Разрабатывалось и проверялось на платформе 8.3.22.2239.
Моя жена в качестве общественной нагрузки согласилась выступить в роли казначея класса для сбора денег на всякие олимпиады, экскурсии и прочие театры-музеи-кружки-развлекухи.
В принципе, задача довольно простая: известна стоимость участия в мероприятии (N руб), есть список детей, чьи родители выразили желание отправить на это мероприятие своё чадо; теперь нужно собрать по N рублей с каждого участника, после чего собранную сумму передать организатору.
Обычно подобный учёт ведётся в Excel-е. Создаётся "простыня", где в колонках указаны мероприятия, в строках - ученики, а в ячейках на пересечении - суммы. Но на мой взгляд (и жена это подтвердила), всё это крайне неудобно. Легко запутаться кто из родителей когда и за что заплатил, сколько по каждому мероприятию уже собрано, сколько ещё нужно собрать и сколько передано организаторам. Есть вполне неиллюзорный риск обсчитаться самому или непреднамеренно обсчитать кого-то. А не хочется ни того, ни другого!
Что характерно, задача элементарно закрывается примитивной конфигурацией с парой справочников, тремя документами и двумя регистрами накопления. Ну а чтобы всем тем, кому такая конфигурация нужна, не пришлось писать её самостоятельно, в конце есть ссылка на гитхаб, откуда можно её скачать.
Мероприятия
Список мероприятий (олимпиад/экскурсий/т.п.) ведётся в справочнике Мероприятия:
Для каждого мероприятия необходимо указать Стоимость участия. В текущей версии конфигурации считается, что стоимость участия в мероприятии одинакова для всех участников. Возможно, в будущем появятся ситуации, когда понадобится указать разную стоимость участия для разных участников. Если и когда появится такая необходимость, добавим такую возможность. А пока во избежание потенциальных ошибок, стоимость участия одинакова для всех.
Участники
Список участников (учеников/студентов/т.п.) ведётся в справочнике Участники:
Если есть перечень участников в текстовом виде (например, скопированный из Excel-я), то с помощью обработки Создание участников из текста можно создать их оптом, не прибегая к изнурительному вколачиванию каждого участника вручную:
Участие в мероприятии
Запись на участие в мероприятии осуществляется с помощью документа Участие в мероприятии. Необходимо указать само мероприятие и список участников, которые изъявили желание в нём поучаствовать. При проведении документа у каждого участника появляется задолженность, сумма которой равна Стоимости участия для выбранного мероприятия:
По кнопке Заполнить доступны дополнительные возможности:
- если выбрать пункт меню "Заполнить всеми участниками", то табличная часть автоматически заполнится всеми непомеченными на удаление элементами справочника Участники;
- если выбрать пункт меню "Заполнить участниками из текста..." и в открывшемся диалоге в текстовое поле вставить перечень участников (по аналогии с обработкой "Создание участников из текста"), то все они добавятся в табличную часть документа.
Оплата участниками
Оплата участником (или несколькими участниками) своего участия в одном или нескольких мероприятиях отражается с помощью документа Оплата участниками.
Если это оплата от одного участника за одно мероприятие (не важно оплата целиком или частично), то все сведения можно указать в шапке документа:
Если же это оплата от одного участника за несколько мероприятий или оплата от нескольких участников (например, в классе учатся два брата, и их родители перечислили сразу за обоих), то нужно поставить флажок "Оплаты в табличной части" и указать кто, сколько и за какие мероприятия оплатил:
или
Если нажать кнопку Заполнить, то можно выбрать пункт меню "Все долги участника", чтобы автоматически заполнить табличную часть документа задолженностью выбранного участника.
Оплата казначеем
Собранные деньги передаются впоследствии организаторам мероприятий. Факт такой передачи оформляется документом Оплата казначеем:
Если нужно отразить передачу собранных денег за несколько мероприятий, то необходимо установить флажок "Оплаты в табличной части" и указать мероприятия и переданные за них суммы в табличной части документа.
Если нажать кнопку Заполнить, то можно выбрать пункт меню "Все долги казначея", чтобы автоматически заполнить табличную часть документа собранными, но ещё не переданными организаторам суммами.
Отчёты
В программе есть два отчёта.
Первый отчёт - это Отчет по задолженности участников. Он показывает сколько и за какие мероприятия должны участники, а также какие мероприятия и в каком объёме они уже оплатили.
У этого отчёта есть два варианта (выбираются по кнопке "Выбрать вариант..."). Первый вариант "По мероприятиям" (строится в разрезе Мероприятие / Участник):
Второй вариант "По участникам" (соответственно, строится в разрезе Участник / Мероприятие):
Второй отчёт - Отчёт по задолженности казначея. Показывает сколько денег собрал казначей по каждому мероприятию, сколько он уже передал организаторам и сколько ещё должен передать:
Собственно, и всё. Ну разве что, ещё в разделе Настройки / Сервис можно задать Заголовок приложения, чтобы отличать между собой разные базы. Впрочем, кого такой возможностью сейчас можно удивить в нашу эру искусственного интеллекта.
А вот и обещанная ссылка на гитхаб: https://github.com/q-i/1c_treasurer/