Amazon предлагает своим клиентам необычную акцию – во время ежегодной распродажи Prime Day пользователь может обменять историю своего браузера на скидку в 10 долларов.
Деньги за информацию
Крупнейший интернет-ритейлер Amazon предлагает получить скидку в 10 долларов тем, кто установит расширение для браузера Amazon Assistant. Оно позволяет сравнивать цены на торговой площадке компании со стоимостью аналогичных товаров в других онлайн-магазинах: Walmart.com, Target.com и т.д. Для работы приложение запрашивает разрешение на просмотр истории посещенных сайтов.
Участвовать в акции могут только новые пользователи Amazon Assistant. Для этого необходимо установить расширение с определенной страницы сайта компании. Скидка предоставляется только в том случае, если клиент до 2 августа через приложение купит товаров на сумму не менее 50 долларов, а также имеет активную подписку Amazon Prime.
Зачем нужна история браузера
Если внимательно прочитать соглашение между пользователями Amazon Assistant и компанией, то можно заметить: торговая площадка получает право использовать собранные о клиенте данные не только для улучшения работы самого приложения, но и для других своих сервисов, не связанных с помощником. Скорее всего, полученную информацию Amazon использует для обучения маркетинговых нейросетей.
Беннет Сайферс, технолог из некоммерческого фонда Electronic Frontier, уточняет, что нередко компании применяют собранные из браузеров клиентов сведения для машинного обучения, направленного на создание более эффективных рекламных кампаний. Эксперт также отмечает, что для организаций США нет ограничений на то, как они могут распоряжаться этими данными.
Приложение Amazon Assistant уже установили 7 млн пользователей браузеров Google Chrome и Mozilla Firefox.
Слежка без контроля
Сайферс поясняет, что изучение истории просмотренных веб-страниц – не единственный трекер Amazon. Компания активно использует другую технологию – пиксели отслеживания. Обычно это код, который отображается в виде прозрачного пикселя размером 1х1 и собирает данные о поведении пользователя на сайте. Благодаря ему торговая площадка получает информацию примерно о 15% посетителей, которые регулярно заходят на 10 тыс. самых популярных сайтов.
Amazon никогда не уточняла, каким именно образом использует собираемые о пользователях данные. «Доверие клиентов имеет первостепенное значение для Amazon, и мы серьезно относимся к конфиденциальности клиентов», – представитель компании ограничился лишь таким комментарием.
Политики США начинают проявлять все большую обеспокоенность тем, что крупные ИТ-компании собирают данные без ведома пользователей. Сейчас в Сенате обсуждается законопроект, по которому организации обязаны раскрывать своим клиентам информацию об используемых сведениях и их стоимости.
«Когда крупная технологическая компания заявляет, что ее продукт бесплатен, на самом деле она покупает информацию о своих клиентах. Эти “бесплатные” решения отслеживают все, что мы делаем», – убежден сенатор Джош Хоули, один из авторов законопроекта.
Деятельностью Amazon обеспокоены и в Старом Свете. Европейская комиссия сообщила о начале антимонопольного расследования против компании. Оно должно установить, не нарушает ли организация законы о конфиденциальности данных. Торговая площадка подозревается в том, что использует персональные данные продавцов и сведения об их сделках для своей выгоды.