Согласно постановлению правительства РФ, с 15 января 2018 года начался эксперимент по маркировке табачной продукции. Результаты инициативы необходимо представить кабинету министров до конца года.
С 1 марта 2019 года планируется маркировать табачные изделия в обязательном порядке.
Условия и участники эксперимента
В эксперименте задействованы такие виды табачных изделий как папиросы, сигареты с фильтром и сигареты без фильтра, реализуемые в упаковках. Помимо уполномоченных органов исполнительной власти (Минпромторг, Минкомсвязи, таможенная и налоговая службы, ФСБ) систему маркировки протестируют производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли. Последние присоединяются к эксперименту на добровольной основе. Им необходимо подготовить оборудование для нанесения и считывания кода, а также зарегистрироваться в информационной системе маркировки и мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). И, конечно, адаптировать и настроить свое программное обеспечение.
Для чего нужна маркировка табачных изделий
Маркировка разрабатывается в первую очередь для тех товаров, которые часто ввозят в страну или производят нелегально. Уже сейчас действует маркировка мехов и алкоголя, в разгаре эксперимент по маркировке лекарств. На упаковку наносится особый код, который передается в единую информационную систему и позволяет отследить движение товара. Кроме того, ритейлеры предлагают включить в код маркировки данные о максимальной розничной цене сигарет. Компании-производители и вовсе заявили, что технология маркировки сигарет уже отработана и проблем не вызовет. Но вот адаптировать систему для сигар, сигарилл и трубочного табака будет сложнее, поэтому необходимо установить особые сроки маркировки для различных табачных изделий.
Как это работает
Для маркировки и отслеживания товаров используют простой в нанесении, недорогой в производстве двумерный код DataMatrix. Его разместят на пачках, блоках и транспортировочных упаковках сигарет, считывая на каждом этапе цепочки: начиная от выпуска с конвейера и заканчивая сканированием на кассе. Коды выдаются Центром развития перспективных технологий, также участвующим в эксперименте.
На производстве табачных изделий полученный код (с криптоподписью, для исключения подделок) отправляют на линию по маркировке. Линия маркировки – специальное производственное оборудование для массового нанесения кодов.
Есть разные модели линий: в зависимости от страны-производителя и сложности механизма. Те, что попроще, только наносят маркировку на изделия. В более сложных моделях код проверяется на читаемость и наносится еще раз в случае необходимости. Также существуют линии по упаковке изделий в транспортировочные коробки: на них нанесут коды для учета во время перевозки. Данные будут передаваться в ИС МОТП: это значит, что учет будет вестись не только по кодам на продукции, но и по кодам транспортных упаковок. Считав код транспортной упаковки из системы МОТП, можно получить данные обо всех собранных в ней изделиях.
Такие линии потребуются производителям, а также представителям иностранных компаний, которые будут маркировать продукцию при импорте. Установить оборудование можно и на производствах вне территории России. При приеме на склад уже будут задействованы сканеры и терминалы сбора данных в связке с измененной и настроенной учетной системой получателя.
Развертывание системы несет определенные сложности. Например, производителям придется внедрять в существующие системы новые модули или приобретать (разрабатывать) отдельные решения. Несладко придется и продавцам, ведь приемка и отпуск маркированного товара также потребуют специализированного ПО.