Ведущие российские ИТ-компании и правообладатели видео- и аудиопродукции подписали меморандум, основная фабула которого – удаление определенных сайтов из поисковой выдачи в досудебном порядке.
Пять минут и шесть часов
Подписание документов состоялось 1 ноября. «Яндекс», Mail.Ru Group, «Рамблер» и правообладатели – «Газпром-медиа», «Первый канал», «СТС-медиа», ВГТРК и «Кинопоиск» – подписали соглашение, согласно которому поисковики будут удалять из выдачи пиратские сайты.
Обладатели прав в течение трех недель с момента подписания соглашения создадут реестр ресурсов-нарушителей. После этого сотрудники поисковиков-подписантов обязаны просматривать реестр каждые пять минут и в течение 6 часов удалять из выдачи указанные сайты. Оговорен адаптационный полугодичный период, в ходе которого администраторы ИТ-компаний будут заходить в реестр каждый час.
В качестве примера российские правообладатели приводят американский Digital Millenium Copyright Act (DMCA), на основании которого, например, Google удаляет нежелательные ресурсы из поисковой выдачи. Но в отличие от меморандума DMCA – законодательный акт. Судя по всему, подписанное 1 ноября соглашение в ближайшем будущем примет узаконенную форму.
«Чтобы борьба с пиратством заработала в полную силу и стала отраслевым стандартом, следующим этапом должно стать закрепление его принципов в российском законодательстве», – заявил на церемонии подписания представитель «Яндекса» Грег Абовский.
В конце прошлой недели председатель книжного союза России Сергей Степашин направил письмо главе Роскомнадзора с просьбой о содействии к присоединению печатников к меморандуму.
Роскомнадзор – гарант
Пока формируется реестр, остается непонятным, кто будет обеспечивать его функционирование. В меморандуме регламентировано, что это будет специальная компания, которую выберут правообладатели. Главная задача держателя реестра – проверка сведений, предоставляемых правообладателем. В каких объемах и кем будет финансироваться компания-держатель реестра, не уточняется.
Согласно положениям соглашения – Роскомнадзор становится, по сути, третейским судьей. В случае возникновении споров между правообладателями и ИТ-компаниями разрешать их будет Роскомнадзор, и только в случае неудовлетворенности решением одной из сторон – может последовать обращение в арбитражный суд.
Если правообладатель обратится в суд, минуя Роскомнадзор, интернет-компания получает право на прекращение своих обязательств, регламентированных в меморандуме. При удалении ссылки на основании ошибочных сведений ИТ-компания получает право на компенсацию упущенной выгоды от правообладателя, который предоставил неверные сведения.
Ты помнишь, как все начиналось?
Борьба «Газпром-Медиа» и «Яндекс.Видео» достигла своего пика в конце августа текущего года. После ряда обращений к видеосервису, «Газпром» обратился с исковым заявлением в суд, который обязал «Яндекс» удалить из выдачи ряд сайтов с пиратским контентом.
Роскомнадзор направил поисковику уведомление с требованием исполнить решение суда, в противном случае «Яндекс.Видео» мог быть заблокирован. Однако до 29 августа представителя «Яндекса» отказывались выполнять требования, называя их не законными, но в ночь на 30 августа ссылки на указанные в решении суда ресурсы были удалены.
Борьба в итоге закончилась подписанием «мирного договора». Долго ли продержится мир и станет ли меморандум панацеей от пиратского контента – скоро узнаем.