Проект по сбору биометрических данных в российских банках решили заморозить. Пополнение единой биометрической системы откладывается на неопределенный срок.
Как работает система
О Единой биометрической системе заговорили в 2016 году. Обязательный сбор биометрии нужен для противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Собирать биометрические данные предполагалось при открытии вкладов и счетов. Если в банке сдать образец голоса и изображение лица, а также завести аккаунт на госуслугах, то в дальнейшем эти данные можно использовать для удаленного доступа к банковским сервисам. Сейчас клиенты вынуждены лично являться в банк, чтобы получить кредит или открыть счет.
В разработку биометрической системы вложили 247,6 млн рублей. В декабре 2017 года разработчики приступили к тестам, а с 30 июня 2018 года стартовала полноценная работа. Оператором решения стал «Ростелеком». С сентября 2019 года в базу биометрических данных россиян вносят мобильные номера и e-mail – теперь это официальные идентификаторы. В будущем биометрической информации от граждан может стать больше: например, рисунки вен или скан радужной оболочки глаза.
В июле Госдума приняла документ в первом чтении. Но дальше документ продвигать не стали – второго чтения не планируется. По словам председателя думского комитета по финрынку Анатолия Аксакова, работу в этом направлении приостановили. В 2020 году Госдума не будет принимать значимых решений по поводу использования биометрических данных россиян. Так что пока проект поставили на паузу.
Критика от банков и безопасников
Законопроект прошел первое чтение, но его текст вызывает вопросы. Недовольны, в первую очередь, банки. Их фактически заставляют внедрять сбор биометрических данных. А значит, создавать инфраструктуру для хранения информации, обеспечения ее безопасности, закупать дополнительное оборудование. Словом, нести расходы, которые никто не компенсирует.
На подключение одного банка к единой биометрической системе нужно около 4 млн рублей. Каждое отделение с услугой сбора биометрии будет стоить еще 130 тыс. рублей. Есть вопросы к документу и у силовых структур. Эксперты по безопасности хотят узнать о гарантиях сохранности информации и ее конфиденциальности. И о том, кто и какую понесет ответственность, если информация все же попадет не в те руки.
Утечки данных из банков фиксируют регулярно. Например, в конце октября в сети появился архив с персональной информацией клиентов Сбербанка и записями их разговоров с операторами. Разговор – это образец голоса, и он вполне мог открыть хакерам доступ к банковским услугам от имени жертвы.
Аксаков признал: сбор биометрии нельзя назвать массовым. Сервис не пользуется популярностью среди клиентов, многим из них не нужны возможности, которые потенциально можно получить. Хотя некоторые банки используют биометрию при выдаче кредитов, спрос на их услуги невысок. К тому же получать и хранить такие данные могут лишь 40% отделений кредитных организаций. По итогам 2019 года в российской биометрической системе хранились данные 110 тыс. россиян: очень мало в масштабах страны.