Немного обо мне.
-
Я в Инфостарте с 2014 года – это уже довольно много, 6 лет. И это настолько много, что в чате я могу вспомнить каждого третьего по фамилии, по имени, с кем-то знакома лично, с кем-то буду рада познакомиться. Приезжайте на наши мероприятия, мы всегда рады пообщаться с участниками нашего сообщества.
-
Я являюсь организатором двух конференций Infostart Event, в 2018 и в 2019 году, и являюсь организатором митапов – мы это делаем вместе с Екатериной Базжиной, доклад которой вы уже видели.
-
Помимо организации мероприятий, на мне большой блок онлайн-обучения, который мне помогает развивать отдельная команда. Онлайн-обучением я занимаюсь два года – этого достаточно для того, чтобы оценивать ситуацию извне и помогать новым авторам войти в эту сферу.
О чем доклад
У моего доклада будет три блока:
-
Сначала я расскажу, из каких этапов состоит разработка курса – этот блок не относится к Инфостарту, но важно, чтобы вы понимали, как это происходит.
-
Потом мы обсудим, как продавать курс на Инфостарте.
-
И последний блок посвятим тому, с чего лучше начинать, как легче стать автором курса.
Как разработать и начать продавать курс
Перед вами дорожная карта – я выделила условно семь этапов, как проходит разработка и продажа курса, и мы по каждому этапу отдельно пройдемся.
Первый этап, основной – это выбор темы.
Важно, чтобы вы были уверены в этой теме, были в этой сфере специалистом. Может быть, вам кажется, что то, что вы знаете, знают все, но на самом деле это не так. Есть много специалистов, которые отличаются тем, что хорошо умеют что-то делать. Эти знания кажутся им банальными, но они могут их передать, и принести этим большую ценность для остальных участников сообщества.
После того, как вы выбрали тему, нужно проанализировать рынок и аудиторию, для которой вы готовите курс.
-
Обязательно нужно посмотреть, какие курсы уже предлагает рынок на эту тему, какие у этих курсов есть минусы. Может быть, они сделаны только в видеоформате, или, наоборот, только в онлайн, а вы сможете сделать удобный интерактивный видеокурс, и несмотря на то, что тема уже многими охвачена, вы все равно сможете выделиться на этом фоне.
-
Вы должны понимать, чем ваше предложение будет лучше того, что есть уже сейчас. Вы должны не только играть на минусах конкурентов, но и подумать, как сделать лучше.
-
Нужно с самого начала понимать, для кого вы готовите курс. Например, курс по бухгалтерии для бухгалтера, для программиста и для собственника малого бизнеса – это три абсолютно разных курса, три абсолютно разные программы. Поэтому с самого начала важно определиться, для кого вы готовите свой курс.
-
В качестве ответа на главный вопрос, что вы продаете, – «витамины» или «обезболивающее», – всегда лучше акцентировать, что вы продаете «обезболивающее». Ведь для того, чтобы человек захотел не просто поучаствовать в курсе, но и заплатить за него, ваш курс должен делать жизнь покупателя легче, должен решать какую-то конкретную проблему, а не просто развивать и абстрактно помогать профессионально расти.
Третий этап – разработка программы курса. Это самый объемный этап, самый трудоемкий:
-
проще всего начать с ментальной карты – выгрузить туда все ваши знания;
-
далее – разбить все элементы по тематическим блокам;
-
и выстроить все блоки линейно, потому что обучение проходит линейно, из точки А в точку Б, там не может быть каких-то скачков, все ученики идут по прямой.
Разработка программы курса – это довольно объемный и важный процесс. Казалось бы, если задаться философским вопросом: «Что важнее – форма или содержание?», я бы, наверное, всегда однозначно сказала, что содержание важнее – если это полезный и нужный контент, аудитория всегда поймет, что вы говорите.
Но в обучении это не так. В обучении форма так же важна, как и содержание. Чтобы процесс обучения проходил легко и непринужденно, половину времени нужно уделять именно форме.
Какие у нас вообще есть форматы курсов? Их, конечно, можно выделить миллион, но есть два основных формата – синхронный и асинхронный.
-
Синхронный формат – это, например, онлайн-курс, когда и группа, и преподаватель общаются в оговоренное заранее время: преподаватель передает свои знания, ученики принимают, одновременно могут задавать вопросы, и это происходит на регулярной основе.
-
Бывают асинхронные курсы. Например, видеокурсы или даже текстовые курсы, когда ученикам передаются какие-то тексты раз в неделю, они их изучают и делают домашнее задание. Это формат, когда ученики и преподаватель работают в разное время, общаясь в форме вопросов-ответов.
-
Есть различные гибриды, когда, например, часть материала дается в виде видеолекций, и раз в неделю (или раз в две недели) ученики могут собираться на вебинаре, общаться, задавать вопросы преподавателю, как-то синхронизироваться. Это уже будет гибридный формат.
Разработка курсов занимает довольно много времени. Можно копаться в этом бесконечно – сделать документ, годами его редактировать и никогда не выпустить в свет. Но мы рекомендуем при разработке программы курса придерживаться концепции MVP (minimum viable product), цель которой – получить минимально жизнеспособного продукта.
В этой концепции не важно, сколько вы затратили сил на этот продукт, сколько ценности он несет, важно, чтобы продукт был жизнеспособным.
Как только мы добились первой жизнеспособной версии курса, мы его выкатываем для аудитории. Мы не занимаемся самокопанием в течение долгих лет, потому что проще всего проверить продукт – это дать его аудитории. Поэтому концепцию MVP применяют не только в разработке, ее используют и в других сферах. И в курсах это тоже очень актуально.
Переходим к следующему этапу – публикация и продвижение курса.
-
Обязательно в каждом курсе описываем, для кого он был создан, потому что, как я уже приводила пример, курс по бухгалтерии для бухгалтера, для программиста и для собственника бизнеса – это абсолютно разные курсы. Просто тема ни о чем не говорит.
-
Обязательно надо описать преподавателя, его опыт. Даже если кажется, что у вас нет опыта, вам нечем похвастаться, вы не выступали на огромных конференциях и хотите стать преподавателем впервые, на самом деле у вас есть какие-то знания, какие-то факты, которые могут говорить о том, что вы профессионал. Может быть, вы специализируетесь на каких-то проектах, много лет занимаетесь внутренним обучением, может быть, у вас своя команда, которую вы обучаете полностью самостоятельно, не привлекая сторонние сервисы. Все это отличный опыт для преподавателя.
-
Важно уточнить, как проходит обучение. Форматов много, поэтому в описании каждого курса обязательно нужно указывать, как вы видите ваше обучение: будет ли это онлайн, будут ли вопросы, будут ли домашние задания, сколько времени будет уходить на домашние задания.
-
Описывайте полностью объем курса и расписание всех занятий. Уже на этапе публикации курса все ученики должны понимать, сколько времени у них будет уходить на обучение – будет это вечером или утром, в выходные или в будние дни.
-
И подробно поэтапно описывайте ту линейную программу, которую вы разработали – это должны быть не заголовки первого уровня, а точное подробное описание.
Следующий этап – работа с клиентами.
В обучении очень важно иметь возможность задать вопросы живому человеку и получить живой ответ. Это маркер для человека, который будет обучаться.
Здесь не получится что-то просто опубликовать и рассчитывать на автоматические продажи без работы с клиентами. У клиентов всегда возникает миллион вопросов о том, как будет проходить обучение, как будет оформлена сделка, какие документы будут выданы, когда и т.д.
Следующий этап – это проведение занятий. Для этого нужно техническое обеспечение. Минимальный набор я указала на слайде.
-
Это вебинарная площадка, если вы планируете проводить вебинары.
-
Это видеохостинг: видеоуроки должны храниться и предоставляться ученикам, их хранение должно быть надежным – они не должны внезапно пропасть или удалиться.
-
И самое важное – это LMS (Learning management system), площадка для обучения, пространство, где люди обучаются, грубо говоря, это «аудитория как в университете». В LMS-системе люди могут не только обучаться, но и задавать вопросы через какие-то общие чаты, выполнять домашние задания и т.д. Сейчас есть различные LMS, которые предлагают фееричные варианты обучения: можно сделать индивидуальное расписание для каждого ученика, настроить совместные чаты, прикрепить видео, организовать тестирование, сделать прохождение уроков и домашних заданий обязательным для получения доступа к следующему этапу. Так что даже формат видеокурсов можно сделать довольно интерактивным.
Последний этап – оценка эффективности. После каждого запуска курса мы обязательно спрашиваем у учеников, что им понравилось, что можно сделать лучше, что сделать по-другому. Это важный этап, который позволяет развиваться дальше.
Разработка курса – распределение ролей и дальнейшее развитие
Мы вернулись к той карте, семь этапов которой мы только что быстро рассмотрели для того, чтобы разграничить деятельность автора и Инфостарта: что мы берем на себя, и что автор должен делать сам.
Из семи этапов автор курса должен делать сам только два – это:
-
выбрать тему;
-
и проводить занятия.
Четыре этапа мы берем полностью на себя – это:
-
анализ рынка аудитории;
-
публикация;
-
работа с клиентами;
-
и оценка эффективности.
Еще один этап мы предлагаем делать совместно – это разработка программы. Вы можете прийти к нам не с готовым курсом, а на этапе выбора темы и идеи, а мы поможем вам определиться, сориентироваться, что-то подсказать, дать советы. Вы остаетесь владельцем своего курса, мы просто высказываем вам наши рекомендации, какие-то пожелания, взгляд со стороны, обратную связь.
На самом деле наша дорожная карта выстроена по кругу. Каждый запуск курса – это проход через все 7 этапов и так по кругу.
Какими компетенциями должен обладать автор курса
У автора курса должны быть следующие качества:
-
Основное и самое главное – это системное мышление. Все-таки составить программу курса – трудозатратное мероприятие, и чтобы эта программа была понятна не только вам, но и ученикам, нужно обладать системным мышлением.
-
Нужно не просто быть экспертом, но и уметь передавать свои знания. Это тоже могут делать не все.
-
Третье, самое легкое – это умение говорить с компьютером. Судя по количеству видеоблогеров, это умеет делать каждый второй, нужно просто несколько раз попрактиковаться. Сегодня у нас тоже все спикеры были непрофессиональные, у многих был первый опыт. Поэтому можете сами судить, насколько это критично или не критично. Я думаю, если мы проведем несколько таких конференций, уровень нашего ораторского мастерства вырастет в разы.
С чего начать?
Если вы уже определились с темой курса, но не знаете, с чего начать, есть несколько простых форматов донести информацию и получить обратную связь:
-
Самое простое – это статья. Это то, что покажет ваше системное мышление. Вы можете описать какой-то кейс, полезный опыт, лайфхак. И уже сразу по комментариям, по обратной связи вы поймете, насколько понятно вы подаете информацию.
-
Второй вариант самый, наверное, подходящий – это бесплатный вебинар.
-
Третий вариант – выступление на конференциях. Это отличный первый шаг к тому, чтобы стать автором курса.
Чуть подробнее поговорим про бесплатный вебинар, так как это сейчас самый простой и самый быстрый способ.
-
В среднем доходимость записавшихся слушателей на бесплатный вебинар составляет 50%. Это средняя статистика по рынку, бывает больше, бывает меньше. Это цифра для вас, чтобы вы могли ориентироваться.
-
Второй момент – даже если вы проводите бесплатный вебинар, перед ним надо провести тестовый вебинар, потому что с первого раза могут возникнуть проблемы при подключении, с настройкой оборудования, со звуком или освещением. Поэтому все это проверяется заранее, за день-два.
-
Третий момент, приятный – вы можете проводить у нас все вебинары абсолютно бесплатно. Мы будем администрировать, предоставим вам вебинарную комнату, поможем, расскажем, как что делать, и это будет абсолютно бесплатно. Единственное условие – чтобы это были не рекламные вебинары, а вебинары с полезным контентом для нашей аудитории.
Мы подготовили чек-лист для тех, кто проводит вебинары. Если у вас есть желание проводить вебинары, посмотрите этот чек-лист. Вы будете чувствовать себя чуточку увереннее.
Как заключить договор с Инфостартом?
Заключить договор с Инфостартом очень просто. В разделе «Договоры» в личном кабинете вы заполняете анкету. На слайде – пример для юридического лица. Из этой анкеты ваши данные будут подтягиваться в договоры с клиентами, покупающими ваш курс.
Вы заполняете анкету, сохраняете и получаете договор с вашими данными.
Можете просто скачать шаблон и посмотреть или заполнить договор, сохранить и посмотреть, как выглядит договор с вашими данными.
Мы работаем и с физлицами, и с юрлицами. Но с учетом всех нюансов по налогам и организационным моментам нам по курсам удобнее всего сотрудничать с ИП по агентской схеме. В таком случае выигрывают все три стороны: и автор, и мы, и клиент, потому что при таком виде сделки не возникает НДС, и нам не нужно закладывать в цену продукта лишние 20%.
Результаты одного автора менее чем за год работы
«Вишенка на торте» моего доклада – это кейс одного автора, с которым мы сотрудничаем с июня 2019 года. За это время мы успели провести 6 курсов, за которые он заработал свыше 913 тысяч без налогов – это чисто его вознаграждение.
Да, организация курсов обучения – это чуть более трудоемкий процесс, чем просто разработка продукта и продажа его через сайт, потому что вам нужно будет проводить занятия. Но в среднем при занятости одно занятие в неделю (например, в рабочие дни с 19 до 21), вы сможете за месяц заработать дополнительно в районе 100 тысяч в месяц, если будете в это вкладываться.
*************
Данная статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на INFOSTART UP 2020.