IE2017

Дополнительные расходы при расчете себестоимости товаров по методу ФИФО (взвешенная оценка)

Управление - Практика учета

Что же такого оно там "взвешивает" в УТ/ERP2?

В ERP поле Стоимость (регл.) регистра накопления Себестоимость товаров попадает в проводку списания товара то есть, к примеру, Кт41. Почему Стоимость (упр.)Доп.расходы не совпадает со Стоимость (регл.) для метода расчета себестоимости товаров ФИФО (взвешенная оценка)?

Рассматриваемые релизы ERP 2.2.2.208, УТ 11.3.2.207, расчет себестоимости товаров в обеих конфигурациях совпадает (в УТ нет выпуска продукции), партионный учет версии 2.1 (Константы.ПартионныйУчетВерсии22 = Ложь).

Рассмотрим простейший товарооборот и расчет себестоимости товара по методу ФИФО (взвешенная оценка), участвующие документы: Поступление товаров и услуг (ПТиУ), Поступление услуг и прочих активов (ПУиПА), Реализация товаров и услуг (РТиУ). То есть приходуем товар, распределяем на документ поступления некие доп. расходы, скажем, услуги по доставке и списываем путём реализации. Начального остатка у товара нет. Под "товаром" подразумевается Аналитика учета номенклатуры. Понятно, что это не единственный разрез расчета себестоимости, но остальные для рассматриваемого примера не требуются.

Движения в регистре накопления Партии товаров организаций:

Регистратор Дата Количество Стоимость без НДС (упр.) Стоимость без НДС (регл.) Партия
ПТиУ 000001 11.01.2017 10,000 150,00 150,00
ПТиУ 000002 14.01.2017 10,000 130,00 130,00
РТиУ 000001 14.01.2017 -1,000 -15,00 -15,00 ПТиУ 000001
остатки на конец месяца 01.2017 19,000 265,00 265,00
ПТиУ 000003 01.02.2017 10,000 160,00 160,00
ПТиУ 000004 05.02.2017 10,000 140,00 140,00
РТиУ 000002 07.02.2017 -1,000 -15,00 -15,00 ПТиУ 000001
РТиУ 000003 08.02.2017 -8,000 -120,00 -120,00 ПТиУ 000001
РТиУ 000003 08.02.2017 -2,000 -26,00 -26,00 ПТиУ 000002
РТиУ 000004 09.02.2017 -8,000 -104,00 -104,00 ПТиУ 000002
РТиУ 000004 09.02.2017 -2,000 -32,00 -32,00 ПТиУ 000003
остатки на конец месяца 02.2017 18,000 268,00 268,00

Движения в регистре накопления Партии расходов на себестоимость товаров

Регистратор Период Стоимость без НДС Стоимость регл Количество Партия
ПУиПА 000001 13.01.2017 50,00 50,00 10,000 ПТиУ 000001
РТиУ 000001 14.01.2017 -5,00 -5,00 -1,000 ПТиУ 000001
Остаток на конец месяца 01.2017 45,00 45,00 9,000
ПУиПА 000002 03.02.2017 60,00 60,00 10,000 ПТиУ 000003
ПУиПА 000003 06.02.2017 45,00 45,00 10,000 ПТиУ 000004
РТиУ 000002 07.02.2017 -5,00 -5,00 -1,000 ПТиУ 000001
РТиУ 000003 08.02.2017 -40,00 -40,00 -8,000 ПТиУ 000001
РТиУ 000004 09.02.2017 -12,00 -12,00 -2,000 ПТиУ 000003
Остаток на конец месяца 02.2017 93,00 93,00 18,000

Движения в регистре накопления Себестоимость товаров, вместе с данными регистра партий товаров и партий доп. расходов в колонках (упр.)

Регистратор Период Количество Стоимость без НДС (упр.) Стоимость без НДС

Доп. расходы без НДС (упр.)

Доп. расходы без НДС Стоимость (регл.)
ПТиУ 000001 11.01.2017 10,000 150,00 150,00 0 150,00
ПУиПА 000001 (ПТиУ 000001) 13.01.2017 0 0 50,00 50,00 50,00
ПТиУ 000002 14.01.2017 10,000 130,00 130,00 0 130,00
РТиУ 000001 14.01.2017 -1,000 -15,00 -15,00 -5,00 -2,50 -17,50
Остаток на конец месяца 01.2017 19,000 265,00 265,00 45,00 47,50 312,50
ПТиУ 000003 01.02.2017 10,000 160,00 160,00 0 160,00
ПУиПА 000002 (ПТиУ 000003) 03.02.2017 0 0 60,00 60,00 60,00
ПТиУ 000004 05.02.2017 10,000 140,00 140,00 0 140,00
ПУиПА 000003 (ПТиУ 000004) 06.02.2017 0 0 45,00 45,00 45,00
РТиУ 000002 07.02.2017 -1,000 -15,00 -14,14 -5,00 -3,91 -19,10
РТиУ 000003 08.02.2017 -10,000 -146,00 -141,43 -40,00 -39,10 -190,97
РТиУ 000004 09.02.2017 -10,000 -136,00 -141,43 -12,00 -39,10 -190,97
Остаток на конец месяца 02.2017 18,000 268,00 268,00 93,00 70,39 316,46

В первом месяце, по причине отсутствия начального остатка, разницы между управленческим и регламентированным расчетом себестоимости нет. Стоит обратить внимание, что доп. расходы при расчете себестоимости распределились на оба поступления, хотя доп. расходы были распределены только на первое. Имеем по партионному учету списание доп. расходов на 5 руб, а в себестоимости 2,50

Рассмотрим расчет с учётом входящего остатка, во втором месяце. Cебестоимость единицы товара по управленческому учету рассчитывается по известной формуле: необходимо сложить стоимости списанных партий и разделить на общее количество списаний (здесь и далее подразумевается, что поступления и списания происходят в течении рассматриваемого месяца). Входящий остаток рассматривается как одна партия. То есть, (15 + 146 + 136) / (1 + 10 + 10) ~ 14,14 Все единицы товара списываются по этой цене. Откуда взялись 15, 146 и 136, см. движения регистра Партии товаров организаций, надо сложить стоимости списания по регистраторам.

Входящий остаток составляет 19 единиц. Если бы в течение второго месяца было списано меньшее или равное количество, то себестоимость единицы составила бы 265 / 19 ~ 13,95 (входящий остаток - одна партия для расчета себестоимости).

Стоимость списания доп. расходов на единицу товара по управленческому учету представляет собой сумму остатка и всех поступлений доп. расходов, делённое на сумму количества остатка и количества поступлений товара. То есть, (47,50 + 60 + 45) / (19 + 10 + 10) ~ 3.91

Стоимость (регл.) рассчитывается из двух частей: собственно, часть себестоимости по регламентированному учету и доп. расходы. Часть себестоимости товара рассчитывается как сумма входящего остатка Себестоимость (регл.) и поступлений по партиям минус стоимость остатка по партиям, деленное на общее количество списания. То есть (312,50 + 160 + 140 - 268) / (1 + 10 + 10) ~ 16,405 Доп. расходы для расчета Стоимость (регл.) составляют сумма поступлений доп. расходов, делённое на сумму количества остатка и общего количества поступлений - то есть без входящего остатка по доп. расходам, он уже содержится во входящем остатке регл. стоимости. То есть, (60 + 45) / (19 + 10 + 10) ~ 2.692 Вместе эти два числа и составляют себестоимость списания единицы товара по регламентированному учету: 16.405 + 2.692 ~ 19,10

Способ расчета суммы списания для регламентированного учета соответствует и управленческому учету. То есть это не расчет суммы списания партий по ФИФО, а разность между остатком и поступлениями и суммой неизрасходованных партий. Таким образом сначала рассчитывается остаток на начало месяца, затем прибавляются все поступления. После этого выполняется расчет суммы по оставшимся партиям. Это сумма вычитается из суммы остатка и поступлений.

Алгоритм расчета суммы по оставшимся партиям для управленческого учета находится в процедуре общего модуля РасчетСебестоимости.ПодготовитьДанныеДляРасчетаСтоимостиПоФИФО, для регламентированного - ПодготовитьДанныеДляРасчетаСтоимостиРеглПоФИФО. В обеих процедурах присутствует изысканный блок

Пока НЕ Запрос.Выполнить().Пустой() Цикл 
	// Максимальное количество выполнений запроса - максимальному количеству поступлений товара на склад.
КонецЦикла;

который итеративно поднимается с последней до первой партии. То есть, чтобы получить 268 руб остатка, на первом шаге определяется, что неизрасходована партия ПТиУ 0000004 (140 руб), на втором - что из партии ПТиУ 000003 неизрасходовано 160 / 10 * 8 = 128 руб. Вместе это и есть 268 руб.

В случае расчета по регламентированному учету итераций выполняется 4 - также попадают поступления доп. расходов. Однако, сумма списания доп. расходов на единицу товара известна уже на начало этого алгоритма и просто копируется на каждом шаге.

См. также

В этой теме еще нет сообщений.
Оставьте свое сообщение