Про скидки планировалось написать вместе с заказами, но тема ушла на второй план. Почему скидки в теме про производство? Дело в том, что все вопросы рассматриваются с точки зрения производственной организации, а не торговой. Хотя, не исключено, что и торговая организация захочет воспользоваться выше изложенными принципами.
Организация системы скидок.
Если руководство у вас без фантазии и скидка определяется просто как процент на любое изделие, то это не ваша тема. Сюда тем, у кого руководство и продажники имеют фантазию широкого полета.
Разделим скидки на два типа:
1. Не зависят от документа в котором применяются. Например: фиксированная скидка Контрагенту, скидка на сумму закупок прошлого квартала и т.д. Этот тип тоже не наша тема - не интересно.
2. Скидки зависят от того, что заказано в этом конкретно документе. Вот тут можно изощренно поиздеваться над программистами. Далее речь только про этот тип скидок.
Получив список скидок, которые действовали до нас, провели анализ и требования в общем случае получились такими:
1. Скидка на сумму документа. Самая распространенная и простая в реализации.
2. Скидка определяется любым сочетанием свойств, которые имеют место быть (вид изделия, размер, материал, цвет и т.д). Уже этот пункт требует хотя бы иметь эти свойства заполненными (группы номенклатуры не подходят), но требование достаточно распространенное. Например: скидка на черные ботинки 43 размера.
3. Сочетание свойств (п2), добавляем второе требование - на определенное количество. На 2 пары черных ботинок 43 размера. Требует пересчета при изменении заказа.
4. Скидку на количество товара с одной комбинацией свойств, дается при условии того, что в этом же заказе есть нужное количество товара с другой комбинацией свойств. Вот это требование уже сложнее и тоже требует постоянный пересчет при изменении заказа. Скидка на 1 пару черных ботинок 43 размера, если берете 2 костюма синего цвета.
5. Еще один наворот - Любая выше описанная скидка может действовать на определенного контрагента (желательно головного контрагента и всех его дочек), и от определенного подразделения нашего холдинга (централные салоны торгуют без скидки, а на окраине действует скидка).
6. Еще один наворот - Обычно бывает еще вытеснение, т.е если действует конкретная скидка, то другие не применять.
7. Еще один наворот - Последователность применения скидок, т.е. Скидка на сумму документа применяется до скидок на свойства или после?
8. Маленькая разновидность - скидка на распродажу. Все вышеперечисленное, но на номенклатуру с определенным признаком "Распродажа".
9. Маленькая разновидность - скидка на дозаказ. Обычно работает в паре со скидкой на распродажу. Набираем распрдажу и, если там есть ботинки, то накаждую пару можно купить крем со скидкой.
Что нам понадобится, чтобы реализовать весь набор требований?
Не много, все-то:
Самое первое на чем основана вся система - это наличие заполненных свойств у номенклатуры готовой продукции. У нас у номенклатуры 14 свойств (ширина, высота, цвет, модель, коллекция, остекление и т.д.). Регистр сведений "Значения свойств объектов" содержит 3,6 млн. строк. Наличие свойств - очень удобно и практично. Это позволяет нам очень гибко настраивать скидки и, что еще более важно не создавать номенклатуру до того момента, пока клиент ее не закажет. Подробнее о генерации новой номенклатуры напишу ниже.
1. Свой справочник "Скидки".
В справочнике кроме наименования нам понадобятся след реквизиты:
Описание (понятно для чего), приоритет, чтобы можно было установить последовательность применения скидок, еще один приоритет, назовем его "важность", нужен для того, чтобы выделить скидки, которые отменяют действие других скидок. Признак того, что скидка отменяет действие других скидок. Плюс табличная часть с перечнем подразделений или контрагентов, у которых действует скидка. Алгоритм следующий: получаем из регистра "Скидки" все действующие скидки (с учетом перечня подразделений или котрагентов), сначала обрабатываем скидки с максимальной важностью, если хотя бы одна скидка с максимальной важностью и признаком "отмена" (обрабатываем их согласно убывания приоритета) подошла нам по условию, то все, если нет, то к следующей важности и так далее. Скидка с меньшим приоритетом действует уже не на исходный документ, а на документ после скидки с большим приоритетом. В конце проверяется условия на максимально возможную скидку - признак в РС. Кажется, что сложно, но на практике все же действующих скидок и приоритетов не так много.
2. Регистр сведений "Скидки". Перечень реквизитов виден на скрине.
Скидка, собственно сама скидка, Получатель - контрагент, т.е. контрагента можно указать и здесь тоже, Набор свойств Назначение - определяет с какими свойствами и в каком количестве (Назначение количество) должна присутствовать номенклатура. чтобы скидка действовала, Набор своств Применение - определяет на что и в каком количестве (Применение количество) подествует скидка, если выполнилось первое условие. Условие имеет несколко вариатов: Сумма превысила, Без условий, Оплата дисконтной картой. Остальные понятны из названия.
3. Свой документ "Заявка". Вариант пилить документ "Заказ покупателя" отпал сразу по трем причинам: 1. заказ - это уже итог работы с клиентом, а заявкок ( у кого-то Предварительный расчет или Калькуляция) может быть несколько, 2. у нас нет всей номенклатуры в базе, а это значит, что нужен серьезный функционал работы со свойствами 3. при наличии заявки Заказ вообще можно закрыть от редактирования, а это при такой организации скидок очень важно.
4. Справочник "Набор свойств на скидку". Здесь ТЧ с реквизитами: Свойство, Значение, Исключать. В поле значение два типа: Значение свойств объектов и Номенклатура.
10.04.24 продолжаем.
Все, что выше осталось без изменений, в первозданном виде.
Вернулся к статье, которая так и не была дописана и опубликована. И что самое интересное, то что читать статью все также интересно. Специалисты, которые занимаются настройкой скидок могут подтвердить или опровергнуть, но мне в любом случае хотелось бы услышать ваше мнение. Функционал 1С, возможно, сильно шагнул вперед с тех пор и все стало гораздо проще (сейчас со скидками не связан). Но управление скидками несуществующей номенклатуры я пока не встречал нигде. Думаю, что и сегодня есть предприятия, которые сталкиваются с такими же проблемами с которыми столкнулись и мы. Поэтому решил статью дописать - насколько это теперь возможно.
Еще раз кратко, о чем речь.
Предприятие производственное и выпускает двери. У дверей есть много разных свойств (выше упоминается что свойств всего 14): модель, размеры (ширина, высота), остекление, гравировка, дверь может быть в шпоне или окрашена. В зависимости от модели у двери может быть до трех филенок, что дает возможность остеклять (наносить гравировку) разное количество филенок. Все свойства вместе взятые и перемноженные на все возможные сочетания, как мне помнится, на тот момент давали около 5 млн. вариантов номенклатуры. Причем, одни варианты непрерывно уходили, а другие появлялись.
На что это повлияло.
По понятным причинам было ясно, что создавать все 5 млн. позиций номенклатуры не представляется возможным и нужно научиться продавать не номенклатуру, а набор свойств. Для этой цели и был создан документ Заявка клиента. Я и сейчас считаю, что пара документов Заявка и Заказ позволяют намного расширить возможности функционала при сохранении простоты и получать более качественную управленческую отчетность.
Заявка клиента
1. При первом обращении клиента создается именно заявка клиента.
2. При желании выставить коммерческое предложение тоже делаем Заявку клиенту (несколько печатных форм)
3. При добавлении строки в заявку и выборе номенклатуры открывается форма подбора по свойствам (если знаем номенклатуру, то можем сразу выбрать).
4. Все свойства влияют друг на друга (ограничивают выбор значений). Например, при выборе модели можно выбрать только цвет этой модели и т.д.
5. Поле Номенклатура имеет два типа Номенклатура и Строка. По указанным свойствам по установленному правилу формируется наименование.
6. В строке есть поле, которое хранит список указанных свойств.
7. Теперь время упомянуть еще одну важную тему - ценообразование. Мне до сих пор не понятно почему 1С не сделает альтернативу документу Установка цен номенклатуры. Давайте вместе посмотрим
- Добавил дополнительные свойства много лет назад (кстати дополнительные реквизиты не очень взлетели и по моим наблюдениям не пользуются большой популярностью, а после того как нормально заработали Расширения совсем утратили свою актуальность для больших баз)
- Добавили в список номенклатуры возможность просмотра не только по папкам, но и свойствам - еще один шажок
- Осталось сделать последний - организовать возможность назначить цены на свойства.
Вы, наверное, поняли идею. У нас 5 млн возможных комбинаций, самой номенклатуры всего 250 тыс., а продавать надо здесь и сейчас. По правде сказать, даже на 100 тыс. позиций установить новую цену тот еще квест - все время ломаешь голову сколько строк поместить в документ, чтобы его можно было открывать, проводить.
Как это было реализовано у нас.
Для каждого вида номенклатуры (тоже свойство) устанавливается базовое свойство для формирования цены. Например, для вида Дверь(полотно) базовым свойством назначили Модель. Далее устанавливаем порядок свойств, которые формируют прибавку к цене в зависимости от значения. прибавка может быть как процентом, так и суммой.
Пример (чутка упростил):
Модель Барселона - цена 20000
За ширину 900 - прибавка 5%
За высоту 2100 - прибавка 10%
За цвет Слоновая кость - прибавка 15%
За стекло Попугаи - прибавка 10000
За гравировку - прибавка 2000
Все, - любая Барселона имеет цену. Барселона Орех 2000х800 без стекол и гравировок = 20000, а Барселона Слоновая кость 2000х900 со стеклом Попугаи = 20000 + 1000 (за 900) + 3000 (за Слоновую кость) + 10000 (за стекло) = 34000.
При наборе заявки менеджер всегда может нажать кнопку и посмотреть пояснение по цене.
И самый апофеоз такого подхода заключается в том, что изменить цены можно за 5 минут.
Пример1: Поставщик стекла изменил отпускные цены на 10%. Мы сделали всего один документ с набором его стекол и указали новую надбавку. Для нашего примера - За стекло Попугаи - прибавка 11000. И в комментарии указали - поставщик прибавил цену, вложили файл с информационным письмом. Красота.
Пример2: Поднялась цена на древесину на 5%. У нас всего 10 Моделей. Мы делаем один документ, в котором поднимаем цену базового свойства на 5%. 10 строк в документе. 5 млн. позиций номенклатуры получили новую цену.
Все, больше ничего не надо. Когда мы это сделали, мы поняли - это просто чудо.
8. После того, как все позиции добавлены и документ записан менеджер нажимает кнопку Показать действующие скидки. Открывается окно с возможными скидками. У менеджера есть возможность просто нажать Применить или вручную указать свое значение процента (может быть меньше, чем максимальный). Все скидки имеют описание. Менеджер видит и те скидки, которые могли бы быть применены, но чего то не хватает. Например, скидка на сумму документа пока не возможна, так как сумма не дотягивает. Или, еще пример, действует скидка на плинтусы при заказе дверей, но плинтусов нет в заявке. Все это позволяет продавать значительно больше.
9. Клиенту уходит счет на оплату, либо он может оплатить через личный кабинет после регистрации.
10. И вот если клиент оплатил сумму, которая должна быть оплачена по этапу оплаты, создается Заказ клиента и оплата по нему. При создании Заказа клиента создается номенклатура по набору свойств в заявке.
11. Заказ клиента вечером проходит процесс резервирования. Писал об этом в статье Резервирование свободных остатков с исправлением ошибок
12. Все, что отсутствует на складе попадает в планирование. Про планирование писал:
Планирование производства в УПП 1.3. Возможно ли это,
Производство в УПП 1.3. Шаг за шагом. Часть 1,
Производство в УПП 1.3. Шаг за шагом. Часть 2. Планирование
Кому понравилось, добавляем в избранное. Комментарии приветствуются.
Все, что мог через 9 лет. Скринов по понятным причинам уже нет. Не ругаемся, просто я решил дописать.