Доходы будущих периодов – это доходы, полученные до выполнения каких-либо работ, услуг, целевые финансирования, доходы безвозмездного поступления и кредитные средства, возмещения недостач, выявленных в ходе ревизий и инвентаризаций, и прочие поступления денежных средств, которые уже получены, но должны быть отражены в отчетах последующих периодов.
Для ведения учета доходов будущих периодов используется 98 счет, в котором, для удобства учета выделены субсчета:
- 98.01 – Доходы, полученные в счет будущих периодов,
- 98.02 – Доходы безвозмездного поступления,
- 98.03 – Предстоящие поступления по недостачам, выявленным за прошлые годы,
- 98.04 – Разница между суммой, подлежащей к взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам.
При этом, учет поступления денежных средств проводится регламентными документами, а списание – только ручным вводом операций. Например:
- поступления на расчетный счет организации оформляется банковской выпиской по дебету счета 51 с указанием кредита счета 98,
- дебет 94 и 73.2 и кредит 98 – недостачи, в том числе, дебиторская задолженность, и так далее.
Списания же проводятся операцией дебет 98 счета и кредит 91.
Доходы будущих периодов в 1С: проведение учета поступления денежных средств
Для наглядности рассмотрим пример.
Допустим, наша организация ООО «Конфетпром» заключила договор аренды с ООО «Аквилон-трейд», сроком на 10 месяцев и оплатой 200 000 руб. в месяц. При этом, арендатор оплатил услугу полностью за весь период одной суммой в 2 000 000 руб.
Так как ранее подобная услуга нашей организацией не оказывалась, чтобы провести учет поступления денежных средств, необходимо сперва занести вышеуказанную услугу в справочник «Доходы будущих периодов» в 1С.
Следовательно, проходим с главной страницы в меню «Справочники», раздел «Доходы и расходы», пункт «Доходы будущих периодов».
Справочник «Доходы будущих периодов»
Если список пуст или нужной позиции в нем нет, нажимаем кнопку «Создать».
Создание нужной позиции в справочнике «Доходы будущих периодов»
В открывшемся окне пишем название вида дохода будущего периода, в нашем случае, «Арендная плата», нажимаем «Записать и закрыть».
Создание позиции «Арендная плата» в справочнике «Доходы будущих периодов»
Далее переходим непосредственно к операциям по учету поступления денежных средств. Все поступления на расчетный счет организации проводятся документом Банковская выписка. Следовательно, проходим, как обычно, через главную страницу, в меню «Банк и касса», раздел «Банк», пункт «Банковские выписки».
Пункт «Банковские выписки» в меню «Банк и касса»
Нажимаем «Поступление».
Нажимаем «Поступление» в документе Банковские выписки
Откроется стандартное окно для заполнения поступления на расчетный счет организации. Здесь указываем счет учета 51, вид операции «Прочие расчеты с контрагентами», наименование плательщика, в нашем случае «Аквилон-Трейд», договор и сумму платежа. Обратим внимание на счет расчетов: указываем счет 98.01 «Доходы, полученные в счет будущих периодов».
Заполнение окна Поступление на расчетный счет организации
Нажимаем «Провести и закрыть». Платеж в счет будущих периодов учтен.
Проведение списания доходов будущих периодов в 1С
Как мы уже выяснили, доходы будущих периодов должны быть учтены в отчетах периодов, которые последуют за датой поступления на расчетный счет организации денежных средств. Списывать их для учета в отчетности можно как полностью одной суммой, так и частями, в зависимости от условий получения. При этом, списание доходов будущих периодов проводится вручную. Рассмотрим детальнее.
В нашем примере, договор аренды был заключен сроком на 10 месяцев, с оплатой ежемесячно. Арендатор оплатил услугу одной суммой за весь срок договора. Следовательно, полученную сумму надо списывать частями – по 1/10 ежемесячно. Предположим, что настал срок списания первой части платежа.
Так как операции списания надо будет проводить вручную, их много и делать предстоит регулярно, стоит создать в 1С «Типовую операцию». Для этого, пройдем с главной страницы, в меню «Операции», раздел «Бухгалтерский учет», пункт «Операции, введенные вручную».
Пункт «Операции, введенные вручную» в разделе «Бухгалтерский учет»
Так как подобной операции у нас еще не было, нажимаем «Создать», выберем из списка «Типовая операция».
Создание в 1С Типовой операции
Программа предложит заполнить параметры новой типовой операции: содержание, в нашем случае «Арендная плата», счета проводки, у нас – дебет 98.01 кредит 91.09, и сумму, у нас 2 000 000 руб/10 мес = 200 000 руб. Нажимаем «Записать и закрыть».
Создание Типовой операции
Наша операция появится в списке Типовых.
Появление операции «Арендная плата» в «Типовые операции»
Выбираем нашу операцию из уже заполненного списка. Программа переведет нас в окно создания новой операции, введенной вручную. При этом, в окне «Типовая операция» уже будет подставлена только что созданная.
«Типовые операции»: окно создания новой операции
Нажимаем кнопку «Заполнить». Программа заполнит и предложит проверить табличную часть операции.
«Типовые операции»: табличная часть операции
Правильность отображения движения доходов будущих периодов и остаток суммы можно посмотреть в оборотно-сальдовой ведомости по счету 98. Здесь мы видим, что все учтено верно, к налоговому учету принята сумма оплаты за 1 месяц аренды и остаток составляет размер оплаты за остальные 9 месяцев.
Движение доходов будущих периодов в оборотно-сальдовой ведомости по счету 98
При дальнейших списаниях, оформлять новую типовую операцию уже не будет необходимости. Достаточно будет так же пройти в раздел создания документов «Операции, введенные вручную», нажать «Создать», выбрать «Типовая операция» и в предложенном списке имеющихся типовых операций указать нужную. Программа автоматически создаст операцию, аналогичную первой, но с текущей датой.