В марте 2018 года президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости разработать законодательство, способствующее развитию ИТ-технологий и обработки больших данных в России.
Крупные участники рынка решили не дожидаться законодателей: компании «Мегафон», «Яндекс», Mail.Ru Group и «Тинькофф» в партнерстве с компанией OneFactor (занимается облачными сервисами и автоматизацией интеллектуального труда) создали Ассоциацию участников рынка больших данных.
Правление и партнеры
В правление новой Ассоциации входят представители всех компаний-учредителей, а руководителем стала исполнительный директор «Мегафона» Анна Серебряникова. И это неслучайно: в 2017 году «Мегафон» приобрел акции Mail.Ru Group, а в апреле 2018 года поучаствовал в слиянии принадлежащей ему «Евросети» и «Связного» группы SLV. После этой сделки оператор стал контролирующим акционером объединенной компании. Ассоциация участников рынка больших данных остается открытой и для присоединения других организаций. О намерении вступить в сообщество уже заявили «Газпромбанк» и «Ростелеком». Партнером Ассоциации станет Институт развития интернета, созданный в 2015 году в виде платформы для общения бизнеса и власти по вопросам развития информационных технологий. Инициативы этого Института легли в основу программы «Цифровая экономика».
Цели и задачи Ассоциации
Переговоры о создании сообщества шли несколько лет из-за беспокойства участников рынка об излишней зарегулированности отрасли ИТ-технологий. Смущали потенциальных членов Ассоциации и некоторые законодательные инициативы: например, о передаче государству всех пользовательских данных. Подобные нововведения могут стать фатальными для некоторых отраслей, поэтому новое объединение будет отстаивать интересы бизнеса, параллельно сотрудничая с государством в сфере борьбы с преступностью.
Среди других задач Ассоциации называют выработку решений по вопросам, не отраженным или недостаточно проработанным в законодательстве. Например: стандарты и форматы накопления, обработки, хранения и использования больших данных, которые станут общими для всех участников объединения.
Перспективы развития
Отметим, что центры компетенции для обработки больших данных присутствуют или находятся в разработке во многих крупных компаниях: МТС, «М-Видео», «Евросеть» и AliExpress. Технологии Big Data позволяют:
- определять размещение магазинов;
- прогнозируют посещаемость и продажи;
- планируют акции и управляют товарами;
- создают персональные предложения на основе анализа поведения пользователей;
- увеличивают продажи через интернет;
- управляют персоналом и логистикой.
Уже сейчас эффект от внедрения таких технологий достигает несколько сотен миллионов рублей в год с перспективой к увеличению. По предварительным оценкам Ассоциации, объем рынка больших данных скоро может достигнуть 500 млрд рублей.