ВНИМАНИЕ! В статье будут примеры аналогий, которые не относятся к какой-либо отдельно взятой профессии, будто программист или внедренец. Все одинаково подходит для всех - для начальников, для менеджеров, для консультантов, для всех - кто оказывает хоть какое-то влияние на результат, даже если он сам так не считает :)
На Инфостарте на вопрос об объективных причинах не сделать работу получилась следующая статистика:
Голосование на других сайтах
Последние годы автору статьи приходится руководить людьми.
И мне как руководителю эта статистика говорит о том, что если подобным образом отвечает мой сотрудник, значит я - хреновый руководитель!
Не знаю насколько замечательные руководители у тех кто голосовал, я буду отвечать только за себя. :)
Итак, давайте попробуем разобраться. Чтобы отвлечься от тематики 1С, я предлагаю обсудить вполне вероятную жизненную ситуацию, когда у Вас, дорогой читатель послезавтра день Рожденья.
Итак, Ваш ДР послезавтра и чтобы сделать приятное друзьям и себе Вы отправились в кондитерскую. Там Вы делаете достаточно дорогой индивидуальный заказ на выпечку торта с Вашим именем, эксклюзивный дизайн от известного кондитера и т.п. и т.д.
Ну что то вроде этого скажем:
или нет, вот такой торт:
Вас заверили, что приходите послезавтра и все будет замечательно, торт будет готов к 10.00.
Ну а далее, как Вы уже догадались, наступает Ваш День Рождения. Вы идете в кондитерскую и попадаете в ситуацию когда Вам говорят что то вроде этого:
Во-первых оказывается Вы плохо объяснили что хотите Торт, а не просто торт. И главному мастеру принявший заказ продавец плохо продиктовал по телефону и сначала мастер услышал, что торт должен быть начинкой из киви. А потом выяснил что речь идет о клубнике. Вообще парни, которые пекли "слои" к торту очень старались, но один заболел, а у второго не правильно был спланирован рабочий график и поэтому по другому заказу успел сделать, а к Вашему - нет.
Короче, торт будет завтра!
Да, еще есть во-вторых. Оказывается в Челябинске упал метеорит и побил там все стекла ровно за день до Вашего дня Рождения. Поэтому человек, отвечающий за надпись, так переживал, что забыл про Ваш торт. А по версии его жены ему было просто лень. Ага! :)
А когда Вы спросите продавца, почему же он обещал сделать вовремя торт, он разумеется отвит Вам что его "просто подставили".
Приятель сказал - "их можно понять, у них зарплата маленькая..."
Очень простой вопрос: ВЫ ЗАПЛАТИТЕ ЗА ТОРТ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ, ЕСЛИ ЕГО ОБЕЩАЮТ ЗАВТРА ВСЕ-ТАКИ СДЕЛАТЬ?
Все объективные причины, почему торт не готов сегодня, для Вас куда-то убежали, не находите? :)
Да, ребят можно пожалеть и дать им шанс, если Вы перепутали свой день Рождения, и он завтра, но мы же понимаем, что есть теория и есть практика...
Можно конечно предположить, что дело в мотивации, и здравая частица смысла в этом есть. Действительно, написано много правильных слов про мотивацию. Захочешь - найдешь время, не захочешь - найдешь причину.
Особенно мне нравится следующий пример:
Самый целеустремлённый человек — это тот, который очень хочет в туалет. Все преграды кажутся несущественными.
Согласитесь, смешно слышать фразы типа:
Я описался, потому что:
— не было времени сходить в туалет.
— я был слишком уставший.
— потерял надежду. Я не верил, что смогу добежать.
— ну конечно. Он-то добежал. У него ноги вон какие длинные.
— я слишком глуп, чтобы это сделать.
— я уже 5 раз описывался. У меня никогда не получится добежать.
— это явно не для меня.
— я постучался в туалет — но мне не открыли.
— мне не хватило мотивации.
— у меня была депрессия.
— у меня нет денег, я не могу себе этого позволить!
— решил сходить завтра
— плохо составлено ТЗ :)
Часто ли вы идете к цели, как будто бежите к туалету?
Конечно нет "серебренной пули", которая решит все проблемы мотивации за Вас.
Хотя некоторые подходы мне нравятся, например этот:
Мне понравились слова Джобса:
Очень важно от работы получать удовольствие. Ага, звучит банально. Примерно также как "надо делать зарядку".
С одной стороны понятно что НАДО, с другой стороны...
Если человек делает работу со страстью, то он не задумывается о том, рабочее сейчас время или не рабочее. Не идет "побухать", у него есть желание это сделать лучше других, лучше, чем в прошлый раз!
Посмотрите вокруг себя, как по-вашему, сколько человек рядом с Вами делают работу "как для самого себя", "на совесть", им нравится их работа? Вы знаете таких знакомых, друзей, которые идут на работу с удовольствием?
Завершить мысль хочу словами одного тренера:
- И запомните, ребята! У нас в команде не существует слов "я не могу", "мне тяжело", "я устал". Есть только "я - ленивая скотина"...
P.S. Когда Вы будете в следующий раз "кодировать", вспомните, что заказчику все равно, почему Вы не смогли сделать работу...
P.S.S. Сложился стереотип "хорошо работать" = работать по 12 часов в сутки. Суть не в том, чтобы "рвать попу", а в том, что не надо заниматься процессом "ради процесса". Лучше работать 1 час результативно, чем 2 часа стараться из-за всех сил, но без результатов, или вообще весь день "имитировать процесс"
Особенно бывает соблазн убедить себя, что "я дартаньян, а остальные..." в случае когда возникает коллективная ответственность, например работаете в команде.
Не получится "выехать на одном желании", нужно "уметь", пробовать делать работу лучше, совершать шаги, которые необходимы реализации "хочу".
Не всегда и тем более не очевидно, но возникает противоречие между "заработать много денег" и "сделать работу хорошо" в кратковременной перспективе. Зато когда Вы делаете работу "хорошо", то вопрос с низкой зарплатой у Вас не будет (и если не устроит начальник, Вы всегда сможете найти другого) :)