Меня зовут Ирина Баржак, я – директор «Института публичных выступлений и конфликтологии», уже много лет выступаю на конференциях Инфостарта с разными темами.
Одна из моих основных специализаций – это коучинг. В последнее время ко мне на коучинг часто приходят люди, которые говорят: «Я вообще человек целеустремленный, крутой специалист, но почему-то, когда я на 70% подхожу к цели, то начинаю тормозить». Это – тренд, который я наблюдаю в последние год-два.
Также очень часто я слышу: «У меня есть проект, который нужно запустить – проект нового бизнеса, запуска нового курса, нового сайта и так далее. Я знаю, что делать, чтобы его начать, но почему-то в этот момент начинаю тормозить».
Поэтому я сейчас немного расскажу о достижении цели:
-
как ее ставить;
-
почему она не достигается;
-
как ее обхитрить;
-
и дам некоторые лайфхаки.
Цель и препятствие
Обрадую вас: даже если вы живете без цели, это все равно цель.
Возможно, это цель спрятаться от проблем, спрятаться от жизни, прямо сейчас ничего не решать, отдохнуть. Но это все равно цель.
Если вам кажется, что у вас вообще нет целей по жизни, значит, у вас есть цель не иметь целей. Вот такой парадокс.
Если вы живы, у вас есть цель. Какая-нибудь, но есть.
По отношению к цели у нас всегда есть какие-нибудь препятствия.
Здесь я взяла цитату Генри Форда, потому что препятствия очень часто бывают:
-
физические реальные препятствия на пути к вашей цели;
-
препятствия ментальные, и мы поговорим именно о них.
Я думаю, вы знаете, как обходиться с конкурентами или с разработчиками, которые не выполняют работу в срок и прочими реальными препятствиями.
Но вы вполне можете не знать, как обходиться с собственными ментальными препятствиями, и почему они возникают.
Об этом мы сейчас и поговорим.
На слайде я указала основные причины недостижения целей:
-
Страх перед стартом.
-
Когнитивные искажения, которые есть у каждого из нас в голове;
-
Ступор перед финалом, когда уже все сделано на 70%. Я сама регулярно попадаю в такой ступор, когда пишу книгу. У меня издано уже две книги, и каждый раз, когда содержимое было готово на 70%, мне нужно что-то придумать со своим мозгом, чтобы закончить проект, иначе он не заканчивается.
Все, что вы не закончили, – пожирает энергию. В мае 2021 года у меня на конференции Инфостарта был доклад про выгорание, и там я упоминала, что одни из пожирателей энергии – это недопринятые решения и недоделанные дела. Они пожирают колоссальное количество энергии, и с этим нужно как-то справляться.
Страхи и инструменты
Сейчас поговорим о том, с чем я сталкиваюсь в своей работе, когда вижу очень много руководителей. Причем, честно хочу сказать, бывают такие страхи, что люди ко мне приходят и думают, что они одни с таким страхом.
На самом деле, у меня есть клиенты – долларовые миллиардеры, от которых я слышу те же самые страхи, что и у абстрактного коллеги или разработчика, работающего со мной в команде. Я понимаю, что эти страхи едины на всех уровнях. Просто каждый с этими страхами учится справляться по-разному.
Страх – это своеобразный предохранитель в нашей голове, чтобы мы не наделали плохого и остались живы. И страх нового очень сильно повышает уровень тревожности.
Если в какой-то определенной задаче мы знаем как действовать, мы действуем и понимаем, какой результат получим.
Но начать новую задачу с неизвестным результатом, с результатом, который нам, возможно, не понравится – нам страшно.
Чем старше вы становитесь, тем страшнее начинать новое. Если в 25 лет нам легко начать что-то новое, то после 35 лет уже возникает большой страх нового, и с этой тревожностью справиться крайне сложно, но возможно.
Инструмент один: делать что-то новое каждый день.
Этот же инструмент помогает от выгорания. Если вы хотите меньше выгорать, попробуйте делать что-то новое каждый день. Это может быть что угодно: новое блюдо на обед, работа левой рукой вместо правой, новый маршрут по дороге домой и т. д.
При этом действии у вас будет высвобождаться огромное количество энергии. И вы сформируете в себе толерантность к новому – мозг привыкнет к тому, что вы маленькими шажками пробуете что-то новое. Он подумает, что это не так уж страшно.
А так этот страх непроложенной колеи пугает абсолютно всех.
Страх, что не получится – из той же оперы.
Как с ним работать? Проживаем его в безопасности.
Когда я начинала свой стартап, мне сказали: «Представь, что ты облажалась по полной программе, у тебя ничего не получилось. Что будет?» Мы сели и расписали, что будет, и оказалось, что перспективы не такие уж и страшные. И после этого я начала делать нужные шаги.
С этими страхами я точно так же сталкиваюсь в своей работе сама и у своих клиентов. И мы с ними тоже проживаем этот страх безопасно.
«Ты сидишь здесь и сейчас, ты еще ничего не начал – проживи этот страх. Представь, что все пошло не так. Что будет происходить?» Иногда оказывается, что ничего существенного не произойдет, ко всему можно подготовиться заранее.
Большая часть того, что я встречаю, – это страх того, что скажут другие. Нас беспокоит мнение коллег, педагогов, у которых вы учились, мэтров в вашей отрасли и т.д. Это очень сильно тормозит.
Но если разобраться, окажется, что эти люди уже сейчас ничего хорошего про вас не говорят. Вот и живите теперь с этим.
Когда я справлялась с этим страхом и сейчас, когда мы с клиентами над ним работаем, я выработала для себя следующий алгоритм.
Я поняла, что есть люди трех типов.
-
Есть люди, которые намного выше вас и на кого вы мечтаете быть похожими – у меня это Илон Маск и Ричард Брэнсон.
-
Есть люди, которые примерно на одном уровне с вами – вы постоянно конкурируете, либо они занимают такую же должность, либо у них такое же образование, либо они занимаются такими же проектами и т.д.
-
И есть люди, которые намного ниже вас – им до вас далеко.
Когда мы говорим «А что же скажут другие?», нужно понимать, что:
-
Илону Маску вообще не до меня, мне еще сильно нужно постараться, чтобы он узнал мою фамилию. И хотя я уже сделала к тому шаг – я взяла интервью у его мамы Мэй Маск – его высота недостижима. Ему нет дела до меня и всех нас, вместе взятых. Получается, что люди, на которых я хочу быть похожа, обо мне вообще не думают – это очень сильно успокаивает.
-
Те люди, с которыми вы находитесь примерно на одном уровне, всегда будут с вами конкурировать. И здесь вас как раз спасет толерантность к новому. В свое время один мэтр мне сказал: «Бизнес – это не то, что ты делаешь, чтобы выиграть у конкурентов. Это не то, что ты делаешь, чтобы получить прибыль. Бизнес – это то новое, что ты делаешь каждый день». И с того момента я перестала смотреть на то, что делают конкуренты. Если я буду выкладываться, они меня никогда не догонят. И в этот момент становится легче, появляется тот драйв, которого не хватает для достижения цели. Появляется энергия, которая иссякла на 70%.
-
А те, кто намного ниже вас – они и так вас постоянно обсуждают. И они будут это делать. И чем выше вы будете подниматься, тем больше будет тех, кто ниже вас. И тем больше они будут вас обсуждать. Вам интересно их мнение?
Со страхом того, что скажут другие, работать очень просто – найдите тех, кто для вас важен, и ориентируйтесь на них. Их незнание о вас нивелирует этот страх.
И, наконец, страх не соответствовать.
Например: «Какой из меня генеральный директор, когда я директор по маркетингу?», «Какой из меня долларовый миллиардер, если не знаю, что делать?»
Когда ко мне на коучинг пришел долларовый миллионер, и рассказал о своих проблемах, я ему говорю: «Вы со своими подчиненными как будто на вторых ролях общаетесь. Как будто перед ними лебезите» Он говорит: «Да, так и есть». Я поняла, что при всех его успехах у него есть страх не соответствовать.
Обеспечьте себя тем кругом людей, благодаря которым вы сможете соответствовать и дотягивать.
Когда я в свое время была директором по маркетингу, я всегда ходила с самыми крутыми айтишниками, потому что понимала, что меня особо слушать не будут, но ИХ слушать будут. А раз я рядом с ними, значит и меня они должны послушать.
Заинтересуйте своей темой людей, которых реально послушают, и синдром самозванца снимется.
Хотя синдром самозванца есть у абсолютно огромного количества людей, даже у тех, которые все время чего-то достигают. Вы ими восхищаетесь и вдохновляетесь, а потом на консультации оказывается, что они работают с синдромом самозванца.
Сопротивление
Помимо страха еще один механизм, который нас тормозит, – это сопротивление.
Сопротивление может выражаться очень по-разному.
Обесценивание. Очень часто человек обесценивает свою цель, особенно на 70% пройденного пути. Обесценивает людей, ради которых он идет к цели. Обесценивает шаги, которые уже сделал… обесценивает абсолютно все.
Обесценивание – это защитный механизм, который защищает нас от перегрева. Защищает наш мозг от того, чтобы он не взорвался здесь и сейчас. Чтобы мы могли справляться с фрустрациями. Когда психика не может с чем-то справиться, она снижает значимость всего этого, чтобы можно было с этим справиться.
И здесь я хочу, чтобы вы помнили, особенно в переговорах: обесценить можно только то, что ценно.
Вы настолько ценны, что вас хотят обесценить. Неважно – кто-то сделал какое-то едкое замечание в вашу сторону или вы сами обесценили свою цель. Обесценить можно только то, что ценно – это ключевое.
Как только вам хочется обесценить свою цель, особенно если вы ее уже достигли на 70%, вспомните, что именно здесь включается торможение. Если вы здесь найдете обесценивание, постарайтесь с ним поработать. Постарайтесь вспомнить, почему это ценно, и почему вы вообще взялись за этот проект.
Гнев. Он может возникать на саму ситуацию, на окружающих, на себя. Обида – это тоже аутоагрессия, которая возникает из-за того, что что-то не получается и т.д. Она может быть направлена на себя или на тех, кто рядом.
В гневе выделяется очень много энергии. Сама ситуация бесит, что ничего не получается – бесит. Например, сейчас меня бесит, что все разработчики заболели и мы никак не можем перенести систему – ненавижу всех. И с этим нужно как-то справляться.
Ступор. Вроде вы почти все сделали, знаете, как действовать дальше, но внезапно нападает оцепенение. Вы перестаете понимать, что происходит.
Ступор очень пугающий. Люди действительно боятся и говорят: «У меня нет идей! Я не понимаю, как это делать, как это должно выглядеть!»
Вы должны понимать, что это тоже совершенно нормальная реакция, когда вы приближаетесь к цели. За целью вас ждет удовольствие. А у 99% нашей страны и даже у долларовых миллиардеров есть запрет на удовольствие. Когда я работаю с жителями других стран, там не всегда бывает запрет, но в нашей стране – это 100% запрет на удовольствие.
Когда вы достигнете цели, вы получите удовольствие. И это удовольствие под запретом на глубинном ментальном уровне. Поэтому и возникает ступор – вы не знаете, что дальше с этим делать. Все ждут от вас каких-то решений, ведь вы же руководитель, вы должны показать, куда идти. Колумб же знает, где Америка… а вы не можете, потому что вы сами не понимаете, что делать. И это абсолютно нормальная физиологическая реакция.
Засмеивание. Очень часто, особенно в ИТ-среде, я встречаю ситуации, когда вы начинаете смеяться над тем, что не получилось, смеяться над своей целью, над тем, что происходит, и в этот момент снижается значимость этого.
Когда вы смеетесь над собой или хихикаете над ситуацией, попробуйте задать себе вопросы: «Почему я смеюсь? Нет ли здесь чего-то ценного, важного и нужного?» И вы увидите, что там действительно есть ценное.
На пути к цели мы можем использовать три стратегии (по Э. Бёрну) – победитель, непобедитель и неудачник.
-
Победитель. Его стратегия выглядит так: он приходит на проект, не прикладывая усилий получает готовую команду, которая все делает. Ему остается только завершить, вишенку на тортик поставить, все ему аплодируют и говорят «Какой крутой проект!», а он над ним даже не работал. Встречали таких?
-
Неудачник – это тот, кто даже не возьмется за дело. Скажет: «Да ну, это так не работает, да я за это никогда не возьмусь!»
-
Непобедитель – это человек, который вложил очень много энергии и потом не взял свой результат. 70% он вложил, а оставшиеся 30% не берет результат, не празднует свою победу, не становится победителем в этой точке. К сожалению, это стратегия большинства людей – по крайней мере всех тех, с кем я работаю. Непобедитель – это тот, кто вложит очень много сил, а потом скажет: «Нет, все ерунда, я разворачиваюсь и ухожу». Плыл, плыл, потом решил, что не доплывет и поплыл обратно. И здесь тратится очень много сил и ресурсов. Именно непобедители очень часто выгорают.
И еще хочу сказать, что слово «надо» очень плохо работает после 35 лет. Если вы раньше на слово «надо» включались и зажигались, а сейчас не горит, это нормально.
Нужно работать над словом «хочу». Всех, кто приходит на коучинг, я заставляю писать список – чего они хотят на самом деле. Не «Хочу эту машину, потому что на ней удобно ездить на дачу и багажник большой», а «Хочу вот эту Lamborghini, потому что она сексуальная» и т.д. И вот этот бешеный список пишут каждый день, потому что, как правило, эмотивно-волевая сфера у людей сильно подавлена, и это то, с чего мы начинаем работать.
Запрет на удовольствие, как я уже сказала, очень сильно мешает достичь цели, потому что в нашей стране «буква «я» – последняя буква в алфавите», гордиться своими успехами нельзя и т.д. Есть огромный ментальный запрет на удовольствие. И его нужно обхитрить.
Еще у нас есть когнитивные искажения. Условно, если я вас сейчас спрошу: «Сколько красных Jaguar-ов сейчас ездит по Новому Арбату в час?». Неважно, какую цифру вы назовете, но как только вы купите красный Jaguar, вы будете знать, что каждая вторая машина в потоке – это красный Jaguar.
Это когнитивное искажение называется «иллюзия частотности». Потому что как только в вашей жизни чего-то нет, вы не представляете, что с этим делать. Вы не знаете, сколько красных Jaguar-ов. Как только это у вас появляется, и на этом сфокусировано ваше внимание, это начинает появляться везде. На каждом светофоре эти красные Jaguar-ы вас обгоняют и подрезают.
И это одно из когнитивных искажений, которое можно преодолевать – вы фокусируете внимание на каком-то элементе, и этого элемента становится в вашей жизни больше.
Не останавливайтесь на пути к своим целям. Но помните, что даже если вы лежите и ничего не делаете, вы все равно идете к какой-то цели.
*************
Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции Infostart Event 2021 Moscow Premiere.