранить ресурсное состояние и не допустить выгорания, нужна личная работа человека и грамотный подход руководителей. В статье рассказываю, как мы помогаем сотрудникам справиться со стрессом.

15.01.2024    1701    0    KChebykina    0    

31
Оставьте свое сообщение