Проект закона «О цифровых финансовых активах» подготовили ко второму чтению в Госдуме. Он должен стать базой для регулирования в криптовалютном пространстве РФ, но дело движется не так быстро, как хотелось бы. Разбираемся, какие вопросы охватывает законопроект, и как менялся его текст.
Первый вариант: объять необъятное
Первая редакция законопроекта «О цифровых финансовых активах» внесена в Госдуму 20 марта 2018 года. Этот вариант законопроекта почти ничем не отличается от предварительной версии текста, которую опубликовали на сайте Минфина РФ в конце января. Документ включал три статьи:
-
Основные понятия
Раздел разработан для введения криптовалютной терминологии в правовое поле. Например, задается понятие цифрового финансового актива (под него подпадают и токены, и криптовалюты), который признается имуществом. Право собственности на актив держатель должен подтвердить в специальном реестре цифровых транзакций. Обменивать цифровые активы разрешается лишь уполномоченным операторам – юрлицам, которые могут провести обмен токенов или криптовалют на рубли или иностранную валюту. Майнинг определен как деятельность, направленная на создание криптовалюты. Домашний майнинг остается домашним, пока майнер в течение трех месяцев не превышает лимиты энергопотребления, установленные правительством. Профессиональным же майнерам предписано легализовать свою деятельность путем открытия компании или ИП. Смарт-контракт описали как договор в электронной форме. -
Особенности выпуска токенов
Раздел адресован компаниям, которые решили провести ICO в российской юрисдикции. Начало логичное: эмитент может выпускать токены и продавать их пользователям. При этом токены определенного типа разрешено выпускать только одному эмитенту. Приобретать токены могут инвесторы. Но неквалифицированным инвесторам разрешается покупка только на сумму, установленную Банком России. В январской редакции это было 50 тыс. рублей, в мартовской сумму не указали вообще. -
Особенности обращения цифровых финансовых активов
Владельцы токенов и криптовалют могут обменивать их только через оператора обмена цифровых финансовых активов. Это означает, что в РФ должны появиться официальные обменные площадки. При этом для обмена пользователь должен сначала открыть кошелек у оператора. А значит, пройти идентификации в соответствии с законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Итак, это основные пункты документа, который Госдума РФ приняла в первом чтении 22 мая. Его поддержали 410 депутатов, лишь один высказался против.
Бочка дегтя
Эксперты, ознакомившись с текстом, пришли в замешательство. Несмотря на объем документа и множество формулировок, они понимали, что такой закон будет невозможно соблюдать. И вот почему:
- В России пока не существует реестра для подтверждения права собственности на цифровой актив. Нет и валидаторов – юрлиц или физлиц, которым позволяется вносить изменения в этот реестр. Правила ведения записей также не определены, а значит, их предстоит разработать и утвердить.
- Операторами обмена цифровых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3,4,5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Чтобы выполнить эти требования, оператору придется потратить слишком много времени, сил и денег, проще работать «вчерную».
- Понятие «квалифицированный инвестор» в российском законодательстве размыто, а в отношении криптовалютного рынка отдельного определения вообще нет. Соответственно, непонятно, на кого будет распространяться ограничение о максимальной сумме покупки токенов, и каким будет этот лимит.
- Стать эмитентом токенов в РФ практически невозможно, если следовать тексту законопроекта. Так, для выпуска токенов требуется солидный пакет документов, но его состав еще не сформирован окончательно. К тому же, эмитент должен подписать отдельный договор с каждым покупателем токенов. Бумажный договор на участие в ICO – это, по большому счету, уже невинная шутка.
- Инвестиции российских граждан в ICO с иностранной юрисдикцией никак не контролируются. Технических способов помешать людям и компаниям инвестировать в них нет.
- Официальных площадок для обмена криптовалют (которые бы подпадали под определение операторов цифровых финансовых активов) в РФ тоже нет. Требования к ним тоже пока не сформированы.
- Открывая счет у оператора обмена, пользователь получает собственный счет и цифровой кошелек для криптовалюты. Но приватного ключа ему не предоставляют, что порождает серьезные вопросы в безопасности процесса.
- Как идентифицировать домашних майнеров и заставить промышленных майнеров платить налоги? Формально майнер в рамках действующего законодательства должен платить налог на прибыль. Но ее можно рассчитать в рублях только после вывода криптовалюты в фиат. Если же майнер вывел криптовалюту за границей, он ушел от налогов, и РФ ничего с этим не сделает – доказать нарушение закона в этом случае крайне сложно.
- Наконец, самое главное: документ приравнивает криптовалюту к имуществу в цифровой форме, которое, однако, не является законным средством платежа. А значит, расплачиваться ею будет нельзя.
- Не все цифровые валюты являются криптовалютами. К примеру, Ven – цифровая, но без применения криптографических методов, а Ripple имеет черты криптовалюты и централизованной регулируемой системы. В законопроекте эти особенности никак не отражены.
Вторая редакция: криптовалюты? Нет, не слышал
Казалось бы, после доработки законопроект должен стать лучше. Но не тут-то было.
Ключевое отличие нового документа – из текста закона убрали понятие «криптовалюта». Сосредоточились на токенах – их определили как единицы учета, которые не являются криптовалютой и заменяют ценные бумаги в цифровом мире, удостоверяя определенный актив. Итак, токены либо подтверждают права на имущество и участие в капитале компании, либо выполняют технические функции при покупке и обращении цифровых активов.
Еще один важный момент касается майнинга. Его рассматривают как инструмент для привлечения капитала, а не как способ генерации блоков в блокчейне за вознаграждение. Токены, полученные в результате майнинга, удостоверяют право инвестора на участие в компании или на ее имущество. Выпускать токены разрешили не только юрлицам, но и индивидуальным предпринимателям. Но и те, и другие должны подготовить специальное решение об эмиссии. Токены должны быть обеспечены имуществом эмитента или третьих лиц.
Размещать токены можно будет только на специальных площадках, которые имеют лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и значатся в особом реестре Центробанка. Реестра, впрочем, пока нет, как и определения профессионального участника рынка ценных бумаг применительно к цифровым активам.
Площадки обязали идентифицировать и вести учет клиентов, а также предоставлять доступ к данным о клиентах по запросу конкурсного управляющего или госорганов. Об анонимности придется забыть.
Отдельно отметим ограничения на продвижение цифровых финансовых активов. В частности, рекламодатели должны будут указывать предельную сумму, которую могут потратить на покупку токенов неквалифицированные инвесторы, и предупредить о рисках.
Плюсы и минусы новой редакции закона
С одной стороны, такую редакцию закона сочли более рыночной. Она открывает возможности токенизации долга и акций, упрощает некоторые механизмы, к примеру, передачу доли в капитале компании третьему лицу.
С другой – к легализации криптовалютного рынка в РФ она совсем не приближает, даже наоборот, дает понять, что узаконить его никто не собирается. С такими правилами компании скорее уйдут в другие юрисдикции, чем решат что-то менять.
До легализации еще далеко
Основным автором законопроекта выступил председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку и депутат фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков. В январе, незадолго до публикации первой версии документа, он заявил следующее: «Смысл биткоина непонятен, у нас нет никаких планов легализовывать его в стране. Он показал все признаки пирамиды. Теперь у развития криптовалюты есть два варианта: либо биткоин полностью уйдет с рынка, либо остановится на каком-то равновесном уровне, к которому он уже движется. В биткоин, как в валюту, я не верю, но в сами криптоинструменты верю и думаю, что они возьмут свое».
После такого заявления мало верится в то, что Аксаков и его коллеги действительно заинтересованы в легализации криптовалюты в России. И не нужно быть великим криптоэкспертом, чтобы найти нестыковки между текстом законопроекта и реальным положением дел. К тому же практиков крипторынка (ни из РФ, ни из других стран) к разработке документа не привлекали.
Единственный за последнее время позитивный момент – приход в РФ биржи Huobi. Она стала резидентом Центра цифровых трансформаций Внешэкономбанка на базе фонда «ВЭБ-инновации». Специалисты биржа намерены предоставить экспертную поддержку российским криптовалютным инвесторам в области оборота цифровых активов. Эксперты верят, что биржа поможет сдвинуть с мертвой точки процесс внедрения криптовалютного регулирования в РФ.