В интернет-торговле между российскими пользователями частных продавцов стало больше, чем покупателей. К такому выводу пришли сервис объявлений Avito и исследовательское агентство Data Insight.
Для получения статистики авторы опросили 3000 человек. 1519 респондентов из 104 городов и населенных пунктов в 53 регионах ответили на вопросы офлайн, еще 1500 участников заполнили интернет-анкеты.
Продажи растут
Исследователи онлайн-торговли пришли к выводу, что в 2019 году в России на 12 млн частных покупателей приходится 14 млн частных продавцов. Сам рынок вырос почти вдвое: по сравнению с 2017 годом, когда его объем составлял 295 млрд рублей, рост составил 92,5% и к 2019 году отрасль достигла 568 млрд. Число сделок возросло с 90 млн до 177 млн. Средний чек при этом почти не изменился и по-прежнему находится на уровне 3200 рублей.
Продавцы стали более активными. В 2017 году онлайн-торговлей занимались лишь 9% всех интернет-пользователей, а в 2019 году их число выросло до 14%. Ранее каждый продавец в среднем совершал 1 сделку в месяц, сейчас эта цифра увеличилась до 1,3. За полгода большая часть пользователей (49,1%) успешно совершает 1-2 продажи, 20,6% успевают заключить 3-5 сделок, а 10,9% делают более 6 продаж. 19,4% респондентов за 6 месяцев не смогли продать ничего.
Доставка набирает обороты
Доля продавцов из региональных центров почти не изменилась по сравнению с 2017 годом: произошло небольшое увеличение с 44% до 45%. Упала роль Москвы и Санкт-Петербурга в онлайн-торговле: число продавцов из этих городов сократилось с 37% до 24%. Количество интернет-торговцев из малых городов и сельской местности, наоборот, выросло с 14% до 23% и с 5% до 8% соответственно.
Отмечается также рост популярности доставки. В 2019 году 10% продавцов воспользовались услугами курьерских служб против 7% в 2017. Сильно упало число случаев, когда продавец лично привозил товар покупателю: с 13% до 7%. Авторы связывают эту тенденцию с увеличением роли малых городов в онлайн-торговле
Кто торгует в 2019 году
Портрет частного продавца в 2019 году – женатый мужчина старше 30 лет со средним уровнем доходов. Он несколько отличается от портрета 2017 года из-за того, что доля мужчин среди всех онлайн-торговцев выросла с 49% до 53%. Возрастные рамки основного ядра аудитории покупателей остались прежними – 25-34 лет, однако их доля снизилась с 45% до 39%. Среди продавцов наблюдается та же тенденция: возраст остается в тех же пределах, но процент упал с 47% до 37%. Как и два года назад, большинство продавцов – люди со средним уровнем дохода (76%).
Наиболее популярные товары для продажи – это электроника, бытовая техника, одежда, детские товары, автозапчасти, товары для дома, спорта и отдыха. При этом возросла доля новых товаров: если в 2017 году их было 27% среди всех покупок, то в 2019 году она увеличилась до 29%.