Кейс: как разобраться с технологиями от 1С

11.02.25

Управление проектом и продуктом - Инструменты управления проектом

Итак, вот вы решаете реализовать небольшой/средний проект внедрения 1С. Вам важно сохранять контроль над процессом и хочется быть уверенным в успехе, поэтому важно все сделать грамотно. Какую технологию выбрать?

Как выбрать - какая технология лучше подойдет?

В преддверии мастер-класса по 1С:ТКЛ на Инфостарте, который планируется на следующей неделе, продолжаю публиковать материалы по технологиям от 1С.   

 

На мой взгляд, у вас есть два основных варианта:

 

Делать проект по Agile - по 1С:ТБР (технология быстрого результата). Этот подход хорош, если:

  • Можно разделить проект на несколько независимых модулей, и выдавать каждый в продакшн не реже, чем раз в месяц. Важный момент - что каждый из модулей должен иметь для Заказчика независимую ценность, и работы по проекту можно остановить в любой момент.
  • Требования размыты и уточняются по ходу проекта.
  • Есть рабочая команда из представителей Заказчика и Исполнителя, где вопросы решаются в рабочем порядке (а не в режиме “мы сейчас отправим этот запрос на изменение на согласование со всеми представителями руководства”)

 

 

Делать проект по классическим/гибридным методам - 1С:ТКЛ (технология корпоративного внедрения - ЛАЙТ). Для какой ситуации подходит:

  • Разделить систему на небольшие независимые модули не получится -  в любом случае, система будет запускаться в работу целиком (в лучшем случае - в несколько очередей)
  • Даже если делить этого слона на кусочки, Заказчик не готов к внедрению системы по частям: им удобнее пока работать в старой системе, а потом единомоментно запустить ОПЭ и перейти на новую. Возможно разделение системы на несколько очередей, но эти блоки будут довольно большими.
  • Руководство Заказчика привыкло работать в парадигме “сначала делаем ТЗ и понимаем общий бюджет”.
  • Есть запрос (у Заказчика, у руководства Исполнители, по регламентам компании и т. п.) на документирование всех этапов: фиксация бизнес-требований на старте, подписание актов по итогам каждого этапа и т. п.

 

 

Разбираем кейс: проект внедрения CRM-системы. После того, как мы помогли заказчику перейти с 1С:УПП на 1С:ERP, возникла задача встроить CRM-систему в ERP-систему. Было принято решение внедрять 1С:CRM. Как будет выглядеть работа по каждой из технологий?

 

Работа по 1С:ТКЛ - привычнее и понятнее:

  • Практически всегда Заказчику важно понимать общий объем проекта и (хотя бы примерно) бюджет. История, что “сначала ТЗ, потом разработка, потом внедрение” - более привычная и простая. 
  • Не всегда есть возможность внедрять продукт по кусочкам - это могут не позволять бизнес-процессы компании и архитектура решения. В нашей практике были случаи, когда пользователи были категорически против небольших релизов -  “нам надоело каждый месяц переучиваться - давайте вы подготовите все изменения сразу, и тогда уже перейдем на новую систему”.
  • Набор документов, предлагаемый 1С:ТКЛ отлично подходит, чтобы, с одной стороны, согласовать ожидания с Заказчиком на старте, с другой стороны, четко фиксировать всё происходящее, а с третьей “успокоить” его в процессе, показывая ход работы. 
  • Процесс работы над проектом предельно четкий и понятный (обратите внимание - сами названия фаз подчеркивают, что мы не разрабатываем принципиально новый функционал, а просто дорабатываем типовой).

 

 

 

Работа по 1С:ТБР - едим слона по кусочкам:

 

Здесь мы не пытаемся “допилить” продукт целиком, прежде чем выпускать на опытно-промышленную эксплуатацию. А выпускаем в реальную работу сразу по кусочкам: описание доработок, доработка функционала, подготовка к ОПЭ и проведение ОПЭ - делаются сначала по одному модулю, потом по следующему и т. п. Примерно вот так:

 

 

 

То есть в нашем случае, данный проект может выглядеть следующим образом:

 

 

 

 

Внедрение по 1С:ТБР подойдет для нашего проекта в случае, если:

  • Заказчику “надо было вчера”, и он готов запустить CRM-систему по частям - главное, чтобы самый критичный функционал заработал в ближайшее время.
  • Сама система и организация рабочего процесса позволяет начать работать в не до конца готовой системе (возможно, придется делать промежуточные интеграции, но в любом случае - результат будет рабочим) 
  • На старте требования понятны только приблизительно, и планируется все пожелания уточнять “по ходу” - когда первые модули внедрены - понятнее, что делать со следующими. 
  • Между Заказчиком и Исполнителем отношения неформальные и доверительные - изменения принимаются и согласуются в рабочем порядке. Не возникает подозрений, что Исполнитель специально затягивает работы, опасений, что Заказчик будет подавать на Исполнителя в суд за несоответствие первоначальному ТЗ и т. п.
  • У представителей Заказчика высокая мотивация на достижение результата, и они готовы активно включаться в работу проектной команды и оперативно принимать необходимые решения.

 

 

 

Особенности документов, которые предстоит использовать в случае работы по разным технологиям:

 

1С:ТКЛ - Лёгкая

Устав проекта - основной документ, который расписывает, каковы цели проекта, основные требования, как будет организована работа, каковы этапы проекта, допущения и ограничения и т. п.

Договор - при работе по “классическому подходу” важно, чтобы у Заказчика была уверенность, что он в конце получит имеющий ценность результат, и Исполнитель отвечает за него. Это и должно быть прописано в договоре. Сами себе договоры могут быть и в формате “FixPrice” и в формате “Время и материалы” (для второго варианта нужно несколько больше взаимопонимания и доверия, но в конечном итоге он может оказаться более выгодным для Заказчика)

По нашему опыту, ключевые документы в ходе проекта: 

  • Реестр заинтересованных сторон (внутренний документ команды, где важно не просто перечислить стейкхолдеров, а сразу продумать план коммуникации и план вовлечения)
  • Реестр рисков (очень важно заполнять его не формально “для галочки”, а в привязке к контексту проекта
  • Отчет об обследовании (кстати, в ТБР подобный документ называется более скромно - отчет об экспресс-обследовании). 
  • Протоколы (ПСИ, загрузки НСИ,  готовности к ОПЭ, о начале ОПЭ и т. п.) 
  • ЛУРВы, статус-отчеты, различные журналы - актуальны при работе по любой технологии.

 

1С:ТБР - Гибкая

🔹 Соглашение о проекте - лаконичный документ, где (кроме целей, организации работы и т. п.) в общих чертах описывается содержание релизов (детали по релизам могут быть определены уже после старта проекта)  

🔹 Договора - ключевое условие работы по ТБР - сдача и актирование работ по каждому модулю. Скорее всего, для этого будет заключаться рамочный договор на всё внедрение и доп. соглашения по каждому модулю.

🔹 Проектные документы - важно, чтобы проектные документы закрывали основные вопросы и помогали  выстроить работу даже в сложном окружении. 

🔹 На этапах внедрения - комплект промежуточных проектных документов должен быть минимальным. 

🔹 Отдельно хочу упомянуть в первую очередь ЛУРВ (листы учета рабочего времени), статус-отчеты и журналы по регистрации вопросов/дефектов/запросов на изменения. Эти документы очень важны для уверенной и предсказуемой работы команды.

🔹 Перед закрытием проекта важно подготовить отчет по завершению. Отдельный важный момент - это отдельная презентация для внутреннего совещания по завершению проекта. Это очень важный момент, необходимый, чтобы в полной мере учиться на своих ошибках - зафиксировать “для своих” косяки и извлеченные уроки. Не все из которых касаются Заказчика…

🔹 Для завершения проекта - предлагается использовать готовый чеклист - что необходимо проверить перед завершением проекта? Не забудьте подготовить такой чеклист заранее (а не в формате “пока гром не грянет - мужик не перекрестится”)

 

 

Вам, наверное, интересно, какая технология лучше всего подошла в описанном кейсе? 

В принципе, можно было бы использовать любую. Но самым выигрышным оказался гибридный вариант: между гибким и “классическим”: 

С одной стороны, хотелось запустить систему как можно скорее, хотя бы частично - старая CRM-система (SalesForce) уже была отключена, а работать надо. 

С другой, при этом Заказчику важно было четко иметь общую картинку уже на старте, а потом проходить все фазы проекта. Ну и согласовывать результаты по итогам уточнения требований, моделирования отдельной процедурой, а не “в рабочем порядке”.  и т. п. Так что ответом стала - “легкая технология” 1С:ТКЛ с разделением внедрения на три “очереди”, и прохождения всех фаз внутри каждой очереди. При этом хочется избежать излишней бюрократизации и подписания кучи бумажек (не всегда нужных и полезных в данном конкретном случае). Для этого в каждой очереди 7 фаз 1С:ТКЛ “склеиваются” в несколько этапов, и акты подписываются уже по итогам каждого этапа:

 

 

 

 

P.S. В этой статье мы оставили за кадром несколько вариантов:

  • У вас не средний, а большой (или просто сложный - какой-то функционал нужно фактически пилить “с нуля”) проект внедрения. Тогда вам скорее подойдет 1С:ТКВ (технология корпоративного внедрения)
  • У вас простой проект - по сути, внедрение “коробочного” решения, практически без доработок. Тогда, если вам нужна технология - вы можете ограничиться 1С:ТСВ (технологией стандартного внедрения) - где всё просто.

 

 

P.P.S. Если вам интересно подробнее разобраться в технологии 1С - приходите на мастер-класс Марии Темчиной про применение 1С:ТКЛ на практике.

См. также

Инструменты управления проектом Руководитель проекта Бесплатно (free)

«Реверс-Этапы» - новая методика управления проектами в 1С, где работа строится не от задачи к результату, а наоборот: от результата к исходным условиям. Такой подход снижает количество переделок, ускоряет согласование с заказчиком и помогает команде держать фокус на главном - конечном результате.

03.09.2025    324    0    kirillobskih    1    

1

ITIL, Служба поддержки (HelpDesk) Инструменты управления проектом Бесплатно (free)

Рассказываем, как СППР превратилась из системы управления задачами в единую платформу для проектной работы, поддержки и разработки. Делимся опытом объединения задач, техпроектов и обращений пользователей в одном интерфейсе. Показываем, как СППР помогает управлять техническим долгом, планировать релизы и спринты, а также раскрываем сложности масштабирования системы в крупной отрасли и пути их решения. Особое внимание в статье уделено прозрачной отчетности, автоматизации рутинных процессов и перспективам внедрения ИИ для повышения эффективности поддержки.

27.08.2025    1590    0    user1995443    2    

8

Инструменты управления проектом Работа с заинтересованными сторонами Бесплатно (free)

Тимлиду важно успевать все. «Табло» – простое решение, который помогает приоритизировать задачи, прогнозировать сроки и стоимость работ на основе статистики и мощности команды. Теперь обсуждения с заказчиками строятся на данных, а не на эмоциях. Рассказываем, как запустить такой инструмент.

19.08.2025    983    0    user906135    0    

4

Инструменты управления проектом Бесплатно (free)

Правильная классификация функциональных требований – залог успеха проекта. От этого зависит приоритет задачи, количество времени, которое нужно ей уделить, планирование ресурсов, рисков, детальность проработки технического задания. Расскажем о том, как на основе матрицы «Сложно-важно» строить гипотезы, расставлять приоритеты и другие параметры проекта.

23.07.2025    568    0    user1851969    0    

3

Инструменты управления проектом 1С v8.3 Бесплатно (free)

Что такое SDMS? SDMS (Software Development Management System) — это корпоративная система учета разработки и управления проектами, созданная для эффективной организации взаимодействия между заказчиками бизнес-направлений и IT-отделами. С 2017 года SDMS эволюционировала из простого инструмента учета времени разработчиков в мощную платформу, которая охватывает все этапы работы: от генерации идеи до внедрения изменений. Сегодня это инструмент для проектных специалистов, продакт-менеджеров, аналитиков, разработчиков, тестировщиков и руководителей, обеспечивающий прозрачность, контроль и слаженность процессов.

22.07.2025    3112    0    Bridochka    5    

27

Инструменты управления проектом Канбан и поставка ценности Руководитель проекта Бесплатно (free)

Статья посвящена бережливому управлению задачами в проектах автоматизации с применением Kanban. Рассматриваются роли участников, жизненный цикл задач, принципы WIP-ограничений и визуализации процессов. Материал сочетает теоретическую базу и прикладные рекомендации, актуальные для команд, работающих с 1С и смежными ИТ-системами.

06.06.2025    902    0    Lera_Moskina    0    

3

Инструменты управления проектом Продуктовый подход Работа с заинтересованными сторонами Бесплатно (free)

В девятнадцатом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, чем продуктовый подход отличается от проектного, особенности заказной разработки и в каких ситуациях продуктовый подход применим в заказной разработке.

19.05.2025    583    0    Radio_Analyst    0    

2
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация