Начнем с главной боли, это вредные клиенты, неадекватные начальники, ленивые программисты.
Каждый, кто открывал франчайзи 1С или собирается, или работал во франчайзи 1С, то проходил через все эти боли. И я расскажу, как их можно решить (не панацея, но, может, кому пригодится).
По идее, надо было для всех делать разные статьи, ибо дам в руки каждому инструменты, которые не понравятся другой стороне.
Советую прочитать всё, так как некоторые вещи будут подходить для всех, поэтому я повторять не буду.
Будут блоки:
- Программист на окладе в обычной компании;
- Программист, работающий во франчайзи 1С;
- Владелец франчайзи 1С.
Начнем.
1. Программист на окладе в обычной компании (будет полезно и тем, кто общается с клиентами):
Наверняка у вас было такое, что вас достают постоянными звонками и есть реально не очень расторопные сотрудники (сильно обижать их не будем), которых надо обучать и обучать, и звонят по любому пустяку или сопротивляются внедрению и новшествам.
Кстати, по новшествам и сопротивлению сотрудников, это также касается и франчайзи 1С. Расскажу, как бороться с теми, кто стопорит внедрение, неважно, вы программист в компании или внешняя обслуживающая франчайзи.
Так вот, есть несколько правил для общения с такими сотрудниками:
А) Если есть возможность, то организовать систему "работа в одно окно".
Это значит, что за любое внедрение отвечает начальник (ответственное лицо), к которому обращаются его сотрудники с вопросами, если что-то не получается. И если это не ошибка, а просто лень сотрудников, то начальнику рано или поздно это надоест.
Если реально ошибка, то только тогда обращаются к программисту. И должен быть реестр задач от сотрудников в 1С, где есть вид - "обучение сотрудников". Это пригодится в следующем пункте.
Плюс, сотрудники не любят подходить к начальнику, и лучше разберутся сами, ведь наехать на программиста, гораздо легче, даже если не прав. А когда есть начальник, то тут наезжать не получится.
Да, есть вероятность, что они промолчат и сделают ошибки в программе. Но это уже вопрос относительно качества кода "Защита от дурака". Да, всё не предусмотришь, и есть вещи, которые не получиться исключить, но критические вещи должны быть предусмотрены.
Б) "Любая консультация - это большие деньги". Суть в чем, что всегда должны быть санкции при ошибках или клиент или директор (той компании, где работаете) должны понимать, что лень сотрудников обучаться и полагаться на программистов - это деньги.
Ведь, чаще всего, 1 час программиста стоит больше, чем час сотрудника (не берем во внимание начальников, у которых зарплата в разы выше).
Поэтому необходимо доносить информацию, что в этом месяце вы потратили 50 часов на консультации, и компания не досчиталась минимум 50-80 тысяч в месяц, так как работы было выполнено меньше. Это если вы работаете в штате.
Если вы франчайзи, и у вас после проектное обслуживание, то это также сильно снижает рентабельность программистов, ибо они, вместо программирования занимаются обучением (если нет первой линии поддержки). Всегда помните про рентабельность компетенций. Об этом я говорил в своих прошлых статьях.
В) Тут самое интересное, советую прочитать, хоть и покажется изначально банальным. Это сделать документацию (текстовую, а не видео, хотя видео тоже можно, но это усложнит вам жизнь).
Главная суть, что первичное обучение делается один раз, собираются все, в том числе и их начальник. Даже если нет начальника, и только один сотрудник обучается.
И потом, когда сотрудник хочет, чтобы вы показали или он не понял что-то, то сразу спрашиваете, в каком месте инструкции он не понял. Даже если он скажет где именно, то просто садитесь рядом с ним, или удаленно, и открываете эту страницу инструкции и говорите, что давайте попробуем по инструкции последовательно. И он сам должен пробовать.
Также скажите, что вы ведете учет консультаций, кто сколько раз консультировался по программе.
Да, так наживете себе врагов, но вы и так живете несладко, когда вас дёргают постоянно, не уважают, и потом из-за этих отрывов, приходится перерабатывать, так как не успеваете. Уважайте себя и свое время.
Важные правила, если вы работаете в обычной компании:
ПРАВИЛО 1:
Не работать там, где вы отвечаете за узкий круг задач или узкопрофильная конфигурация. Так вы будете зависеть от работодателя и вам будут недоплачивать и уйти не сможете. К сожалению, работодатель всегда думает, что программирование это пустяк и найти программиста легко.
Бывает, что программист уволился, и полгода найти не могут, ибо прошлый программист работал за "миску супа". У меня есть знакомые программисты, которые мало получают и не ценят себя. Вы не поверите, один работает за 60 тысяч в месяц. Бывает и такое.
Часто видел программистов, которые не ценят себя, и потом, когда они выставили эту планку для клиента или работодателя, то им потом сложно донести, что эта работа стоит много и нужен не один программист, а двое минимум. И от таких клиентов я советую избавляться. Поэтому и пишу о том, как искать клиентов, чтобы кто-то понял, что есть выход, а не вечное рабство за гроши.
ПРАВИЛО 2:
Всегда залазить во все проекты и все сферы компании и в начале работы перерабатывать, дабы не быть пешкой, от которой могут избавиться, а стать тем, от которого многое зависит.
Да, вы не сможете выйти нормально в отпуск, но так, вы хоть получите больше зарплату, если будете требовать. Исключение, это фирмы гиганты (Газпром, банки и прочие). Поэтому будет следующее правило:
ПРАВИЛО 3:
Не работать в больших компаниях, где вы пешка и у вас мало опыта. Стать существенным звеном быстро не получиться. Разве что через лет 7-10, а может больше.
Лучше всего, если вы хотите набраться быстро опыта, то это франчайзи до 5-10 сотрудников, где программиста каждый день кидают на амбразуру, и приходится браться за всех клиентов подряд.
Поверьте, опыту вы наберетесь быстрее, чем просто сидеть и поддерживать в какой-то компании бухгалтерию и просто обновлять и следить за сервером.
Видел я программистов, которые так 10-15 лет сидели на месте, в итоге их уровень чуть выше джуниора. Да, бывают исключения, когда ведется активная разработка, но это редко.
Также, когда у вас станет больше опыта, то совет работать во франчайзи, где занимаются проектами и есть внедрения (особенно более перспективные ERP, а также те, которые чаще встречаются - УТ, ЗУП, БП). Если вы будете работать с узкопрофильными проектами, то и труднее потом будет искать работу, если вы середнячок (мидл).
Когда вы сеньор, то всегда найдете работу и у вас самого будет всегда на подхвате пара личных клиентов.
ПРАВИЛО 4:
Подушка безопасности:
Неважно, вы программист или франчайзи 1С, без нее вы будете инертны.
Если вы программист, то уволиться легко не сможете (если вы не сеньор, или узкопрофильный программист).
Если вы франчайзи, то вы всегда будете привязаны и к сотрудникам, и к клиентам. Всегда будете бояться потерять клиентов, так как будете бояться, что не сможете на 100% загрузить программистов. Или не сможете расстаться с ленивым программистом, так как не сможете быстро найти программиста, так как нет денег на хорошего.
Часто одна из проблем, это когда 80% вашего дохода, это 2-5 клиентов. Плюс, вы всегда будете работать по цене ниже рынка, а старым клиентам не сможете сказать, что у вас цены повысились. А программисты, которые у вас работают 3-5 лет, также захотят прибавки, ибо есть инфляция. И вы будете в клешнях. В общем, про франчайзи будет ниже.
Так вот, если есть подушка безопасности (минимум на пол года), то она освобождает. И позволит при желании перестроиться (обучиться, если программист), может открыть свой франчайзи и найти клиентов.
ПРАВИЛО 5:
Это не меня выбирают, а я выбираю. Независимость везде и во всем.
Если вы простой программист, то если вы не можете написать заявление на увольнение хоть сегодня, и не бояться, что вы легко найдете работу, то вам нужно подтянуть компетенции, либо же самооценку. Видел часто хороших программистов с низкой самооценкой, которые работали за гроши.
Если вы франчайзи 1С, то вы не можете работать по цене рынка или выше рынка, или не можете отказаться от вредных клиентов или старых клиентов, или беретесь за все проекты подряд, ибо не умеете искать клиентов, поэтому и позиция, что беремся за всё, лишь бы загрузить программистов.
Поэтому основа основ, это умение искать клиентов, чтобы можно было выбирать только лучших. Поверьте, в одной только Москве сотни тысяч организаций, и каждый год открываются и закрываются десятки тысяч. Клиентов много, просто нужно уметь искать.
2. Программист, работающий во франчайзи 1С.
Если вы новичок программист (джуниор), то совет, забыть о своей гордости и нормированном рабочем дне. Ибо программирование это тяжелый труд. И если вы хотите быстро преуспеть, то придется первые 2-3 года работать и обучаться по 10-12 часов в сутки.
Большинство, кто открыл свой франчайзи, это те, кто прошел школу бессонных ночей, школу быстрого обучения. Может ошибаюсь, если не так, пишите в комментариях. И плюсик, если это было так, или вы программист, который до сих пор не спит ночами. Интересно ваши истории почитать.
Ну и главное не забывайте что нужно быть широкопрофильным. Просто в узкопрофильной среде дольше будет результат. Не всегда, но чаще всего. Поэтому работайте там, где дают разные задачи (обновление, обработки, разработки, консультации (в том числе и по бухгалтерии), разные конфигурации).
Если вы программист середнячок (мидл), то как и говорил раньше, работайте больше с проектами. Также, уже пора подтягивать навык коммуникации и бухгалтерию и управленческий учет. Ибо это очень сильно освобождает программиста. Даже если вы простой мидл программист, но умеете хорошо говорить и продавать, то вы не будете привязаны к кому-либо, ибо легко сможете найти себе клиента и будете с любым руководителем говорить на одном языке.
Я уже выкладывал боли бухгалтеров и руководителей. Именно это вы должны знать назубок.
И если вы уже хорошо продаете или программируете, или хотите вырасти в деньгах, то есть несколько способов:
А) Стать партнером франчайзи, в котором работаете (если до 5-10 программистов).
Знаю случаи, когда настойчивые программисты, стали коммерческим директорами, или же партнерами франчайзи.
Этот способ проще, ибо не нужно выстраивать инфраструктуру
ВАЖНО! Если вы работаете в компании не франчайзи 1С, то также можете предложить открыть отдел, который будет сам себя окупать. Попытка не пытка. Видел много компаний, которые сначала вообще 1С не занимались, а потом открыли отдел или отдельную фирму. И таких сейчас все больше и больше.
Б) Открыть свой франчайзи.
Про это я напишу в блоке про франчайзи.
В) Стать фрилансером.
Тут всегда проблема с поиском клиентов, поэтому один из вариантов это традиционно идти через рекламу и прочее, просаживая много денег, либо делать правильно.
Говорил уже ранее, что продать сложный продукт будет трудно, поэтому нужны многошаговые продажи и всегда должен быть тот, кто будет постоянно обзванивать всех клиентов (утерянных, старых, текущих, базы бухгалтеров и руководителей и прочие).
Поэтому для этой цели, либо объединяются с кем-либо и находят менеджера по продажам в складчину, или же нанимают кол-центр, но уже сами дают скрипты и боли клиентов (боли клиентов я уже дал некоторые). Также вместе покупают доступ к сервисами, где предоставляют данные компаний (контур-компас - но он дорогой, дешевые я уже перечислял).
Партнеров легко найти на Яндекс-услугах. Там много программистов. Да, половина из них это компании или уже франчайзи, но остальная, это программисты. Или же просто берете список франчайзи 1С по городам и идете с конца. Все, кто в конце, это франчайзи одиночки. Можете даже с ними быть партнером.
СОВЕТ. Не тратьте время на фриланс-биржи, там в большинстве случаев либо франчайзи, либо жлобы. Да, бывают там адекватные, но редко. Научитесь искать клиентов и будете свободны.
3. Владелец франчайзи 1С.
При открытии франчайзи есть основное правило: рентабельность везде и во всем.
Часто компании снимают офис либо в центре, либо большой, либо класса А или В, а по сути, клиенты в офис не приходят, а нужен лишь для программистов. А если клиенты приходят, то это скорее всего, мелкие клиенты, ибо нормальные клиенты не будут сами приезжать. Да и сейчас век "удалёнки", поэтому даже большие компании работают удаленно.
Да и в самом деле, даже Т-банк работает удаленно, а ИТ компании не могут этого сделать. Видел я как-то большую компанию (не ИТ), так в ней директор сидел в комнате 2 на 2 метра, и был маленький стол и обычный стул. И это не жлобство, это просто бизнес, где нет место лишним тратам.
Поэтому более продвинутые компании при открытии покупают подержанную мебель или оборудование, а неопытные покупают новое.
Новички часто открывают офис, покупают кожаные кресла, или делают визитки и прочее, не относящее к сути бизнеса. Ведь главное это три вещи:
А) Как быстро искать клиентов?
Б) Как быстро найти программистов?
В) Бесперебойная эффективная работа, которая позволит построить структуру так, чтобы программисты работали эффективно и не выгорали и не уводили клиентов. И главное, чтобы были всегда мотивированны.
Забудьте, что вы просто отдадите деньги за сайт или SEO или контекстную рекламу, или наймете менеджера по продажам и у вас будет много клиентов.
Те кто проходил через это понимают, что это либо не работает, либо не дает такой большой эффект и едва окупает затраты. А кто-то пытается делать даже наружную рекламу. Но увы, это редко работает.
А менеджера по продажам надо учить (делать скрипты) и не мало, чем я собственно и зарабатываю (и не только этим), и дают вам тут в статьях, чтобы вам было легче искать клиентов.
Я написал уже много, мне кажется, вы устали. Если будет много реакций и плюсиков, то продолжу. Если есть вопросы, и про что написать еще, пишите в комментариях, буду благодарен за плюсик.