Принципы недорогого перехода с УПП на ERP

16.03.26

Бизнес-анализ - Внедрение изменений

Как сэкономить при переходе с УПП на ЕРП, если выбора нет.

Текст для меня необычный, потому что – конкретный. Ну, насколько тема управления проектами может быть конкретной. В статье изложен практический подход к выполнению проектов определённого, вполне конкретного типа.

Подход холиварный, не всем понравится, не всем подойдёт. Но проектов, выполненных по этому концепту, становится всё больше (да их и было много). А сейчас – становится всё больше, по совокупности причин.

Ну всё, переходим к делу. Итак, у нас УПП, и нам надо перейти на ЕРП – побыстрее и подешевле.

 

Концепт «Переезд»

Сразу говорю: я не противопоставляю разные концепции проектов внедрения ЕРП, не пытаюсь выявить лучшую, кого-то принизить или возвысить. Я лишь за то, что концепций – несколько, и каждая хороша в конкретной ситуации конкретного заказчика.

Попробую объяснить на контрасте. Обычный концепт для ЕРП – «внедрение». Применяется в нескольких случаях. Самый вот прям подходящий – когда у заказчика не было никакой автоматизированной системы (такое бывает, кстати, не удивляйтесь). Были эксельки, какая-нибудь Бухгалтерия предприятия для рег.учёта и ЗУП для зарплаты. В этом случае ЕРП внедряется почти с нуля – неоткуда перенести данные, не было автоматизированных процессов, отчётов и т.д. Поэтому надо обследовать все процессы, решать, что автоматизировать, как это сделать, причёсывать-нормализовать (или создавать с нуля) НСИ, разрабатывать всякие способы распределения расходов и т.д. Короче, делать проекцию реальных процессов на учётные с нуля.

Проекты по концепту «внедрение» обычно дорогие, т.к. требуют очень много работы аналитиков и консультантов – тех, кто процессы изучает, на ЕРП перекладывает, функциональные разрывы ищет, документацию пишет и т.д. По разным оценкам, от 50 до 80% стоимости проекта.

А теперь представим – у заказчика давно внедрена и успешно эксплуатируется УПП. Она всех устраивает, и решает все задачи, которые перед ней поставлены. Какие процессы хотели и могли автоматизировать – автоматизировали. Да, у большинства в 1С нет работающего производственного планирования – так его и в ЕРП не будет. Но в остальном УПП давно стала неотъемлемой, привычной частью бизнеса. И никто не собирался её менять, но…

Но поддержка УПП прекращается, и надо переходить в другую программу. Да, есть варианты оставить УПП, поставить рядом БП и ЗУП, сделать обмен и жить дальше. Нормальные варианты, но я их в данной статье не рассматриваю. Большинство выбирают ЕРП или КА2 (в контексте статьи считаем, что это почти одно и то же, и вся информация одинаково годится для обеих конфигураций).

Ещё раз акцентирую внимание: заказчики выбирают ЕРП не потому, что хотят, или она им нравится, или того требует развитие предприятия. У заказчиков просто нет выбора, они вынуждены перейти с УПП на что-то, и это что-то, как правило – ЕРП.

Так вот, это и есть переезд, как концепт проекта. Переехать из одной системы в другую, с минимальными затратами денег и нервов, без прироста функциональности, без красивых нормализаций, рефакторинга, пересмотра процессов и концепций. Просто переехать, пережить этот вынужденный проект и забыть о нём.

А уж потом, после переезда, что-то развивать в ЕРП, запускать новые для себя подсистемы, менять подходы к учёту затрат и т.д. Если будет потребность или лишние деньги. Обратите внимание – ровно то же можно было делать и с УПП, останься она на поддержке.

Ещё для ЕРП бывает концепт «перевнедрение», когда кто-то внедрил неправильно, ничего не работает, всё плохо и вообще. Зачастую внедрял сам заказчик, желая сэкономить, что-то пошло не так, а сил и желания довести до ума не хватило. Помучились и пошли к подрядчикам. Концепцию «перевнедрение» я привёл для разнообразия, чтобы рассматриваемый спектр вариантов был пошире 😊

 

Выбирайте тех, кто знает обе системы

Совет может показаться странным, но он сэкономит массу времени и денег. И не думайте, что подрядчик сам, по своей инициативе признается, что не знает УПП или ЕРП – задайте вопрос напрямую.

Если подрядчик не знает ЕРП, то тут вроде и обсуждать нечего 😊. Понятно, что речь идёт об относительном, а не абсолютном знании – никто не ведает всея ЕРП. Но основную функциональность знать всё-таки неплохо бы. Иначе заказчику придётся оплачивать её изучение. Оно не будет звучать, как изучение – есть хорошие слова «анализ» и «моделирование», под которые всё можно завернуть. Ещё раз акцентирую внимание: какие-то вещи – узкие, тонкие, глубокие – любой подрядчик будет изучать за деньги заказчика в ходе выполнения проекта. Но чем обучения меньше, тем проект дешевле.

Но в нашем случае, в обсуждаемом контексте, важнее знание предыдущей системы – УПП. И очень желательно знание не поверхностное, а хорошее, с большим опытом и сопровождения, и эксплуатации. Идеальное сочетание компетенций – когда человек работал с УПП и инхаус (на заводе), и от компании-агрегатора. Инхаус даёт глубину понимания и связь с бизнесом. Агрегатор даёт ширину опыта – человек видел УПП в компаниях разного типа, что даёт понимание разных вариантов её использования.

При переезде из УПП в ЕРП такие люди (знающие УПП) сэкономят огромное количество времени и денег, т.к. поймут процессы и доработки заказчика даже без его объяснений. Зачастую даже лучше, чем пользователи заказчика, которые работают с 2-3 документами/отчётами, могут показать что делают, но не понимают, частью какого процесса их действия являются.

Понимаю, что людей с хорошим опытом работы в УПП на рынке всё меньше, но они есть. Найдёте – сильно сэкономите. Иначе придётся платить аналитикам и программистам за изучение УПП.

 

Дорожная карта

Я слышал, что в «обычных проектах» (не переездах) составление дорожной карты – отдельная услуга, стоимость которой измеряется в миллионах рублей. Для обычных проектов это, зачастую, оправдано – если путь предстоит длинный, неизведанный, с множеством подводных течений и крутых поворотов.

Но у нас – переезд. Он делается или так, или эдак - вот и вся дорожная карта. От переезда к переезду путь немного меняется, но настолько незначительно, что за составление и корректировку дорожной карты деньги там брать стыдно.

 

Обследование процессов

Оно нужно, но в очень небольшом объёме. Обычно достаточно 1-2 дней. Собственно, за него и деньги-то можно не брать с заказчика.

Напомню, мы же переезд делаем. Что именно надо перевезти из УПП в ЕРП – нам известно. Точнее, для составления «списка вещей» достаточно провести 1-2 встречи с тем, кто знает почти всё. Лучшие кандидаты – ИТ-директор, или местный программист 1С, или главный бухгалтер, или финансовый директор бывает хорошо погружён. Короче, тот, кто в курсе большинства процессов.

Чтобы была понятна разница с обычным обследованием, попробую объяснить. В обычном обследовании приходит аналитик от подрядчика, ему дают человека (например, из производства), и человек долго рассказывает аналитику, как у них протекает процесс со всеми составляющими, и как всё это отражается в системе. После чего аналитик ещё отдельно смотрит всё это в УПП (а если никогда не видел УПП – очень долго смотрит 😊). В обычном проекте всё это нужно посмотреть и узнать, т.к. цель – не перетащить учётный процесс из УПП в ЕРП, а автоматизировать живой процесс в ЕРП, не особо оглядываясь на то, как он жил в УПП. За эту работу аналитика надо заплатить – она довольно внушительная по времени.

В случае переезда мы видим, как протекает процесс, в самой УПП. Да, там не все детали видны – но на этапе обследования они и не нужны. Мы ведь перетаскиваем учётный процесс практически «как есть», т.к. он всех устраивает. С какими-то изменениями, понятно, но их будет не много.

Обследование чем-то похоже на оценку квартирного переезда – грузчики заходят в квартиру, смотрят, сколько вещей надо перетаскать, какие они по размеру/весу/сложности, есть ли рояль, большие зеркала и прочие негабариты, ну и т.д.

Если продолжать аналогию, то обследование в обычном проекте, выполняемому по концепту «внедрение» - это приглашение дизайнера в новую квартиру, чтобы он придумал ремонт, помог выбрать мебель, освещение и т.д. Всё новое, до последнего винтика.

Ну, вы поняли. У большинства процессов, документов, справочников, отчётов УПП есть аналоги в ЕРП. Список этих аналогов, и вариантов их использования, подрядчику известен. Перечень того, что плохо конвертируется при переходе – тоже (справочник Проекты, номенклатурные группы, счета в документах и т.д.).

Поэтому обследование процессов при переезде больше похоже на мэппинг (будь оно неладно, это слово) по известной таблице соответствия. Ну и некоторое количество творчества, обычно небольшое.

 

Не делайте нового

Ну, это понятно из концепта. Если у вас в УПП было только объёмно-календарное планирование продаж – в ЕРП его и запустите, не лезьте в цеховое планирование. Если у вас не было автоматизированного бюджетирования – пока и не будет. Не знали точно своих дефицитов – пока и не узнаете.

Точнее так: не делайте нового именно в рамках проекта. Иначе он перестанет быть переездом, и станет обычным внедрением. А значит – в разы дороже, дольше и нервнее.

Потом сделаете.

 

Обследование доработок

УПП крайне редко бывает без доработок. Если у заказчика такая – повезло, переезд обойдётся ещё дешевле. Но я буду рассматривать случай, когда доработки всё-таки имеются – в небольшом или среднем количестве. Понимаю, что оценки мои субъективны, но иначе вряд ли получится. Тут дело не только в количестве доработок, в смысле количестве строк кода, доработанных или добавленных объектов, но и в их структуре, сложности, изолированности. Бывает 10 строк кода, которые существенно меняют расчёт себестоимости, а бывает 5000 строк и 50 объектов, которые создают изолированный контур (вроде интеграции с СКУД), уже написаны на управляемых формах и перенести их в ЕРП – дело нескольких дней.

В среднем, по моему опыту, объём доработок всё-таки или небольшой, или средний. Из этого и буду исходить.

Так вот, обследование доработок в случае переезда – процесс несложный. Но, см. выше – нужен программист, который хорошо знает и УПП, и ЕРП. Он сравнит доработанную конфигурацию с типовой, увидит все доработки, по большей части из сам разберётся, зачем они нужны, что делают и есть ли у них аналог в ЕРП. А которые не поймёт – попросит объяснить.

Тут, правда, затык – очень часто у заказчика не находится людей, которые знают, когда и зачем была сделана доработка. Как ей пользоваться – знают. Зачем, почему – нет. И тут нам опять невероятно полезен опытный программист УПП – он поймёт назначение доработки с помощью реверс-инжиниринга.

По итогу программист составит перечень доработок, кратко изложит назначение каждой, есть ли типовой аналог в ЕРП (такое бывает), насколько сложно портировать доработку в ЕРП (бывает – легко, бывает – очень сложно и дорого). Далее все смотрят на этот список и принимают решения – что тащить с собой, что не стоит. Бывает такое – перенести доработку стоит дорого, а в УПП ей почти не пользовались. Чего на неё время и деньги тратить?

Что останется в списке – то попадает в состав работ проекта. Это надо будет доработать.

 

Отчеты и обработки

С отчётами и обработками какая обычно проблема в УПП: их дофигищща. За годы эксплуатации чего только не понаделали – и внешние печатные формы, и отчёты (непонятно кому нужные), бывает даже отдельный отчёт, который – просто вариант типового, и обработки заполнения.

Главная проблема всего этого – не понятно, что из этого используется, а что – нет. Если перед нами 10 объектов, выяснить можно и пешком – просто спросить. А если их 200 или 500? Можно, конечно, попробовать составить реестр, опросить пользователей, но… При запуске обязательно окажется, что перенесли то, что не нужно, и не перенесли то, что каждый день используется.

Так вот, я рекомендую простой технический приём – сделать следилку. Внешние отчёты и обработки вызываются из одного общего места, туда надо встроить сохранение информации о вызове и формировании – кто, когда и что выполнил или сформировал. Складывать данные в какой-нибудь регистр сведений. Это нужно всё быстренько сделать ещё на старте проекта, и оставить в покое на несколько месяцев.

Потом, ближе к запуску (месяца за 3, например), заглянуть – и реестр будет готов. Чем пользуются, кто, как часто. И всё, можно перетаскивать в ЕРП (искать аналоги, или адаптировать существующие отчёты и обработки).

Особенно это важно для печатных форм. Без отчётов и обработок люди пожить могут, а без оперативных бумажек – нет.

 

Не используйте ТЗ

Технические задания (ТЗ), частные технические задания (ЧТЗ), листы требований (ЛТ) и прочие подобные бумаги – штука полезная и нужная, но не в нашем случае. У ТЗ есть несколько назначений, но ключевое, именно в проектах – это фиксация договорённостей.

Если спросить заказчиков, что такое ТЗ и зачем оно нужно, то самый распространённый ответ – «это бумажка, которая нужна вам, программистам». Заказчики плохо понимают, что написано в ТЗ, потому что в момент, когда им надо это самое ТЗ подписывать, они ещё не видели новую систему. Ну или видели, но не работали в ней. Не знают, как там всё работает, и тем более – чего там не хватает, как это исправить, и поможет ли то, что написано в ТЗ, сделать систему лучше, а работу – проще.

И заказчик прав, говоря «ТЗ – это что-то для программистов». Точнее, это не для программистов, а для подрядчика, как юридического лица – это документ, на который потом можно ссылаться. Мы сделали то, что хотел заказчик – вот бумажка, всё написано-нарисовано, подпись стоит.

Второстепенное назначение ТЗ – передача информации от аналитика разработчику. Это мы тоже убираем в нашем случае – читайте ниже.

Итак, ТЗ – юридический документ, который страхует подрядчика. Заказчику пользы от документа – или никакой, или очень мало. А стоимость создания ТЗ на разработку вполне сравнима со стоимостью выполнения этой самой разработки. А иногда сделать ТЗ – дороже, чем саму разработку, т.к. в стоимость создания ТЗ включается не только его написание, но и предшествующий анализ (который делается именно «под ТЗ»), моделирование, рисование интерфейса и т.д.

Если переживаете, что без ТЗ кому-то из людей подрядчиков не будет понятно, что и как сделать – не переживайте, всё им понятно. А что будет не понятно – они всё равно спросят, независимо от наличия ТЗ.

Кстати, без ТЗ вопросов будет больше, они будут точнее и глубже – а нам это и нужно. Если есть хорошее ТЗ, понятное разработчику, он вообще вопросов не задаст – просто сделает то, что написано. А если написана была чушь?

И не забываем, что мы ведь переездом занимаемся, из одной системы в другую. Поэтому для большинства задач ТЗ будет одинаковое, по сути своей – «в старой системе была вот такая штука, нужен аналог в новой».

Собственно, на этом и приёмка строится. Заказчик сравнивает не с ТЗ, которого не понимает, а со старой системой, в которой проработал долго и плодотворно. Предваряя возражения подрядчиков о том, что «заказчик будет бесконечно менять требования» - не будет, см. ниже про отказ от фиксированной стоимости.

 

Отказ от фиксированной стоимости

Вопрос стоимости – скользкий и холиварный. Посему прошу сразу на меня не набрасываться – я лишь изложу одну из точек зрения, проверенную практикой. Предложенный подход годится не всем заказчикам и подрядчикам, не будет идеален для каждой ситуации. Но иногда он – само то.

Итак, наша цель – недорогой переезд.

Любая фиксация создаёт проблемы ближе к концу проекта. Упомянутое выше ТЗ – это фиксация требований. Я постарался достаточно подробно объяснить, к чему приводит фиксация. Неприятность её ещё и в том, что проблемы вылезают не сразу. В начале заказчик подписывает ТЗ, которого не понимает. Потом он даже принимает часть работ по этому ТЗ – всё или почти всё, что будет ему сдано до начала эксплуатации ЕРП. Потому что тоже не понимает – ему сдают работы на копии, на ограниченных тестовых данных. Заказчик говорит «ну, вроде то, что надо». А когда сам, своими руками, на живых данных, в реальных процессах начинает этим пользоваться – вот тут-то и вылезают реальные требования. Которые могут не совпадать с изначальными на 100 %.

А наша цель, напомню – недорогой переезд.

И что происходит дальше? Запуск системы или уже состоялся, или вот-вот случится. Времени на переделки уже нет. Денег (у подрядчика) – тоже. Подрядчик достаёт и показывает ТЗ. Специалисты заказчика гневно объясняют, как этим ТЗ воспользоваться. Идёт срач. Заканчивается он по-разному. Где-то заказчик подвинется, потому что ему надо запуститься. Где-то подрядчик поработает за свой счёт, т.к. ему важнее получить оставшиеся деньги. Иногда все встают в позу, начинаются остановки работ, угрозы, а то и разрыв отношений, суды и т.д.

А наша цель, напомню – недорогой переезд.

То же касается фиксации стоимости, вопросы взаимосвязаны. Наверное, где-то бывает так, чтобы ТЗ зафиксировали, а стоимость – нет, но достаточно редко 😊. Как только заказчик уломал подрядчика отойти от ТЗ и чего-то доделать (без изменения стоимости), как только лёд тронулся – всё, включился режим «получить как можно больше за уплоченные деньги».

Когда заказчик знает стоимость заранее, он мысленно эти деньги уже отдал, или потерял. И хочет получить за них максимум, а не какое-то компромиссное решение. Это совершенно нормальное поведение, скорее даже бессознательное – и оттого не особо управляемое.

А наша цель, напомню – недорогой переезд.

Всегда ли так происходит? Ну вот срач, разборки, угрозы и т.д.? Нет. Почему? Потому что опытные подрядчики нашли выход – закладывать риски в оценки. Если мы совершенно точно знаем, что заказчик будет требовать больше, чем написано в ТЗ, что он будет настаивать на неизменности фиксированной стоимости, и даже знаем (по статистике), сколько там этих доп. требований и доп. задач будет, то почему бы… Ну, сами знаете. Почему бы не умножить оценку на 2, 4 или 10 в самом начале – и назвать заказчику уже умноженную.

А наша цель, напомню – недорогой переезд.

Вот такая простая математика. Никто не хочет работать в минус, за свой счёт и т.д. Мало кто может в кризисной ситуации долго сраться с заказчиком. Редко помогают «грамотно составленные договоры и ТЗ». Поэтому оптимальный способ – перезаложиться.

А наша цель, напомню – недорогой переезд. Надоела красная нить этой главы? :) Ну а я что сделаю – не хотел, чтобы мысль ускользала, ведь вы точно не согласны минимум с половиной того, что я написал.

Так вот, если мы хотим сэкономить, нам нужно избежать перезакладки. Стоимость не должна быть умножена на 2, 4 или 10. Наиболее разумный способ – не фиксировать ТЗ и стоимость. Увы и ах.

Если стоимость не фиксировать, то у заказчика будет срабатывать естественное ограничение: любое новое требование, любая новая задача – дополнительные деньги. Со стороны подрядчика никаких препятствий не будет – чего ж не поработать за новые деньги.

Понимаю, это дополнительная ответственность и, чего уж там – геморрой для заказчика. Но, как ни парадоксально, при таком подходе заказчик заплатит меньше, а результат получит быстрее и более качественный.

А наша цель, напомню – недорогой переезд.

Помните же, что такое «качество»? Это степень соответствия требованиям потребителя. Если платишь отдельно за каждое своё требование, то невольно будешь этими самыми своими требованиями более качественно управлять. И окажется, что многие хотелки тебе вовсе и не нужны.

Возникает резонный вопрос – а как контролировать баланс выплаченных денег и выполненных работ? А то ведь в голове заказчика, после прочтения этой главы, мысль: платишь-платишь, платишь-платишь, а за что, а когда оно закончится, а сколько ещё платить?

 

Определение бюджета

Сначала про общий бюджет. В прошлой главе вам, наверное, показалось, что его нет. Но он есть, и известен в самом начале проекта. Только определяется немного не так, как обычно.

В случае переезда объём и сложность работы известны намного точнее, чем при обычном внедрении – 3 тысячи слов выше должны были об этом рассказать. Известны все процессы, которые надо воспроизвести. Понятно, как примерно они должны работать. Есть, с чем сравнить и сверить. Все доработки сведены в реестр, их назначение всем понятно. Короче, известно почти всё и заранее.

В обычном внедрении – очень много неизвестного и непонятного. Выстраиваются новые процессы, которые раньше никто не видел – не известно даже, будут ли они работать. Внедряются новые подсистемы и механизмы, которых в старых системах не было – никто не знает даже того, как они вообще должны работать и выглядеть. А какие цифры должна выдавать новая система – понятно весьма и весьма приблизительно. Да, у этого проекта тоже есть бюджет, известный заранее. Точнее, названный заранее – как ставка в казино. Понятно ведь, что нельзя с какой-то разумной точностью оценить то, чего никто не видел, не понимает, а когда увидит – не будет знать, как проверить.

Теперь, наверное, понятно, в чём разница бюджетов по их качеству. В переезде бюджет – сухой, поджарый, почти без жировых прослоек. Потому что объём и сложность работ – понятны. Во внедрении бюджет – как рюкзак ребёнка, которого родители впервые в жизни отправляют в поход с ночёвкой. Хорошо, если рюкзак всего один 😊.

Итак, бюджет при переезде известен заранее. Но, при этом, оплату я рекомендую делать по факту. Противоречие? Нет.

Бюджет вычисляется по статистике других, похожих проектов. Как у грузчиков – они уже таскали рояль с 8-го этажа старой квартиры на 10-й в новой. Да, им не трудно прикинуть, сколько будет стоить такая же операция с другими номерами этажей. Метод оценки таких проектов мы называем методом отклонений.

Метод отклонений очень прост (но нужен багаж выполненных переездов за плечами – опыт грузчика :)). Смотришь на УПП, которую надо «переехать» - на учёт, процессы, доработки, доп. отчёты и обработки, количество пользователей, наличие среди них лидера, вовлечённость ключевых людей в проект – и считаешь два списка: обычное и отклонения.

Всё, что «как у всех» - это обычное. Всё, что не как у всех – отклонения. Например, справочники номенклатуры и контрагентов – обычное. 500 000 номенклатур – отклонение. Учёт НДС – обычное. Ставка НДС 0% - отклонение. Зарплата без сдельных начислений – обычное. Сдельные начисления, привязанные к документам УПП – отклонения. Закрытие 20 счета ежемесячно в ноль – обычное. Длинное НЗП – отклонения. И т.д.

Список этих отклонений примерно известен – хотя, у каждого подрядчика он свой. Чем больше отклонений, тем дороже проект, потому что с отклонениями возиться дольше и сложнее. Что-то сложно само по себе, что-то – конкретно в ЕРП, с чем-то возникают проблемы при переносе данных.

Собственно, вот так и составляется бюджет. Берём составленные списки – обычное, отклонения, реестр доработок, используемые доп. отчёты и обработки – и ищем в прошлом опыте максимально похожий проект. Какие-то отличия всё равно будут – их оцениваем отдельно. Всё.

Ну и понятно – чем больше проектов за плечами, тем точнее оценка. Могу ошибаться, давно в институте учился – это же регрессионный анализ? Когда есть математическая модель, мы ей скармливаем значения предикторов (отклонения, например), она вычисляет результат, мы её потом корректируем (давая новые примеры, или уточнённые старые).

Или это про ИИ?

 

Контроль бюджета

Теперь, наверное, понятно, как контролировать бюджет. У вас есть достаточно чёткий список всего, что надо сделать. Есть бюджет – сколько примерно весь этот список будет стоить. Есть прогресс выполнения задач – вы же их можете смотреть, проверять, принимать (в разрезе процессов, документов, отчётов, остатков и т.д.). И главное – вам есть с чем сравнить (старая УПП). Поэтому ваша оценка «да, сойдёт» будет намного точнее, чем при внедрении (когда вы сравниваете с ТЗ).

Ну вот, перед вами будет два прогресс-бара, или burndown chart (если скрамом увлекаетесь): прогресс решения задач и прогресс расхода денег.

На практике, правда, заказчик обычно таким контролем не заморачивается. Не знаю, почему.

 

Сопровождение до и после

Так, пора бы остановиться… Ладно, последняя короткая глава.

Стоимость проекта может быть ещё ниже, если был опыт совместной работы по сопровождению старой УПП с этим же подрядчиком. Точнее – с этими же людьми. Если программисты сопровождали УПП несколько лет, то они уже знают процессы, людей, узкие и проблемные места, где какой бардак с остатками, какие разделы учёта хромают или не используются.

Раньше, когда до прекращения поддержки УПП оставалось несколько лет, я много говорил и писал про этот фактор, но сейчас от него проку уже мало – остался один год. Если кто-то сейчас кинется искать подрядчика, то уже не на сопровождение, а на проект.

И второй фактор, связанный – будет ли этот же подрядчик вас сопровождать после проекта. Точнее, будут ли сопровождать эти же самые люди (передача клиента после проекта на сопровождение в другой отдел той же компании – всё равно, что смена подрядчика).

Если будут, то проект пройдёт лучше. Кто не собирается с вами работать после проекта, осознанно или неосознанно будет стремиться не к результату, а к подписанию акта. Это нормально, таков проектный бизнес – надо заканчивать одни проекты и быстрее начинать другие. К сожалению, иногда это приводит к снижению качества работ, особенно в финале проекта.

Ну а кто собирается с вами работать и после проекта, будет автоматизировать, как для себя. Ему ж потом всё это сопровождать. И обратную связь ему же слушать («понавнедряли нам тут»).

См. также

Внедрение изменений Бесплатно (free)

Рассказываем о переходе филиала международного цементного холдинга с SAP на 1С – проекте, который превысил бюджет втрое и стал учебником типичных ошибок цифровой трансформации. Отсутствие опыта, архитектурные и управленческие просчеты, внутренние интриги и конфликты интересов между CIO, CFO и CDTO превратили амбициозную программу локализации в затяжной кризис. Разберем, почему проект, несмотря на успешный carve out и праздничные речи, оставил пользователей недовольными, и какие выводы можно сделать, чтобы не повторять этот сценарий.

03.04.2026    282    0    Dmitriy_Kolesnikov    9    

3

Внедрение изменений Бесплатно (free)

Как поставить на поток проекты внедрения ERP и перестать «изобретать велосипед»? Рассказываем, как команда выстроила собственную методологию на платформе 1С, полностью отказавшись от Word, Excel и внешних инструментов. Объясняем, как с помощью конфигурации ERP-Tools можно стандартизировать работу аналитиков, формализовать 10 000 артефактов типового ERP-проекта, ускорить согласования и передавать заказчику полноценную wiki-систему для развития.

31.03.2026    272    0    DenisErmolaev    2    

1

Внедрение изменений Бесплатно (free)

ИИ в 1С полезен не тогда, когда просто ускоряет подготовку доработок, а тогда, когда помогает до старта увидеть реальные зависимости, масштаб вмешательства и цену ошибки. В статье разбираю, как использовать его в управлении изменениями, чтобы отличать локальную правку от изменения, которое затронет проведение, интеграции, проверки и работу пользователей после релиза.

31.03.2026    498    0    IgorVasilyev    32    

8

Внедрение изменений Транспорт, автопарки, такси Россия Управленческий учет Бесплатно (free)

В статье разбираю, что начинает вскрываться в транспортной компании уже на первом этапе подготовки к ЭТРН: недостоверное оформление ТН, ошибки в ролях участников, провалы в НСИ, сопротивление сотрудников и разрыв между бумажной и электронной логикой работы. Материал написан по итогам первых проектов в мультимодальных, насыпных и наливных перевозках и может быть полезен руководителям проектов, аналитикам, ИТ-специалистам, логистам и собственникам транспортного бизнеса.

31.03.2026    478    0    apatyukov    6    

4

Внедрение изменений Бизнес-аналитик Руководитель проекта 1С:Предприятие 8 1С:ERP Управление предприятием 2 Россия Бесплатно (free)

После внедрения ERP компания ожидает скачка в управляемости. Система запущена, подрядчики ушли, команда работает — но ощущение контроля над бизнесом не усиливается. Отчёты дорабатываются, задачи выполняются, регламенты усложняются, а предсказуемости больше не становится. В статье разбирается, почему автоматизация сама по себе не создаёт управляемость, как реактивная приоритизация и технический долг снижают скорость изменений, и какую роль в этом этапе должен сыграть Head of IS — уже не как руководитель внедрения, а как архитектор системной модели развития.

18.02.2026    1838    0    IgorVasilyev    34    

22

Внедрение изменений 1С:Предприятие 8 1С:Управление производственным предприятием 1С:ERP Управление предприятием 2 Россия Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет Бесплатно (free)

С конца 2026 года фирма 1С прекращает поддержку 1С:УПП. Для компаний это означает отсутствие обновлений программы, невозможность корректной сдачи отчётности и дальнейшего развития системы. Всё это приведет к существенным финансовым и юридическим рискам. Поэтому многие предприятия задумались о переходе на 1С:ERP. В статье рассмотрим, почему внедрение 1С:ERP становится необходимостью и какими путями его лучше реализовать.

11.02.2026    906    0    user2189820    2    

1

Коммуникации Внедрение изменений Россия Бесплатно (free)

В условиях роста сложности ИТ-проектов и давления на бюджеты компании всё чаще сталкиваются с последствиями смены команд в процессе внедрения: потерей знаний, ростом технического долга и срывами сроков. Особенно остро эта проблема проявляется в проектах на платформе 1С, где система становится частью управленческого и финансового контура бизнеса. В статье разбираем, почему постоянная команда внедрения становится ключевым фактором успеха проектов в 2026 году, какие риски она снижает и как влияет на совокупную стоимость внедрения.

20.01.2026    699    0    Adapta    3    

3
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. DmitryKlimushkin 174 16.03.26 17:43 Сейчас в теме
Самый дешевый переход с УПП на ЕРП:
1. Отформатировать диски с УПП
2. Счет на покупку ЕРП сжечь в курилке.
2. Богатырев Артур 135 17.03.26 07:29 Сейчас в теме
Многабукф.
Автор предлагает на мой взгляд:
1. Ограничить проект функционально (по объему работ)
2. Через это уточнить и уменьшить бюджет
3. Все остальное (работы и бабки) - потом.

Название не помню, но есть похожая методика проектирования.
3. IgorVasilyev 89 17.03.26 10:06 Сейчас в теме
На мой взгляд, описанный подход выглядит как достаточно слабо управляемый процесс. В статье это подаётся как способ удешевить переход, но при отсутствии базовых артефактов проекта управление во многом переносится с системы на людей, а это уже более нестабильная опора.
Если нет внятно зафиксированных границ объёма, состава переноса, критериев готовности и понятных правил работы с изменениями, то проект начинает держаться прежде всего на экспертизе конкретных специалистов, на добросовестности подрядчика в финансовом и ресурсном плане, а также на умеренности заказчика в своих желаниях по ходу переноса с УПП на ERP. Все эти факторы важны, но они слишком зависят от конкретных людей и конкретной ситуации, чтобы считать их надёжным механизмом управления проектом.
Поэтому хотелось бы, чтобы вы чуть подробнее раскрыли, чем в такой модели на практике заменяются основные проектные артефакты. Иначе возникает ощущение, что экономия достигается не столько за счёт упрощения подхода, сколько за счёт переноса части управленческих рисков в зону личной зрелости и договороспособности участников проекта.
4. 1c-intelligence 13119 17.03.26 10:36 Сейчас в теме
(3) да, вы правильно увидели опорные точки подхода - это эксперты, адекватность заказчика и одинаковое понимание концепта обеими сторонами.

В любом таком проекте некоторые представители заказчика регулярно забывают, что им делают дешёвый переезд, и начинают мыслить и вести себя, как в обычном проекте. В такие моменты надо останавливаться и ещё раз объяснять, что мы работаем вот так-то, это сильно дешевле, и отступать от принципов нельзя. Точнее, можно, но концепт сразу меняется, и вслед за ним - стоимость и т.д.

Тавтология, но у невысокой цены перехода есть цена - соблюдение концепта.

Да, это плохо отторгаемая и воспроизводимая схема работа, оттого и не очень надёжная (если размышлять о ней, как об абстрактной и отторгаемой). Но она рабочая.
5. IgorVasilyev 89 17.03.26 11:51 Сейчас в теме
(4) Спасибо, это как раз многое проясняет. Тогда особенно интересно было бы увидеть не только сам концепт, но и его “минимальный контур управления”: какие правила, роли, договорённости и точки контроля обязательно должны быть в проекте, чтобы дешёвый переезд не превратился в слабо управляемый процесс. Потому что сама идея понятна, а вот механизм её устойчивого воспроизведения в разных командах хотелось бы раскрыть чуть подробнее.
dabu-dabu; zif74; hercules; +3 Ответить
6. 1c-intelligence 13119 17.03.26 12:34 Сейчас в теме
(5) это, наверное, тема для отдельной статьи.
Надо подумать, сформулировать.
Motor24; zif74; IgorVasilyev; +3 Ответить
7. apatyukov 963 17.03.26 12:49 Сейчас в теме
(6) Хм... Примерно таким образом все переезды с ПУБ на УПП делал. Но вот чего то в ерп пока не хочу.
10. 1c-intelligence 13119 17.03.26 15:44 Сейчас в теме
(7) пока не хочешь, поезд уедет :)
8. IgorVasilyev 89 17.03.26 12:56 Сейчас в теме
(6) Да, мне кажется, это действительно тема для отдельной статьи, и она могла бы получиться не менее полезной, чем исходная. Особенно если раскрыть уже не сам концепт дешёвого переезда, а минимальный контур управления таким проектом: какие правила должны быть зафиксированы, какие артефакты всё же нельзя убирать совсем, кто именно со стороны заказчика и подрядчика удерживает рамку проекта, как отсекать попытки превратить переезд во внедрение и по каким сигналам видно, что концепт уже начал разрушаться. Ещё был бы очень полезен разбор стоп-факторов, при которых такой подход лучше не применять, и практических признаков, что проект уже выходит из режима «дешёвого переезда» и требует другой модели управления.
21. Zheleznova 25.03.26 08:42 Сейчас в теме
(19)
(4) Добрый день! Ещё пару комментариев оставлю, уж больно близкую мне тему, вы подняли ))

Согласна, что «..опорные точки - это эксперты..». Ведь даже самый управляемый проект может рухнуть, или «не поехать», из-за человеческого фактора. Много таких примеров собрала при изучении вопроса, поэтому уделяла ему особое внимание.
И при составлении плана «переезда» отдельной статьей обозначила виды и сроки работы с пользователями системы и отдельный бюджет на премирование активных (неравнодушных) сотрудников. Также, с каждым представителем подрядчика встречалась и общалась, чтобы понять слышим ли мы другу друга. В результате, пришлось заменять одного из их специалиста.

В целом, считаю, что заказчик при заключении договора на внедрение (переезд) должен понимать и быть готовым самостоятельно очень много работать в этом направлении, тогда будет хороший результат.
CheBurator; 1c-intelligence; +2 Ответить
23. CheBurator 3234 03.04.26 20:40 Сейчас в теме
(21) как я обычно говорю Заказчику (значимых проектов у меня раз-два и обчелся, но это и для мелких "проектов" годится): "Это ваш бизнес. Сделать его лучшим/хорошим/эффективным - это ваша задача, не моя. Моя задача з всячески вам помочь в этом, но не делать вместо вас". К сожалению очень много заказчиков это не понимают/не воспринимают...
Zheleznova; +1 Ответить
9. Andrekaa 17.03.26 14:33 Сейчас в теме
"Он делается или так, или эдак - вот и вся дорожная карта. " - не соглашусь, иначе краев не видно )
11. lada2011 19.03.26 09:54 Сейчас в теме
Проблема 1 и главная. Ответ директора на предложение по внедрению ЕРП - приведите примеры успешного внедрения ЕРП, я обзвонил многих директоров - ответ один - отрицательный. Так что первая задача внедренцев - убедить руководство, что все будет хорошо.
Проблема 2; после окончания поддержки УПП - сдача регламентной отчетности, декларации НДС, прибыль и тд. Все остальное в УПП будет работать десятилетиями, пока программисты , знающие упп, не уйдут на пенсию. Основная задача на ближайшую пятилетку - доработка форм регламентированной отчетности в УПП.
Зарплату считаем в ЗУП и отчетность формируем в зуп , в упп нужно всего два документа; отражение зп в рег. учете и ведомости на выплату.
12. ILM 241 22.03.26 10:01 Сейчас в теме
Проблемы в ЕРП тоже есть, очень много недоработанного кода, понятная/нпонятная логика работы системы. А та что совсем понятна не всех устраивает. Мы получили, то что хотели - гибкую систему, но с ограниченной гибкостью. Напирмер, если есть три степени свободы, не на 360 градусов каждая, а на 120 градусов. Вроде можно работать, но каждый лишний поворот, это разворот всей системы. Вот к чему есть претензии в ЕРП: это производство, планирование, учет ТМЦ и затрат.
К закупкам, продажам и регучету (БУ+НУ) вопросов гораздо меньше. Добавлю, всё что декларирует фирма 1С, нужно сразу делить на два или на три. Написано отчетность есть, но заполнения её нет, и т.д. и т.п.
Motor24; A1WEB; +2 Ответить
13. roman72 403 23.03.26 10:31 Сейчас в теме
Не бывает недорогих переходов из УПП в ЕРП, не вводите людей в заблуждение.
Самый простой и надёжный как штык переход - это выбрасывание УПП одномоментно и развёртка с нуля ЕРП на новом сервере.
И то он не будет недорогим:
- в ЕРП другие принципы работы с НСИ. в частности, с номенклатурой
- производство без тщательно расписанной системы НСИ и спецификаций не заработает
- ЕРП вообще не будет ЕРП, если вы в ней не работаете с планированием
- под ЕРП придётся перестраивать бизнес-процессы и подходы к работе у живых людей
- под ЕРП с хорошей нагрузкой придётся сервак новый купить и много чего из ИТ-оборудования сети обновить и системы мониторинга нагрузки реализовать
- ЕРП без Документооборота - деньги на ветер
- и т.д. и т.п.
DmitryKlimushkin; smit1c; Motor24; A1WEB; +4 Ответить
14. VicCva 4 24.03.26 08:38 Сейчас в теме
Правильно по сути, именно проект "переезд" нужен сейчас большинству предприятий.

Мой опыт внедрения ERP показал, что проекты внедрения нового функционала и проекты переезда совмещать не желательно, это сложно и трудоемко. Хотя руководство всегда хочет повышения эффективности и улучшений при минимальных затратах.

Статью критикуют подрядчики, т.к. у них свои цели внедрения ERP и внутренние проблемы связанные с низкими квалификациями персонала, который нужно учить и "кормить" за счет Заказчика.

Отличная статья, очень много вопросов с которыми я полностью согласен!
15. Zheleznova 24.03.26 12:16 Сейчас в теме
Добрый день!

Очень похожий переход был у нас, сейчас в стадии послепроектной поддержки и доработки текущих вопросов. Если кому интересно, вот как это было, глазами заказчика так сказать.

Дано: группа компаний («малыши»), общая численность 120 человек (30 пользователей 1С), выручка до 500млн., до 8000 SKU, производство до 5ти переделов, давальческая переработка, импорт/экспорт, грузоперевозки, аренда, опт + розница, межфирменные отношения, бух.учет + налоговый + управленка + автоматизация всех основных бизнес-процессов. Всё это сидело на «допиленной» 1С:КА1.1 до 2019г., а после снятия с поддержки там и осталось, только прикупили ЗУП. Нас всё устраивало 5ть последующих лет, но мы понимали, что это не навсегда, и в конце 2023г. задумались о «переезде».
«Куда?» Поизучав вопрос пару месяцев, поняли, что нам не хватает знаний для принятия решений. Составили 2х-годичный план по переходу и я пошла на курсы по профпереподготовке в УЦ№1. Пока 10 месяцев изучала ЕРП (который нам все в один голос советовали), реализовали первый этап – подбор и покупка железа, установка и настройка + переезд на новый сервер старой базы 1С:КА1.1 и пр. В процессе обучения пообщавшись с программистами, аналитиками, представителями заказчиков – пришло решение, что мы пока не доросли до ЕРП и переезжаем на КА2.5, с которой легче переехать на ЕРП (при необходимости). Ну и потому, что собранная статистика показала – мало кто «доехал» до адекватного применения ЕРП, а многие завалили проект, оставшись без ЕРП и без много-много денег. Были и другие причины.
Дальше постараюсь покороче. Второй год. Выбор франча, рассматривали самых знаменитых (получили интересный опыт..), а остановились на тех, кто «пилил» нашу первую КА1.1)) В начале 2025г. провели обследование, согласовали плановое КП (блоки, этапы, сроки, кол-во часов) + закрепили часовую ставку + определили вилку бюджета.

Результат и выводы. С 01.01.2026г. бизнес «переехал» на КА2.5, без срывов производства, с автоматизацией основных бизнес-процессов, с минимальными доработками. Стоимость вышла немного дешевле от КП, хотя задачи удешевления не стояло, но и переплачивать не хотели. Контроль – на каждом этапе. Кстати, мы немного отклонялись от КП, т.к. в процессе видели лучшее решение или при тестировании обнаруживали, что что-то забыли (изменилось), но в целом его придерживались. Да, проект длился два года, но мы не торопились и получили от этого свои плюсы, но были и небольшие минусы. Очень верное решение - пойти учится, так гораздо проще было взаимодействовать с подрядчиками, оценивать их работу (объем и качество), понимать типовой функционал и его возможности, принимать решения о доработках.

Извините за много текста, старалась ужаться, но и не потерять смысл. С уважением, финдир.
DmitryKlimushkin; +1 Ответить
16. 1c-intelligence 13119 24.03.26 12:30 Сейчас в теме
(15) Спасибо за развёрнутый рассказ. Рад, что у вас всё получилось.
Кроме вашего личного обучения, у вас, видимо, сработал кейс из статьи - внедряйтесь с теми, кто вас сопровождал и знает, что у вас как. Со знакомыми обычно лучше получается, т.к. они уже когда-то потратили время на обследование, изучение и проектирование - не нужно оплачивать это время заново.
17. Zheleznova 24.03.26 13:20 Сейчас в теме
(16)
Вы знаете, не совсем так.

Программист, который дорабатывал КА1.1, перевёлся от франчей, на момент переезда на КА2.5. И хотя с основным их специалистом мы много лет сотрудничаем, решили всё равно делать обследование (выше указывала).
Зачем? Чтобы описать как есть и как хотим (на данный момент), наложить на типовой функционал, обозначить разрывы и принимать решение, что проще (дешевле) - менять бизнес-процессы предприятия или же писать расширения. Потом на основании обследования оформить предварительное КП и посчитать бюджет.
Кстати в КА2.5 многие моменты уже были реализованы, тогда как в старой нам приходилось это дорабатывать.

Мы честно рассматривали других подрядчиков, но мы оказались для них маленькими и не интересными. К нам подходили очень формально и постоянно склоняли к ЕРП и большим деньгам.
18. 1c-intelligence 13119 24.03.26 15:17 Сейчас в теме
(17) Понятно, значит некий баланс старого и нового у вас получился.
Что-то переехало из КА1 (в методическом плане), что-то сразу с прицелом на КА2 делали.
19. DmitryKlimushkin 174 24.03.26 19:33 Сейчас в теме
(15) Пока у нас есть такие ФинДиры - не всё ещё потеряно! Это я без всякого стёба, вполне с уважением. Сам-то я считаю, что в лоне 1С не родилось чего-то разумнее и понятнее 1С БП. Мне понравилось, что в несмотря на разогретый ажиотаж Вы смогли здраво и с холодной головой понять, что не надо так далеко заходить в непредсказуемое.
Я очень одобряю.
20. Zheleznova 25.03.26 08:23 Сейчас в теме
(19) Добрый день! Благодарю за поддержку! Стараюсь придерживаться принципа – «Чем проще, тем лучше».
22. DmitryKlimushkin 174 25.03.26 10:46 Сейчас в теме
(20) Есть принцип гораздо надёжнее и вернее)
С чего начинается любой бизнес? Что вообще называется бизнесом? Со времен первых князей (Рюриковичей?) ничего не поменялось. Шустрые проворные людишки, обуреваемые жаждой стяжательства и наживы, приходили к князю, касались своей шапкой пола у ног князя и произносили ритуальную импринтинговую фразу, смысл которой таков "Хочу торговать (производить) в пределах твоих (в юрисдикции). Прошу защиты имущества и живота, а при необхоимости, справедливого княжеского суда. ЗА это обязуюсь жить по слову твоему (в смысле, по закону)". Именно в этот момент присяги "слову князя" бизнес получал право называться бизнесом. Этот обряд действует поныне, имея вид регистрации Устава в ФНС. Фактом регистрации барыги, стяжатели и прочие ненасытные, принимают присягу в соблюдении устоев, указов, законов и прочих уложений этих пределов (юрисдикции). А что сейчас происходит через миг после регистрации? Бизнес начинает жить какими-то своими "бизнес-процессами", круглое носят, а квадратное - катают, надевают штаны исключительно через голову, а левое ухо пытаются почесать правой ногой. И под это постоянно ищут какие-то уникальные программы, которые потом еще целую пятилетку "допиливают под специфику". Так-то, садо-мазо это тоже разновидность любви, но далеко в ту сторону ходить не надо)
Единственный способ определения пригодности программы, это, прежде всего, выяснение базовой методологии, на которой создавался алгоритм всего этого кода. Если про Бухгалтерию Предприятия можно сказать, что она создана на базе РСБУ (ФСБУ), Налогового Кодекса и ФЗ-402, то, соответственно, хочется знать - на базе чего работает, ну... Ваша "Кашка", к примеру (хотя к ней гораздо меньше вопросов, чем к ЕРП). Вот это и есть мерило и способ выбора ПО для учета. Вам же никогда не придёт в голову "допиливать" калькулятор? Вас устраивает методология, заложенная в нём?) Вы его купили и сразу верите всем цифрам, возникающим на экране. А почему? Потому, что вы договорились "на входе" - по какой методологии должен работать этот гаджет, в нём ведь тоже есть программа.
С учётными программами абсолютно та же методика.
И это действительно, будет проще...
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация