Организующая схема — карта вашего бизнеса. Как использовать для автоматизации

07.05.19

Архитектура

Статья для руководителей и собственников о том, как может помочь оргсхема компании для правильной автоматизации бизнес-процессов. С чего начинать автоматизацию, от каких рисков убережет организующая схема.

«У нас всего один бизнес-процесс, от размещения рекламы до отгрузки клиенту» — так иногда говорят те, кто начинает заниматься автоматизацией бизнес-процессов. И, действительно, в первом приближении все правильно — сначала привлекли клиента, затем работаем с ним, совершаем продажу, закупаем товар, отгружаем, доставляем… Получается огромный процесс из 999 блоков. Закрадываются первые сомнения, что этим будет трудно управлять, ну да ладно. В ходе работы выяснятся, что:

  • Заказы  клиентов мы иногда обрабатываем по схеме закупки, но, бывает, отгружаем из запасов. Нужно поменять схему. Точнее, ее часть — вот тут, тут, тут и тут… Главное, ничего не забыть!
  • Бизнес-процесс есть, но вот ответственным за него никто становится не хочет — ни маркетолог, ни закупщик. Отбрыкиваются и переводят стрелки друг на друга.
  • Говорят, что в процессе нужно мерить какие-то показатели. У нас их получается примерно 30-40 — и «скорость выполнения задач», и «количество задач в работе», и «просроченные задачи» и т.д. Причем, общая статистика по задачам довольно спорная — количество просроченных задач «Разместить рекламу» в сумме с просроченными задачами «Позвонить клиенту» дают какое-то значение сомнительной полезности.

Это не совсем еще ужастик про «Автоматизированный хаос», но близко к нему. Разбираемся, как не допустить состояния «выглядит круто, но по факту бесполезно»

 

Из этой ситуации можно вывести несколько эффектов, которые мы хотим получить от автоматизации процессов:

  1. Процесс должно быть можно изменить без особых последствий
  2. Бизнес-процессом кто-то должен управлять (и это не только генеральный директор)
  3. Процесс должно быть можно в чем-то измерить и этот показатель должен дать объективную оценку

 

Не будем изобретать велосипед

В этом случае как всегда не нужно придумывать велосипед, достаточно сначала расставить бизнес-процессы по карте вашей компании. И вот если процесс никуда в схеме не влезает, значит, будут проблемы с его управлением. Для такой «правильной» расстановки уже давно придумали интересный инструмент, который называется «Организующая схема». Это такой элемент админтехнологий, который примерно лет 50 существует и доступен для использования.

Общий порядок применения оргсхемы для определения бизнес-процессов следующий:

  1. Ваша компания производит продукт, за который клиент вам платит — нужно сформулировать этот продукт и внести его на схему. Это ответственность генерального директора.
  2. Производимый продукт — сложный. Он состоит из подпродуктов. Эти продукты — результат деятельности подразделений (отделов, офисов) вашей компании
  3. Продукт каждого отделения генерируется вашими сотрудниками. Генерация продукта происходит с помощью определённых инструкций — регламентов и бизнес-процессов.
  4. Каждый регламент обладает какими-либо показателями. Эти показатели и есть то, что вы требуете от ваших сотрудников на каждом участке бизнес-процессов

Сама по себе оргсхема немного сложнее в использовании и применении, но мы же с вами учимся, поэтому не будем усложнять сразу.

 

пример работы с оргсхемой в "Простые регламенты"

 

Рассмотрим на примере

Есть компания, которая производит окна и устанавливает их клиентам. Ее конечный продукт — клиент, которому поставили качественное окно в оговорённый срок с соблюдением условий сделки. Мы собираемся описать регламент «Поставка товаров клиенту» для этой компании. В нем участвуют:

  • Менеджеры по продажам — оформляют сделку и контролируют оплату
  • Кураторы по производству — общаются с цехами по выпуску товара
  • Логисты — обеспечивают доставку до клиента
  • Отдел сервиса — отвечают за установку

Нам в этом процессе важно:

  • Вовремя оплаченные счета — долг клиента должен быть минимальным
  • Сроки производства должны быть выполнены — дней просрочек быть не должно
  • Сроки установки должны быть выполнены
  • Окно должно быть установлено по технологии производителя

Вот мы создали довольно массивный регламент и пытаемся его в оргсхему втиснуть. Так-с, результат этого процесса — как раз качественно установленное клиенту окно. Тогда логично, что за этот результат будет ответственным руководитель службы сервиса, чьи сотрудники и выполняют установку. Размещаем в отдел сервиса этот процесс и смотрим на схему. У нас получается, что если этот процесс в ведомстве сервиса, то:

  • Руководитель отдела сервиса отвечает за оплаченные счета, сроки поставки, сроки установки, качество сборки
  • Для производства продукта отдела сервиса задействованы сотрудники других отделений
  • Руководитель отдела сервиса может изменять всю схему процесса (даже часть с оплатами и циклом производства) так, как он считает нужным — он ведь ответственный за результат процесса.

Скорее всего, ваш руководитель отдела сервиса не выполняет таких функций и отвечает только за свою часть процесса. Контролировать прочих у него нет ни полномочий, ни желания. Даже если вы уговорите его отвечать за весь процесс, то, скорее всего, руководитель отдела продаж будет против изменения «продажной» части схемы процесса другими сотрудниками, а такие полномочия у владельца (главный по сервису в этом примере) процесса всегда есть.

Получается ситуация — «регламент процесса как бы есть на бумаге, но за него в жизни никто ответственность не несет».

 

Итого 

Чтобы процесс был не только на бумаге, а еще и работал, нужно, чтобы у него:

  • Был владелец — ответственный за результат
  • Были показатели, по которым можно судить о результате процесса

Эти условия будут соблюдаться, только если процесс ограничен одним отделением вашей компании. Для контроля такого ограничения прекрасно подходит инструмент «Организующая схема» — она наглядно покажет слабые места в распределении ответственности.

Настройка оргсхемы уже несколько релизов есть в «Простых процессах», а теперь мы добавили ее и в бесплатные «Простые регламенты». Скачивайте, настраивайте и пользуйтесь — начинайте автоматизацию бизнес-процессов правильно.

оргсхема организующая схема бизнес-процесс орг-схема управление црм crm согласование поручение документооборот утверждение

См. также

Отчеты и дашборды Бесплатно (free)

После года интенсивной работы в управленческой базе 1С накапливается большое количество информации. Алчные до анализа аналитики загружают разработчиков 1С большим объемом работ по созданию разных отчетов из базы данных. Это нужно, чтобы получить крупицы «золотой» информации, необходимой для принятия правильного управленческого решения. Как результат, загружены разработчики, нагружено железо, перегружены регистры, чешут голову администраторы по железу..... бюджет поддержки такой системы летит к небесам… Расскажем о том, как выгрузить данные из 1С в BI и передать настройку произвольных отчетов в руки аналитиков и юниор разработчиков, чтобы они сами могли вывести отчеты и взаимосвязи с помощью Yandex datalens.

27.05.2025    1093    13    uribur    6    

16

Интеграции Кейсы проектов Бесплатно (free)

На крупных проектах интеграции залогом успеха становится использование грамотных технических решений, инструментов и методик. Расскажем о совместном использовании «Конвертации данных 2» и 1С:Шины, подходах к интеграции НСИ, а также разделении труда в команде исполнителя.

10.04.2025    1517    0    Mick2iS    1    

13

Архитектура решений Программист Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

В статье расскажу про относительно уникальное явление на рынке. EmplDos - полноценный сервис, который в качестве Backend использует платформу 1С. Речь пойдёт не только о технической и архитектурной стороне вопроса, а ещё и о всех трудностях и граблях, которые пришлось и до сих пор приходится преодолевать на пути к успеху.

14.10.2024    5436    0    comol    29    

31

Кейсы автоматизации Платформа 1С v8.3 1С:Документооборот Бесплатно (free)

Компания «Уралхим» использует 1С:Документооборот не только для хранения и согласования документов, но и для централизованного управления НСИ между 47 системами (не только на 1С); для бэкенда к мобильным приложениям охранников; и в качестве сервиса заказа справок для сотрудников. О деталях реализации нестандартных решений, разработанных в компании «Уралхим» на базе 1С:Документооборот, пойдет речь в статье.

02.08.2024    4460    0    Novattor    1    

18

Кейсы автоматизации Проектирование бизнес-процессов Платформа 1С v8.3 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Бесплатно (free)

В данной публикации я дополню конкурсную публикацию комментариями, техническими и проектными подробностями. Должно быть ещё интересней.

11.07.2024    1628    0    Ingraf    4    

11

Кейсы автоматизации Платформа 1С v8.3 Энергетика и ЖКХ Россия Бесплатно (free)

Делимся опытом автоматизации учета башни раздачи воды.

27.12.2023    2693    0    slavik27    8    

15

Архитектура решений Программист Бесплатно (free)

Рассмотрим применение архитектурной проверки задач в процессе разработки.

30.10.2023    7027    0    ivanov660    10    

36