Специальная оценка по условиям работы – это общий, комплексный метод с перечнем конкретных процедур, которые определяют небезопасные трудовые условия рабочего процесса, после чего производится оценивание того, как данные факторы отражаются на сотрудников и их здоровье. Данная система установлена на федеральном уровне, правительством РФ.
Результирующей такой проверки является объявление классов показателей тяжести условий труда, согласно каждой из должностей в организации.
Цель проведения специальной оценки по условиям труда - показать, что работа, в данных условиях, опасна или вредна, и в этом случае работодателем, для работников, должна быть начислена надбавка в виде взносов по страховке, которые исчисляются по соответствующим расценкам. Такие страховые взносы отвечают за страховую пенсию работников и повышенную заработную плату, из-за вредности условий.
Специальную оценку условий труда обязаны проводить, в основном, промышленные компании и организации, заводы, предприятия, где работают с химикатами, лакокрасочные заводы, шахты и подобное.
Ниже представлена вкладка, которая отвечает за настройки по виду условий труда внутри конкретной организации и пункты настроек в программе 1С: ЗУП:
Настройка вида условий труда в программе 1С: ЗУП 3.1
Далее будет приведено описание всевозможных настроек, внутри системы 1С, для отражения результатов проведенной специальной оценке условий труда.
Для удобства, был взят пример, где отчёт по специальной оценке условий труда был заверен 1-го февраля, была взята, за основу, должность печника, которая имеет 3-й класс по вредности, а подкласс имеет №3.2, такие исходные соответствуют надбавке к заработной плате в размере 4%. Рассматривать данный пример будем в программе «1С:ЗУП 3.1».
Инструкция по учёту специальной оценки условий труда в системе 1С
Рассмотрим пошагово алгоритм по учёту специальной оценки условий труда в конфигурации 1С: Зарплата и управление персоналом 3.1:
1. Для начала, следует описать все нюансы в общей политике компании. Чтобы сделать данную процедуру, необходимо перейти во вкладку «Настройки», где запустить справочник «Организация» и прописать условия того, что в компании есть сотрудники, которые имеют право досрочно выйти на пенсию, согласно специальной оценке соответствия условий труда, как демонстрируется на скриншоте далее:
Настройки должности в программе 1С: ЗУП 3.1
2. Следующим пунктом, необходимо перейти в карточку должности, где появится вкладка «Спецоценка условий труда», все поля заполняются согласно должности.
Пункт «Класс условий» заполняется из отчёта по специальной оценке условий труда, которая была проведена, данный пункт регулирует величину тарифа страхования по дополнительным взносам.
Пункт «Месяц регистрации изменений» отвечает за то, с какой даты будут начислены все добавочные взносы.
Также внутри данной карточки следует отметить в пункте «Досрочная пенсия» галочкой «Взимаются взносы за занятых на работах с досрочной пенсией» и отметить, что причина – это тяжелые условия труда, согласно подпунктам 2-18 в 1-й статье 30-го закона «О страховых пенсиях», а также вписать соответствующий код «вредности» из классификатора.
Следующим обязательным пунктом является описание работы, которая соответствует должности внутри поля «Характер выполняемых работ», а в поле «Первичные документы» следует прописать реквизиты протокола специальной оценки условий труда.
Следующий шаг – это заполнить поле с размером надбавки за вредность.
Заполнение настроек должностей в программе 1С: ЗУП 3.1
3. Замечание: когда нет возможности прописания надбавки, следует проверить настройки, которые отвечают за надбавки. Чтобы выполнить данное действие в 1С 8.3 Зарплата и управление персоналом, переходим в вкладку «Настройки», раздел «Расчёт зарплаты», после чего, переходим на строчку «Настройка состава начислений и удержаний» и отмечаем «галочкой» пункт «Надбавка за вредность», как показано на скриншоте с примером ниже:
Надбавка за вредность в программе 1С: ЗУП 3.1
4. Следующий шаг – это внесение данных, которые соответствуют результатам проведенной специальной оценке условий труда, в расписание штата. Чтобы сделать данную процедуру, необходимо создать документ «Изменение штатного расписания», где кликнуть на «Изменить позиция» и избрать профессию печника, по примеру, после чего вносим надбавку.
Изменение штатного расписания в программе 1С: ЗУП 3.1
5. При помощи документа «Кадровый перевод» следует перевести соответствующего работника на должность «печник», обязательно сделать данную процедуру, иначе надбавка за тяжелые условия труда не будет корректной.
Кадровый перевод в программе 1С: ЗУП 3.1
После всех вышеописанных настроек в программе 1С: ЗУП 3.1, которые были продемонстрированы в данном алгоритме, внутри документа «Начисление зарплаты и взносов» будет начислена надбавка соответствующему работнику.
Начисление зарплаты и взносов в программе 1С: ЗУП 3.1
Взносы будут зачислены в соответствии специальному тарифу.
Начисление взносов по тарифу в программе 1С: ЗУП 3.1
Теперь, внутри базы, будет производиться автоматическое заполнение информации об особых условиях работы, внутри 3-го раздела «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц», как демонстрируется на примере далее:
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц в программе 1С: ЗУП 3.1
А также в разделе 4 в отчёте «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального учёта»:
Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального учёта в программе 1С: ЗУП 3.1
В данной статье было описано как вводить данные, добавлять страховые взносы и надбавки для учета специальной оценки условий труда в 1С: Зарплата и управление персоналом 3.1. Также был проведён анализ наличия всех необходимых пунктов для корректности всех начислений, свыше стандартной заработной платы, и страхования, а также раннего окончания трудовой деятельности.