[История разработки] Дорожная карта - контроль над движением первичных документов

08.05.19

Задачи пользователя - Адаптация типовых решений

История разработки функционала по контролю за наличием и движением первичных документов.

Добрый день, коллеги!

Захотелось написать историю разработки одного проекта по автоматизации контроля за движением первичных документов. Возможно, кому-то приглянутся те или иные идеи, а кто-то укажет на ошибки. Так же данная разработка в скором времени канет в лету, в связи с переходом на новую версию прикладного решения в связке с «1С:Документооборотом».

Задание

Это было первое задание на новом месте работы, решить проблему по контролю за движением первичных документов и отражение данного факта в информационной системе. В компании уже давно возникла проблема, что оригиналы документов теряются или не возвращаются во время в бухгалтерию с региональных офисов. Когда начинают спрашивать с менеджеров - начинается бесконечный «футбол», играть в который у главного бухгалтера желания не было.

Подробности задания

Все сотрудники работают в одной информационной системе, построенной на прикладном решении «1С:Комплексная автоматизация 1.1». Какое-то время всех этот хаос с первичными документами устраивал, но пришел новый главный бухгалтер и «показал кузькину мать». Первое время пользовались полем «комментарий». Но у типовых конфигураций «1С» есть возможность установки запрета на изменение данных в закрытом периоде. Поэтому функционал «комментарий» быстро утратил силу.

Помимо комментария, необходимо было в системе менять ответственных за тот или иной документ «Реализация товаров и услуг» (РТУ), под ответственным понимается – кто отвечает за первичный документ. Как было сказано выше, этого сделать было не возможно на типовом функционале из-за «даты запрета изменения».

Аппетит приходит во время еды, «хотелок» становилось больше. Главное желание породило необходимость в создании единого АРМа для всех менеджеров. По ходу дела все требования объединились под одним названием «Дорожная карта». Функционал «Дорожной карты» должен включать: чат, где пользователи могут обмениваться сообщениями по первичным документам; смену ответственного за документы; отчёт по задерживающимся документам и АРМ для работы менеджера.

В работу! Первая версия

Первая версия «Дорожной карты» родилась за пару месяцев. Но так как художник рисовал вслепую, полагаясь на нарастающий аппетит заказчика, получился «гадкий утёнок».

Первая версия интерфейса АРМ «Менеджера»

Название АРМ «Менеджера» подразумевает не только работу менеджера по продажам, но так же работу бухгалтерии в нём, правильно было его назвать АРМ «Дорожная карта». Ниже описание возможностей АРМ «Менеджера» раздела «Продажи».

 Страницы «Поступление» и «Перемещение» имеют немного отличительный вид:

Полного технического задания сразу не было, импровизация и дедукция рулили проектом. Тут и регистр сведений, который сумасшедшим образом обрастал измерениями после каждого «а ещё нужно вот это»… да, было много чего, пока терпение не лопнуло проявить инициативу и внести свои «пять копеек».

Вторая версия

«Инициатива наказуема» - говорили они и были правы. Первая версия менеджерами была встречена в штыки, саботажи и нежелание использовать функционал, приказы решают эту проблему. Поэтому в анкетировании было много чего написано «с душой». Одного анализа анкетирования было мало, я проанализировал так же текущий рынок готовых АРМ «Менеджеров» и новые функции прикладного решения «1С:Комплексная автоматизация 2.2». Собрав, на мой взгляд, всё лучшее, что подходит и добавив своё, была начата работа по реализации новой версии «Дорожной карты».

Изменил архитектуру метаданных функционала, вместо одного появилось несколько регистров сведений:  отдельно для чата, отдельно для ответственных и дополнительные регистры для своих быстрых отборов.

Интерфейс АРМ «Менеджера» серьезно претерпел изменения, для данной задачи появилась необходимость в наличии процедуры по программному формированию динамического списка. О чём ранее была написана публикация на Инфостарт - //infostart.ru/public/728597/ (благодаря, которой стал лауреатом Infostart Invent 2018).

Новая версия интерфейса АРМ «Менеджера»

Описание нового функционала АРМ «Менеджера»:

  1. Переключатель «Тип документа» - глобальное управление видимостью АРМа, отказался от страниц в пользу импровизированного переключателя. Именно в этот момент создаются необходимые динамические списки, а их там немало стало с момента первой версии «Дорожной карты».

Благодаря программному созданию динамического списка, значительно упростился процесс расширения данного функционала и подключения к «Дорожной карте» новых видов документов.

  1. В список «Заказы» добавлены команды, которые необходимы для менеджера. Список команд создан на основании анкетирования и нескольких часов работы с ведущими менеджерами продаж: «ввод на основании», «отчёты» и другое, что необходимо пользователям.

  1. Список заказы имеет цветовую подсветку, схожую с новой версией конфигурации. Закрытые заказы становятся серыми, не закрытые обычного цвета, начатые заказы выделяются жирным и заказы которые содержат ошибки красным. Ошибкой считается, когда сумма отгрузки становится больше суммы заказа. Для удобства добавлены два быстрых фильтра «Не закрытые» и «Ошибки».

  1. Добавлен список Реализации товаров и услуг (РТУ). Список может быть подчинен «Заказу» или свободным. Свободный список РТУ становится доступен по нажатию кнопки в управлении видимостью интерфейсной частью АРМа (ниже на скриншоте отмечена работа данной кнопки).

Пример списка РТУ со скрытыми панелями

  1. Основное отличие стандартного списка РТУ от представленного в АРМе - это наличие нескольких колонок. Колонка «Номер УПД» упрощает поиск по первичному документу. Колонки со статусами ЭДО и Дорожной карты, позволяют оперативно получать информацию о состоянии первичного документа. Колонка ЭДО формируется на основании данных СБИС Тензор (доработка).

  1. Быстрых отборов много не бывает, добавлен отбор Заказов и РТУ, относящихся к подразделению пользователя. Так же добавлен быстрый отбор документов, созданных пользователем.

  1. Блок «Информация о покупателе» создан вместо структуры подчиненности и содержит информацию о взаиморасчетах с контрагентом по текущему Заказу или РТУ. На основании анкетирования стало ясно, что структура подчиненности менеджеру не интересна, им важно знать только – есть долг или нет. Но возможность получить оперативно информацию о структуре подчиненности из списка оставлена (пункт 2).

  1. Быстрый отбор «Мои контрагенты», данный список контрагентов хранится в разрезе пользователя. Каждый пользователь его настраивает самостоятельно и по двойному клику мгновенно получает отбор.

  1.  «Дорожная карта» - Смена ответственного.

  1. «Дорожная карта» - Чат. Переписка содержит так же статусы в виде пиктограмм, которые были нарисованы специально для этого проекта.

Дополнительные инструменты

Основной функционал дорожной карты стал включать историю движения первичных документов. Дополнительный функционал - смена ответственного лица за документы.

Для контроля за невернувшимися документами разработан отдельный отчёт «Реестр наличия первичных документов». Отчёт отражает данные по невернувшимся документам.

Удобная особенность отчёта - возможность отправлять сообщения в «Дорожную карту» прямо из отчёта, вызывая форму двойным кликом, где нужно написать ответ.

Для упрощения отправки информации в «Дорожную карту» был разработан документ «Сопроводительный реестр» (СР), который может совершать рассылку. Так же при получении СР бухгалтерией, бухгалтер ставит пломбу на документ, информируя тем самым менеджера.

Резюме

На текущий момент «Дорожная карта» используется активно, менеджеры привыкли к работе в АРМе, бухгалтеры доверяют отражению в системе наличия первичных документов. Получился удобный функционал по контролю за движением первичных документов. Хотелось бы внести много нового, задумки и идеи есть и были, но: во-первых из-за перехода на новую версию прикладного решения все доработки прекращены; во-вторых по всей видимости из-за перехода придётся отказаться от текущей архитектуры и возможно частично интерфейсной части. На момент написания статьи планирую реализовать функционал «Дорожной карты» на типовом функционале «1С:Документооборот».

Комплексная автоматизация Документооборот Первичная документация документы движение документов дорожная карта бухгалтерия менеджер Оригинал получен

См. также

Табличная часть в доп. реквизитах и формирование таблиц в шаблоне docx для 1С:ДО 3.0

Адаптация типовых решений Платформа 1С v8.3 1С:Документооборот Россия Платные (руб)

Расширение конфигурации для «1С:Документооборот КОРП», редакция 3.0. позволяет: 1.использовать произвольные табличные части в качестве дополнительных реквизитов к документу; 2 использовать произвольные табличные части в шаблонах в формате docx для автоматического заполнения таблиц.

9000 руб.

29.06.2023    2569    3    0    

5

Расширение для 1С:УНФ. Автоматическое снятие резервов в Заказах покупателей

Логистика, склад и ТМЦ Адаптация типовых решений Платформа 1С v8.3 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Россия Управленческий учет Платные (руб)

Чтобы не допустить путаницы с обещаниями клиентам и для четкого контроля исполнения заказов мы используем резервирование товаров. Мы доработали УНФ, чтобы она автоматически отменяла старые резервы и не мешала эффективно продавать.

7200 руб.

02.08.2023    1901    1    0    

15

Печать любых непроведенных документов для УТ, КА, ERP. Настройка печати по пользователям, документам и печатным формам

Пакетная печать Печатные формы Адаптация типовых решений Универсальные функции Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х Россия Платные (руб)

Расширение для программ 1С:Управление торговлей, 1С:Комплексная автоматизация, 1С:ERP, которое позволяет распечатывать любые печатные формы для непроведенных документов. Можно настроить, каким пользователям, какие конкретные формы документов разрешено печатать без проведения документа.

3480 руб.

22.08.2023    806    1    0    

1

Даты запрета изменения

Адаптация типовых решений Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

Понадобилось добавить свои разделы и документы в типовой механизм контроля дат запрета изменения данных. Внятного описания, как это сделать, сходу обнаружить не удалось: статьи в интернете или неполные, или устаревшие. Пришлось читать документацию к БСП. Но и там ждала засада. В итоге разобрался и решил сохранить на будущее, может, кому время сэкономит.

26.06.2023    2616    gamletspb    4    

45

Работа с документами PDF

Файловый обмен (TXT, XML, DBF), FTP Адаптация типовых решений Платформа 1С v8.3 1С:Бухгалтерия 3.0 Абонемент ($m)

Начиная с версии 8.3.21, в платформе 1С:Предприятие появились новые объекты для работы с популярным форматом PDF. Примеров использования в типовых конфигурациях пока найти не удалось, но задачи, где это было бы полезно, встречаются. В результате решения некоторых из них и родилось представляемое вашему вниманию расширение.

1 стартмани

12.04.2023    5960    14    VladimirElohov    10    

17

Корректный вывод суммы и сроков в печатной форме

Адаптация типовых решений Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

Простой лайфхак для вывода суммы или числа дней В скобках и склоняемых единиц измерения или валюты ЗА скобками.

16.11.2022    1250    vladimir-89    0    

13
Комментарии
В избранное Подписаться на ответы Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. kolya_tlt 82 08.05.19 08:50 Сейчас в теме
Классный функционал.
На момент написания статьи планирую реализовать функционал «Дорожной карты» на типовом функционале «1С:Документооборот».

Когда будете переносить, пожалуйста:
1. Не используйте рамки, этот ужасный интерфейсный элемент должен умереть в Такси
2. Съедено много места из-за элемента формы Тип документа
3. Сократите названия колонок до кратких. Вместо "Документ-ссылка" - Документ. Вместо "Валюта документа" - "Валюта", "Договор контрагента" - "Договор" и т.д.
4. Информация о заказе покупателя - менеджеры на ура встретят информацию в Поле HTML с кликабельными ссылками. Т.е. можно нажать на Контрагента и откроется его карточка, нажать на сумму долга и появится подробный отчет с настройками в котором видно как этот долг образовался.
5. Шапки у таблиц с одной колонкой лишние - можно убрать
6. По кнопке Смена ответственного вообще открывается лишняя форма, почему бы сразу не открыть формы с выбором нового ответственного?
7. Таблица чату может быть лучше сделать двухстрочечной? чтобы поместилась целиком и не требовался ползунок горизонтальный. Кстати панель командная вообще у чата нужна? там только поиск, который можно получить нажав кливуши контрав Ф. Сэкономите на месте.
7.1. Можно сэкономить на месте наложив формат на Дата в чате, там время точно важно, может быть достаточно даты?
8. Сами колонки расширить, значения в них не помещаются в них, например, номер, иногда документ не помещается и т.д.
maksa2005; gigabyte_artur; pbabincev; wowik; rpgshnik; +5 Ответить
2. rpgshnik 3493 08.05.19 09:00 Сейчас в теме
Согласен с вами, учту замечания на будущее 👍

Но так же замечу что разработке больше года... почти два и процитирую себя:
Хотелось бы внести много нового, задумки и идеи есть и были, но: во-первых из-за перехода на новую версию прикладного решения все доработки прекращены;
6. kolya_tlt 82 08.05.19 09:53 Сейчас в теме
(2)
Но так же замечу что разработке больше года... почти два и процитирую себя:

я бы вам и два года назад тоже самое написал :)
klaus38; rpgshnik; +2 Ответить
7. rpgshnik 3493 08.05.19 10:05 Сейчас в теме
(6) да я к тому что и сам много косяков вижу :) считайте первая версия была альфа, вторая версия бета :) третья будет 💪
kolya_tlt; +1 Ответить
3. RustIG 1731 08.05.19 09:03 Сейчас в теме
(0) спасибо за труд описать кейс! познавательно!
maxopik2; rpgshnik; +2 Ответить
4. noprogrammer 234 08.05.19 09:26 Сейчас в теме
Как всегда описано все очень хорошо. Вопрос такой - почему (для чата и сообщений документов) не стали использовать сервер взаимодействия от 1С ?
rpgshnik; +1 Ответить
5. rpgshnik 3493 08.05.19 09:30 Сейчас в теме
(4) разработка начата была на платформе 8.3.9 и фактически на ней и закончена. Спасибо за напоминание об сервисе, проверим и его :)
8. vitalbasl 158 11.05.19 11:53 Сейчас в теме
однозначно полезная для бизнеса вещь. поясните плиз
>>планирую реализовать функционал «Дорожной карты» на типовом функционале «1С:Документооборот».

в вашем плане перенести функционал в документооборот или функционал документооборота в прикладное решение? можно подробнее (от ответа есть вопросы)
9. rpgshnik 3493 12.05.19 06:50 Сейчас в теме
(8) в плане перенести функционал "дорожной карты" на ДО, под дивизом "без доработок". Я думаю (пока конечно поверхностно знаком с ДО), что в ДО можно реализовать что-то схожее на типовой поставке.
10. genayo 12.05.19 07:23 Сейчас в теме
(9) В ДО много лишнего, и при этом он недостаточно гибок. Намучаетесь...
vitalbasl; +1 Ответить
11. vitalbasl 158 12.05.19 20:48 Сейчас в теме
(9)У вас была четкая связь с бухгалтерским документами, т.к. все и было в бух, как Вы это в ДО реализуете? поступитесь с единым информационным пространством? по мне так минусов будет поболее
12. genayo 12.05.19 22:17 Сейчас в теме
(11) В ДО же "бесшовная" интеграция есть, даже работает, говорят...
rpgshnik; +1 Ответить
14. rpgshnik 3493 13.05.19 04:17 Сейчас в теме
(11) С помощью "бесшовной интеграции" конечно... пока до конца не изучил вопрос, но думаю что будет запускаться бизнес-процесс, закрытие которого будет считаться - документы получены. Я надеюсь, что данные процессы возможны и в закрытом периоде со стороны Комплексной автоматизации, если нет... тогда грустно :)
13. Rasdag 157 13.05.19 03:01 Сейчас в теме
В свете завершения поддержки КА 1.1 все таки наверно сперва нужно было перейти на КА 2.2 а потом уже там смотреть - нужно дорабатывать или нет.
15. rpgshnik 3493 13.05.19 04:54 Сейчас в теме
(13) перевод торговой компании не должен вызвать трудностей со стороны типовых операций, только вхождение пользователей может слегка пошатнуть сроки внедрения... а вот "хотелки" торговой компании, здесь имеется самописные блоки и их много: бюджетирование; лимитирование; согласование договоров; доставка и ведение учета ТС, Водителей; работа с качеством и учётом всех претензий включая фото, сканы; дорожная карта; бухгалтерские заморочки с проводками и транзитными счетами; некое подобие "товаров в пути"... так как половину доработок делал я, а другую половину хорошо знаю (даже немного было рефакторинга) за пару лет сопровождения, я понимаю что на текущий момент новая КА 2.4 в связке с "бесшовной интеграцией" ДО может закрыть почти полностью весь разработанный функционал.
Оставьте свое сообщение