Основная цель любого коммерческого предприятия – это получение прибыли. Существуют следующие пути увеличения прибыли – поддержание стабильного уровня продаж, т.е. работа в сторону повышения выручки, и второй метод – это снижение расходов предприятия, т.е. нацеленность на финансовый результат. На предприятиях, ведущих производственную деятельность, важно понимать, что контроль себестоимости занимает ведущую роль, т.к. от этого процесса зависит очень многое:
- Анализ рентабельности производства в целом и отдельных групп продукции;
- Определение потенциальных способов снижения себестоимости продукции;
- Формирование ценовой политики компании;
- Принятие решений об изменении ассортимента выпускаемой продукции и др.
Неудивительно, что процессы управления затратами в таких компаниях могут быть довольно сложными и требовательными к системе в части корректного отражения и учета затрат. Своим пользователям ERP редакции 2.5 предлагает достаточно обширный функционал по работе с затратами – доступна классификация затрат предприятия в различных вариантах, способы распределения затрат в зависимости от их экономической сущности и методов учета, множество аналитик и разрезов учета, возможность по-разному учитывать затраты для целей управленческого и регламентированного учета.
Объекты возникновения затрат и как они влияют на распределение затрат в ERP редакции 2.5
В описании от фирмы 1С в ERP редакции 2.5 сказано, что «Объекты возникновения затрат – это вспомогательная учетная сущность, предназначенная для накопления и транзита, а также с её помощью можно произвести распределение расходов в 1С 8.3 с однородными принципами учета». Т.е. одна из целей нового объекта системы – аккумулировать на себе затраты, передавать их между различными местами учета затрат и неким образом распределять при наступлении определенного события.
Так что же это такое – Объект возникновения затрат (далее – ОВЗ)? С точки зрения системы – это новый справочник системы, который находится в разделе «Финансовый результат в 1С и контроллинг», подразделе «Настройки и справочники»:
Mестонахождение ОВЗ в разделе Контроллинг и финансовый результат
В 1С 8.3 личная карточка элемента справочника выглядит следующим образом:
Личная карточка элемента справочника
Для каждого ОВЗ пользователь должен указать:
- Наименование – любое удобное пользователю название элемента;
- Статус – выбор из двух вариантов: «используется» или «не используется». Новый элемент справочника со статусом «используется» доступен для выбора в документах системы. При этом новый элемент справочника со статусом «не используются» не отображаются для выбора, однако если они ранее были отражены в документах, по ним продолжает вестись учет и используются разные способы распределения затрат.
- Организация – это поле обязательно для заполнения. Таким образом, каждый ОВЗ должен быть связан с конкретной организацией.
- Подразделение – поле необязательно для заполнения. Пользователь может его заполнить и тем самым «привязать» ОВЗ к конкретному подразделению. Тогда в документах системы можно будет выбрать только те ОВЗ, которые связаны с подразделением в документе.
- Квалификация и настройки отнесения – для ОВЗ задается направление – на что будем распределять затраты:
- На другие ОВЗ – можем передать все накопленные затраты на другой объект;
- На иные направления – доступны направления, которые указываются в разделе в ERP Статьи расходов организации (на себестоимость, на финансовый результат, на расходы будущих периодов, ручное распределение):
Задаём направление на распределение расходов для ОВЗ
А также правила распределения затрат – как именно будем производить распределение затрат в 1С, причем правила могут быть заданы разные для разных видов учета:
Каким образом происходит распределение затрат
- Статья калькуляции – этот реквизит доступен в карточке, если для каких-либо видов учета задано направление «на себестоимость основного производства».
Система учета задач по ОВЗ
Раз ОВЗ – это объект накопления затрат, значит в ERP статьи расходов организации должны быть напрямую связаны с ним, так как они являются отражением расходов предприятия в системе.
С этой целью был доработан и справочник статей расходов – добавлен новый тип расходов:
Новый тип расходов, добавленный в справочник статей расходов
При выборе данного типа мы можем увидеть, что в ERP личная карточка статьи расходов организации не содержит в себе поля для указания аналитики и правил распределения расходов:
Личная карточка статьи расходов
Указав в статье, что расходы будут относиться на ОВЗ, мы тем самым передаем «полномочия» на все доступные способы распределения затрат объектам возникновения, а сами объекты будут выступать в качестве аналитики статьи расходов организации. И система учета задач предоставит для такой статьи выбор ОВЗ в документе:
Доступный выбор для статьи расходов организации при указании расходов на ОВЗ
Чем анализ учета расходов отличается от ОВЗ
На первый взгляд может показаться, что ОВЗ – это просто еще один разрез учета затрат, и тогда возникает вопрос – чем же анализ учета расходов отличается от него? Зачем нужен ещё один новый элемент справочника, ведь для статьи и так предусмотрен большой выбор аналитик?
Tипы аналитики расходов в ERP статьи расходов организации
Однако до появления ОВЗ предполагалось, что в рамках одной статьи расходов организации могут учитываться расходы только по одному определенному типу аналитики (например – только по складам или только по номенклатуре) и правила распределения для статьи расходов организации задавались «жестко». Таким образом, если нужно было расходы на электроэнергию распределять либо по разным типам аналитик (например, и на склады, и на подразделения), либо распределять по-разному – это влекло за собой внесение в справочник статей расходов дополнительных статей, либо доработку системы.
С появлением же ОВЗ система пользователи получают возможность использовать более гибкие способы распределения затрат. Та же статья «Электроэнергия» может быть отнесена на подразделение, станок, складское помещение, буровую установку и т.д. И распределение расходов в 1С 8.3по каждому ОВЗ будет по своим, разным правилам.
Таким образом, ОВЗ в системе выполняет следующие функции:
- Детализированный анализ учета расходов в разрезе как объектов системы (рабочих центров, бригад, подразделений и т.д.), так и внесистемных объектов (месторождений, скважин, шифров и т.д.) без доработки системы;
- Промежуточный объект для накопления разнородных затрат и дальнейшего их распределения по одному правилу;
- Как некий «узел» для аккумулирования и передачи затрат в места их потребления.
Подведение итогов обновления
В данной статье мы рассмотрели новый функционал системы, повышающий гибкость учета и способы распределения затрат. Однако, отметим, что новый функционал будет доступен в ERP только в редакции 2.5, поэтому рекомендуем пользователям, уже использующим 1С:ERP, подумать о переходе на новую редакцию. Новая редакция 1С подверглась в части управления затрат большим изменениям, многие механизмы были переработаны, появилась и новая функциональность, один из элементов которой был описан в данной статье. По возможности, в последующих статьях мы постараемся осветить более подробно новые возможности учета затрат в 1С:ERP.