IE 2018

Золотые костыли

Программирование - Практика программирования

блокировки взаимоблокировки

25
немного о программировании

Золотые костыли

Мне кажется это название лучше всего подходит к тому, чем мы все занимаемся. Статья «Удачный пример блокировки», получилась небольшая, поэтому следующую заметку добавил сюда же.

2. Попытка, еще попытка…

Используйте конструкцию Попытка … Исключение … КонецПопытки правильно. ))

Между Исключение … КонецПопытки обязательно должна находиться команда ЗаписьЖурналаРегистрации(); и возможно Сообщить(); ВызватьИсключение; Программа не должна прятать происходящие ошибки, их обязательно выводить в журнал. Кто-то должен ежедневно анализировать и устранять причины ошибок. Казалось бы, это банально, но многие ли из нас начинают день просмотром журнала регистрации ? Кстати, даже некоторые «коробочные» решения не всегда используют ЗаписьЖурналаРегистрации(). Поэтому приходится мучительно долго искать причину очередного "отказа программы".

Далее, не нужно создавать такую ситуацию, когда конструкция выполняется в транзакции, а внутри ее прячется еще одна транзакция, например

Процедура ПриЗаписи(Отказ)

Попытка

ДокументПродажи = Документы.РеализацияТоваровУслуг.СоздатьДокумент();
...
ДокументПродажи.Записать();

Исключение
....
КонецПопытки.

...
КонецПроцедуры;

В этом случае конструкция "Попытка … Исключение … КонецПопытки" бесполезна и вредна. В случае, если во вложенной транзакции произойдет ошибка, внешняя транзакция тоже откатится, но причины никто не увидит. Это фатум.

 

1. Удачный пример блокировки

В нашей информационной системе есть некоторые неоптимальности. Куда же без них. Как указал С.Носков, идеальных программ не бывает. Процесс создания и печати документов у нас потреблял довольно много ресурсов, возникали взаимоблокировки с процессом перепроведения документов. Программа «вылетала» или прерывала пакетную печать. Очень неприятно. Но решить эту проблему «в лоб» долгое время не удавалось. Взаимоблокировки смотрел в технологическом журнале, для регистров накопления поставил галочки «разрешить разделение итогов» (это помогает производить параллельную запись в регистр, если регистр в модуле проведения используется только для записи) – стало немного лучше. Остались взаимоблокировки из-за разного порядка записи в регистры. Оба процесса используют много тысяч строк кода и сделать порядок записи регистров одинаковым практически невозможно. Постепенно пришло понимание, что на момент печати нужно приостанавливать перепроведение документов (выполняется регламентным заданием).

Вариант 1. Сделать блокировку чего-либо на время печати документов кодом типа

Блокировка = Новый БлокировкаДанных;
ЭлементБлокировки = Блокировка.Добавить();
ЭлементБлокировки.Область = …
ЭлементБлокировки.Режим = РежимБлокировкиДанных.Исключительный;
ЭлементБлокировки.УстановитьЗначение…
Блокировка.Заблокировать(); 

Не представлялось возможным: ведь тогда всю процедуру печати нужно было выполнять в транзакции.

Вариант 2. Записывать в регистр сведений информацию о том, что регламентное задание должно ожидать некоторое время – тоже отпадает. Как обеспечить корректную работу такого регистра в случае ошибок, сбоев и аварийного завершения программы ?

Вариант 3. На помощь пришли объектные пессимистические блокировки, которые не используют транзакции. Когда пользователь начинает печатать – устанавливается блокировка. Регламентное задание перед тем как начать перепроведение – проверяет что установленных блокировок нет (для всех пользователей). Примеры кода:

Функция УстановитьБлокировку()
	Попытка
		ФлагБлокировки = ПараметрыСеанса.ТекущийПользователь.ПолучитьОбъект();
		ФлагБлокировки.Заблокировать();
		Возврат ФлагБлокировки;
	Исключение
		Возврат Неопределено;
	КонецПопытки;
КонецФункции

При вызове из модуля функция возвращает объект с установленной на него блокировкой. Объект и его блокировка существует в памяти, пока объект не уничтожить или пока выполнение кода модуля не закончится (штатно или нештатно).
 

Функция ЕстьБлокировка(Пользователь)
Попытка
	Пользователь.ПолучитьОбъект().Заблокировать();
Исключение
	Возврат Истина;
КонецПопытки;
Возврат Ложь;
КонецФункции

Функция проверяет для выбранного пользователя, не установлена ли по нему блокировка. Если пользователей много – вызывайте в цикле. Штатная функция Заблокирован() почему-то не отрабатывает. Возможно, фича моей платформы 8.3.11.

Таким способом, удалось избавиться от взаимоблокировок в работе. Всем успехов !

 

25

См. также

Комментарии
Избранное Подписка Сортировка: Древо
1. login1020 23.08.18 16:46 Сейчас в теме
такое решение актуально только для печати же?
А как быть с блокировками и ожиданиями на параллельном проведении Прихода и расхода по одной и той же группе товаров. Есть решение?
3. herfis 261 23.08.18 17:14 Сейчас в теме
Вполне рабочий костыль. Одобрям!
Штатная функция Заблокирован() почему-то не отрабатывает

Прямо в описании функции написано - почему не отрабатывает. Потому что гладиолус.
Сделали каку и оставалось только ее узаконить :)
Следует учитывать, что этот метод используется для проверки блокировки объекта базы данных конкретным объектом встроенного языка. Он не может быть использован для проверки, заблокирован ли вообще объект базы данных, например, другими пользователями

(1) Не обязательно для печати. Для любых случаев, где требуется глобальный "флаг" работы какого-либо процесса. К транзакционным блокировкам это не имеет отношения. Преимущество перед состоянием флага, хранимым в БД, очевидно - в случае сбоев флаг будет сброшен автоматически.
2. vasilev2015 725 23.08.18 17:08 Сейчас в теме
Здравствуйте !

Это решение позволило не заключать печать в транзакцию.

Если возникают ошибки из-за одновременного прихода и расхода, то можно таким же способом разделить их по времени.

Если нужно обязательно выполнять одновременно - используйте стандартные рекомендации для улучшения параллельной работы:
включить разделение итогов регистров накопления, перейти в режим совместимости 8.3 управляемые блокировки.
login1020; +1 Ответить
4. Goleff74 132 23.08.18 19:17 Сейчас в теме
Эм. А что за действия такие происходят при печати, что это каким-то образом мешает проведению?
ice-net; Plotks2017; zqzq; +3 Ответить
5. vasilev2015 725 23.08.18 19:28 Сейчас в теме
(4) Там неудачный алгоритм. Документы создаются, проводятся частично, печатаются через модуль объекта. Когда ИТ отдел предлагает все оптимизировать, руководство соглашается. Но чтобы через два-три часа уже все было оптимально :-)
6. Goleff74 132 23.08.18 19:37 Сейчас в теме
(5)
Т.е. во время печати еще и что-то записывается в регистры, которые используются проведением, раз печать в транзакции нежелательно?
ice-net; Plotks2017; +2 Ответить
7. tormozit 4838 24.08.18 07:05 Сейчас в теме
Регламентное задание перед тем как начать перепроведение – проверяет что установленных блокировок нет (для всех пользователей)
Так если оно проверило и начало перепроведение, и тут же пользователь начал печать?
8. vasilev2015 725 24.08.18 08:42 Сейчас в теме
(7) Здравствуйте, Сергей !
Такая ситуация возможна, но к проблемам не приводит.
При желании можно поставить проверку и в обратную сторону.
9. ladon 24.08.18 09:01 Сейчас в теме
Я так понимаю, всё это можно было бы решить установкой одного флага на всю систему?

Например, используя значение регистра постоянных значений. Начал печать - флаг установил. Закончил печать - флаг снял.
Тогда не пришлось бы по всем пользователям проверять блокировки.

А так да - неплохой обход.
10. vasilev2015 725 24.08.18 10:27 Сейчас в теме
(9) Здравствуй, Андрей !
Рад тебя видеть ))). Это практически наша общая статья )))

Да, можно было бы выбрать один объект и установить на него пессимистическую объектную блокировку.
11. ladon 24.08.18 10:31 Сейчас в теме
(10)
Да, можно было бы выбрать один объект и установить на него пессимистическую объектную блокировку.

Привет-привет.
Да, память об этой печати будет жить вечно. :))
12. vasilev2015 725 25.08.18 09:59 Сейчас в теме
(11)
Да, можно было бы выбрать один объект и установить на него пессимистическую объектную блокировку.


я сообразил: один глобальный флаг подойдет для других целей, а в данном случае важно, что пользователей много. Первый наложил блокировку, второй не думая о состоянии глобального флага наложил блокировку... Проведение начнется, когда все они освободят ресурс. Получается, что все сделано оптимально. Флагов должно быть много. Все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе.
13. ladon 25.08.18 13:12 Сейчас в теме
(12) параллельная печать двумя пользователями.. Ну да, вариант. :)
14. PerlAmutor 30 26.08.18 17:38 Сейчас в теме
Я правильно понимаю,что смысл всех этих действий заключается в том, что вы нашли аналог глобального семафора, и в случае, если флаг стоит хотя бы у одного пользователя базы данных, то ничего не делать и просто ждать следующего запуска регламентного задания по расписанию?
15. vasilev2015 725 27.08.18 09:08 Сейчас в теме
(14) Здравствуйте !

Да, глобальный семафор (в разрезе пользователей), обладающий многими полезными свойствами: простота, устойчивость к аварийным завершениям, малый расход ресурсов.
16. PerlAmutor 30 27.08.18 09:34 Сейчас в теме
(15) Единственная проблема заключается только в том, что свойства пользователя (пароль, логин и т.д.) невозможно изменить на момент печати?
18. vasilev2015 725 27.08.18 10:33 Сейчас в теме
(16) Интерактивно не удастся изменить реквизиты заблокированного элемента справочника. Но объектная блокировка не запрещает их изменять программно. В моем случае выбран справочник пользователи, но это могла быть искусственная конструкция: Справочник1 с реквизитом пользователь. Решение используется каждый день, пять человек печатают документы, регламентное задание приостанавливается. Все довольны.
17. Evil Beaver 5286 27.08.18 09:51 Сейчас в теме
Так же через объектные блокировки решаются задачи обработки всевозможных очередей. Очень полезный механизм, по сути mutex на уровне платформы.
19. vasilev2015 725 27.08.18 10:37 Сейчас в теме
(17) в первую очередь для меня привлекательно отсутствие транзакции по сравнению с "обычными" блокировками. С языками программирования кроме 1С я не знаком, сравнивать не могу. ))
20. PerlAmutor 30 27.08.18 12:29 Сейчас в теме
А что если повесить блокировку на константу?

Вот еще один вариант нашел: https://infostart.ru/public/384485/
21. scientia_vinces 27.08.18 14:19 Сейчас в теме
(20) Совсем плохая идея. Если и делать софтовую эмуляцию, то только на основании регистра сведений.
23. vasilev2015 725 27.08.18 14:40 Сейчас в теме
(21) Согласен, использовать внешний файл - совсем плохой вариант. Регистр сведений - чуть лучше плохого варианта, но тоже плох.
28. СергейК 51 29.08.18 11:51 Сейчас в теме
(21) Почему Константа плохая идея? Или вы не про неё?
Сейчас, вроде, каждая константа находится в отдельной таблице, блокировка не должна никому мешать...
29. herfis 261 29.08.18 12:07 Сейчас в теме
(28) Во-первых, все константы находятся мало того, что в одной таблице, так еще и в одной строке :)
Во-вторых, пессиместическую объектную блокировку на константу наложить нельзя. А транзакционная блокировка плоха не только по вышеуказанной причине, но еще и тем что в транзакцию попадают и все остальные операции с БД в задании.
Любой же семафор на нетранзакционной записи значения в БД плох тем, что он останется взведенным в случае, когда выполнение задания будет прервано аварийно.
Другое дело, что круг применений таких "мьютексов" в 1С довольно ограничен. Гораздо чаще нужна классическая очередь заданий.
32. СергейК 51 29.08.18 21:38 Сейчас в теме
(29)
Не нашел ссылки с 1С сайта, но такое уже читал из разных источников, кажется можно верить:
Способ хранения констант в 1С:Предприятие 8 менялся в зависимости от версии платформы. Так, в платформе до версии 8.2.14 (или платформах выше версии, но с включенным режимом совместимости 8.2.13 и ниже), константы хранятся в одной таблице СУБД, начиная с версии 8.2.14, для каждой константы создается своя таблица СУБД. Данное изменение было сделано для увеличения параллельности работы пользователей.


Во-вторых, пессиместическую объектную блокировку на константу наложить нельзя...

Как это можно проверить, может уже можно?
Почитал документацию, да, нельзя получить константу как объект. Понятно вроде. Спсб.
33. herfis 261 30.08.18 09:12 Сейчас в теме
(32) По-поводу констант ты прав. Заглянул в базу 8.3 с отключенным режимом совместимости - таки по таблице на константу уже. Надо же, а я и не знал. Спасибо за инфу.
22. vasilev2015 725 27.08.18 14:39 Сейчас в теме
(20) Если на единственную константу, то непонятно как снимать блокировку, когда обработки идут параллельно и оканчиваются в разное время.
24. herfis 261 28.08.18 09:13 Сейчас в теме
(20) Транзакционную блокировку? Это дорого, неудобно и не всегда допустимо.
В варианте по ссылке (с файликами) главный минус - неявное ограничение на один рабочий сервер в кластере.
Сабжевый вариант лишен этих недостатков. Как правильно заметили - это почти полный аналог мьютексов. Механизмы платформы обеспечивают автоматическое снятие блокировки при уничтожении объекта-владельца (завершении процесса). В отличие от классических мьютексов предоставляемых операционками (базирующихся на "монопольных" инструкциях процессора), можно разруливать параллельную работу процессов на разных рабочих серверах.
Если мне не изменяет память, в 7.7 пессиместические блокировки объектов реализовывались как раз на файловых блокировках (блокировались соответствующие биты/байты в спец-файликах). В 8-ке, подозреваю, реализовано примерно также, только на компе менеджера кластера и какой-то сервис менеджера кластера отвечает за дистрибуцию этой информации.
25. asved.ru 36 29.08.18 10:33 Сейчас в теме
Кажется, вернее было бы расследовать причины задержек печати (есть подозрение, что речь о задержке в выводе документа на принтер).

В текущей реализации вы избавились не от взаимоблокировок, а от исключений при наложении управляемой блокировки. Ничего удачного не вижу: ожидания по-прежнему присутствуют, возможность дедлока на порядке записи сохраняется для параллельного проведения пользователями. Т.е. вы замаскировали проблему, вместо того, чтобы ее решать.

руководство соглашается. Но чтобы через два-три часа уже все было оптимально


Вы с руководством подходите друг другу.
26. vasilev2015 725 29.08.18 11:41 Сейчас в теме
(25) Здравствуйте !

Кажется, вернее было бы расследовать причины задержек печати (есть подозрение, что речь о задержке в выводе документа на принтер).


у нас при так называемой печати происходит частичное проведение, поэтому взаимоблокировки с процедурой проведения из-за разного порядка записей в регистры. Видно в ТЖ.

В текущей реализации вы избавились не от взаимоблокировок, а от исключений при наложении управляемой блокировки. Ничего удачного не вижу: ожидания по-прежнему присутствуют, возможность дедлока на порядке записи сохраняется для параллельного проведения пользователями. Т.е. вы замаскировали проблему, вместо того, чтобы ее решать.


Простой тест: один пользователь проводит документ, тормозит в отладчике на последней строке. Второй пользователь проводит документ - взаимоблокировок нет. Параллельное проведение работает. Правильное решение.

Вы с руководством подходите друг другу.


Они уважают мой талант, я уважаю их нужды. Лишних денег ни у кого нет.
27. СергейК 51 29.08.18 11:48 Сейчас в теме
Правильно понимаю, если только один пользователь захочет из под двух своих сессий 1С печатать, то не получится?
Пока не приходилось делать как бы "множественный" семафор, т.е. не выполнять процедуру пока куча других пользователей делают критические операции. Было наоборот, одна процедура, много пользователей но выполнить её должен кто-то один.
Интересно, спсб.
p.s.
в лоб напрашивается только одна альтернатива: справочник, в который добавляем элемент когда печатаем, удаляем(помечаем) когда закончили. А в регламентном задании запросом проверяем можно ли работать.
Но так кажется будет накладнее.
30. vasilev2015 725 29.08.18 12:18 Сейчас в теме
(27) Здравствуйте !

Один пользователь, две сессии - эта процедура печати не получится. Альтернативы хуже.
31. WellMaster 98 29.08.18 15:23 Сейчас в теме
Нормальное решение. Пригодится, спасибо.
34. vasilev2015 725 20.09.18 09:36 Сейчас в теме
Пункт 2 (Попытка, еще попытка) сильно похож на https://its.1c.ru/db/v8std#content:2149184148:hdoc. Но у меня доступнее, короче и правильно расставлены акценты. )))
35. Casey1984 3 14.10.18 09:06 Сейчас в теме
К разделу Удачный пример блокировки. Это сработает, если ТекущийПользователь в процедуре печати совпадает с пользователем переданным в ЕстьБлокировка(), т.е. вы последовательно всех пользователей в регламентном задании проведения проверяете? Или я что-то не понял?
Оставьте свое сообщение