Организующая схема — карта вашего бизнеса. Как использовать для автоматизации

07.05.19

Архитектура

Статья для руководителей и собственников о том, как может помочь оргсхема компании для правильной автоматизации бизнес-процессов. С чего начинать автоматизацию, от каких рисков убережет организующая схема.

«У нас всего один бизнес-процесс, от размещения рекламы до отгрузки клиенту» — так иногда говорят те, кто начинает заниматься автоматизацией бизнес-процессов. И, действительно, в первом приближении все правильно — сначала привлекли клиента, затем работаем с ним, совершаем продажу, закупаем товар, отгружаем, доставляем… Получается огромный процесс из 999 блоков. Закрадываются первые сомнения, что этим будет трудно управлять, ну да ладно. В ходе работы выяснятся, что:

  • Заказы  клиентов мы иногда обрабатываем по схеме закупки, но, бывает, отгружаем из запасов. Нужно поменять схему. Точнее, ее часть — вот тут, тут, тут и тут… Главное, ничего не забыть!
  • Бизнес-процесс есть, но вот ответственным за него никто становится не хочет — ни маркетолог, ни закупщик. Отбрыкиваются и переводят стрелки друг на друга.
  • Говорят, что в процессе нужно мерить какие-то показатели. У нас их получается примерно 30-40 — и «скорость выполнения задач», и «количество задач в работе», и «просроченные задачи» и т.д. Причем, общая статистика по задачам довольно спорная — количество просроченных задач «Разместить рекламу» в сумме с просроченными задачами «Позвонить клиенту» дают какое-то значение сомнительной полезности.

Это не совсем еще ужастик про «Автоматизированный хаос», но близко к нему. Разбираемся, как не допустить состояния «выглядит круто, но по факту бесполезно»

 

Из этой ситуации можно вывести несколько эффектов, которые мы хотим получить от автоматизации процессов:

  1. Процесс должно быть можно изменить без особых последствий
  2. Бизнес-процессом кто-то должен управлять (и это не только генеральный директор)
  3. Процесс должно быть можно в чем-то измерить и этот показатель должен дать объективную оценку

 

Не будем изобретать велосипед

В этом случае как всегда не нужно придумывать велосипед, достаточно сначала расставить бизнес-процессы по карте вашей компании. И вот если процесс никуда в схеме не влезает, значит, будут проблемы с его управлением. Для такой «правильной» расстановки уже давно придумали интересный инструмент, который называется «Организующая схема». Это такой элемент админтехнологий, который примерно лет 50 существует и доступен для использования.

Общий порядок применения оргсхемы для определения бизнес-процессов следующий:

  1. Ваша компания производит продукт, за который клиент вам платит — нужно сформулировать этот продукт и внести его на схему. Это ответственность генерального директора.
  2. Производимый продукт — сложный. Он состоит из подпродуктов. Эти продукты — результат деятельности подразделений (отделов, офисов) вашей компании
  3. Продукт каждого отделения генерируется вашими сотрудниками. Генерация продукта происходит с помощью определённых инструкций — регламентов и бизнес-процессов.
  4. Каждый регламент обладает какими-либо показателями. Эти показатели и есть то, что вы требуете от ваших сотрудников на каждом участке бизнес-процессов

Сама по себе оргсхема немного сложнее в использовании и применении, но мы же с вами учимся, поэтому не будем усложнять сразу.

 

пример работы с оргсхемой в "Простые регламенты"

 

Рассмотрим на примере

Есть компания, которая производит окна и устанавливает их клиентам. Ее конечный продукт — клиент, которому поставили качественное окно в оговорённый срок с соблюдением условий сделки. Мы собираемся описать регламент «Поставка товаров клиенту» для этой компании. В нем участвуют:

  • Менеджеры по продажам — оформляют сделку и контролируют оплату
  • Кураторы по производству — общаются с цехами по выпуску товара
  • Логисты — обеспечивают доставку до клиента
  • Отдел сервиса — отвечают за установку

Нам в этом процессе важно:

  • Вовремя оплаченные счета — долг клиента должен быть минимальным
  • Сроки производства должны быть выполнены — дней просрочек быть не должно
  • Сроки установки должны быть выполнены
  • Окно должно быть установлено по технологии производителя

Вот мы создали довольно массивный регламент и пытаемся его в оргсхему втиснуть. Так-с, результат этого процесса — как раз качественно установленное клиенту окно. Тогда логично, что за этот результат будет ответственным руководитель службы сервиса, чьи сотрудники и выполняют установку. Размещаем в отдел сервиса этот процесс и смотрим на схему. У нас получается, что если этот процесс в ведомстве сервиса, то:

  • Руководитель отдела сервиса отвечает за оплаченные счета, сроки поставки, сроки установки, качество сборки
  • Для производства продукта отдела сервиса задействованы сотрудники других отделений
  • Руководитель отдела сервиса может изменять всю схему процесса (даже часть с оплатами и циклом производства) так, как он считает нужным — он ведь ответственный за результат процесса.

Скорее всего, ваш руководитель отдела сервиса не выполняет таких функций и отвечает только за свою часть процесса. Контролировать прочих у него нет ни полномочий, ни желания. Даже если вы уговорите его отвечать за весь процесс, то, скорее всего, руководитель отдела продаж будет против изменения «продажной» части схемы процесса другими сотрудниками, а такие полномочия у владельца (главный по сервису в этом примере) процесса всегда есть.

Получается ситуация — «регламент процесса как бы есть на бумаге, но за него в жизни никто ответственность не несет».

 

Итого 

Чтобы процесс был не только на бумаге, а еще и работал, нужно, чтобы у него:

  • Был владелец — ответственный за результат
  • Были показатели, по которым можно судить о результате процесса

Эти условия будут соблюдаться, только если процесс ограничен одним отделением вашей компании. Для контроля такого ограничения прекрасно подходит инструмент «Организующая схема» — она наглядно покажет слабые места в распределении ответственности.

Настройка оргсхемы уже несколько релизов есть в «Простых процессах», а теперь мы добавили ее и в бесплатные «Простые регламенты». Скачивайте, настраивайте и пользуйтесь — начинайте автоматизацию бизнес-процессов правильно.

оргсхема организующая схема бизнес-процесс орг-схема управление црм crm согласование поручение документооборот утверждение

См. также

Как мы автоматизировали башню раздачи воды

Кейсы автоматизации Платформа 1С v8.3 Энергетика и ЖКХ Россия Бесплатно (free)

Делимся опытом автоматизации учета башни раздачи воды.

27.12.2023    1422    0    slavik27    4    

14

Управленческие аналитики для 1С:Бухгалтерии – отчеты для принятия верных решений

Отчеты и дашборды Платформа 1С v8.3 Бухгалтерский учет 1С:Бухгалтерия 3.0 Бухгалтерский учет Бесплатно (free)

Если вы привыкли выгружать бухгалтерские операции в Excel и дополнять их там управленческой информацией, вы сможете значительно сэкономить время, получая нужные управленческие отчеты в бухгалтерской программе сразу, без лишних движений. Представляем решение для самостоятельного внедрения управленческого учета в 1С:Бухгалтерии.

11.12.2023    1640    0    Serg_Tangatarov    2    

15

Архитектурное ревью. Процесс разработки

Архитектура решений Бесплатно (free)

Рассмотрим применение архитектурной проверки задач в процессе разработки.

30.10.2023    3828    0    ivanov660    10    

29

Технология разработки Рабочих мест для автоматизации производственных процессов и управленческого учета

Кейсы автоматизации Работа с требованиями Анализ бизнес-процессов Бесплатно (free)

Автоматизировать производственные процессы в 1С:ERP без доработки типовых механизмов очень сложно. А дорабатывать типовые механизмы 1С:ERP не всегда оправданно. Решением может стать технология разработки Рабочих мест, которая позволяет автоматизировать самые сложные участки последовательно – шаг за шагом, процесс за процессом. Расскажем о том, как помочь пользователям вводить большое количество данных, не нарушая порядок ввода и полноту заполнения всех необходимых реквизитов, и как вовлечь сотрудников Заказчика в разработку и тестирование функционала Рабочих мест.

26.10.2023    1818    0    user1754524    15    

15

Опыт оптимизации системы ERP на примере железнодорожного холдинга численностью 10 тыс. человек

Кейсы автоматизации Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Бесплатно (free)

Когда проект внедрения ERP в крупном холдинге захлебывается в проблемах производительности и в отчаянии пользователей, нужен комплексный подход. Расскажем о битве за производительность и об организационных мероприятиях по наведению порядка в системе и коллективе.

29.08.2023    2858    0    ke_almaty    0    

14

5 подходов при доработке конфигурации 1С, чтобы в будущем не было мучительно больно её обновлять

Архитектура Рефакторинг и качество кода Обновление 1С Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Нашей компании часто приходится сталкиваться с обновлением конфигураций разной степени переписанности. Какие-то из них обновляются легко, какие-то — не очень. Расскажем о некоторых принципах модификации программы, которые помогут сделать последующий процесс обновления легче. Или тяжелее, если стараться их не соблюдать.

10.08.2023    9584    0    1c-izhtc    37    

21

Внедрение системы технологического контроля (практический кейс)

Кейсы автоматизации Платформа 1С v8.3 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Управленческий учет Бесплатно (free)

Стабильное качество выпускаемой продукции и ее соответствие нормативным документам (ТУ, ГОСТам, СМК) для активного предприятия является конкурентным преимуществом, так как оно подчеркивает, что на предприятии отлажены контрольные процедуры на входящее сырье, производство полупродуктов и готовой продукции, доставки. В своей практике я принимал участие во внедрении цифровых инструментов в сельском хозяйстве, где показателями зерна служат влажность, засоренность, крупность и т.д.; в металлургии — перед литьем в формы надо проверить сплав на содержания железа, алюминия, магния и т.д.; в кабельной промышленности в дополнение к физическим свойствам типа геометрии, длины, шероховатости, надо выдерживать и электротехнические показатели. 

22.05.2023    1384    0    Ingraf    0    

15