С 1 октября банки РФ предоставили клиентам право устанавливать запрет на проведение онлайн-операций. Для кредитных организаций начали действовать требования об идентификации устройств и номеров пользователей.
Новые правила
Банки должны проводить идентификацию всех устройств, с которых граждане совершают финансовые онлайн-транзакции, подтверждать их email-адреса и номера телефонов.
Изменения связаны с тем, что с 1 октября вступило в силу указание Центробанка, обязывающее кредитные организации предоставить клиентам право запрещать совершение онлайн-платежей или ограничивать их по заданным параметрам. Например, гражданин может отключить предоставление отдельных услуг, таких как кредитование или денежные переводы, либо же установить лимит по сумме одной транзакции.
Для установления запрета клиенту нужно написать заявление в банк. Отменить ограничения либо изменить параметры можно в любое время.
Существующие риски
Архитектор проектов по информационной безопасности R-Vision Артем Гольцов отмечает, что услуга установления лимитов по операциям была доступна клиентам банков и ранее. Однако злоумышленник мог уговорить пользователя отменить запреты, сняв галочки в приложении, к примеру, представившись сотрудником службы безопасности.
Начальник отдела информационной безопасности «СерчИнформ» Алексей Дрозд согласен, что социальная инженерия – основной инструмент мошенников. Эксперт полагает, что новое требование сократит число инцидентов, однако полностью не исключит риски, поэтому следует и дальше информировать граждан о методах злоумышленников.
Поможет ли идентификация
Гольцов поясняет, что многие банки еще до вступления указания в силу собирали цифровой отпечаток мобильного устройства для контроля установки приложений на новых смартфонах. Новые правила предполагают получение не только пароля от аккаунта, но и одноразового кода. Без применения социальной инженерии перехватить его непросто.
Бизнес-архитектор Solar webProxy компании «РТК-Солар» Анастасия Хвещеник согласна, что идентификация устройств – это серьезная преграда для мошенников. Обычные злоумышленники или хакеры-мошенники не смогут получить доступ к счетам клиента банка.
Вопрос правового регулирования
Юрист фирмы «Ялилов и Партнеры» Амир Хасанов рассказывает, что оспаривание транзакции или кредитного договора бывает проблематичным. Зачастую это связано с тем, что клиенты добровольно предоставляют доступ к мобильному приложению или самостоятельно переводят деньги мошенникам. Банки часто предусматривают такие случаи в договорах дистанционного обслуживания, снимая с себя ответственность при несанкционированном доступе к системе клиента.