В узком смысле слова под бюджетирование понимают планирование, исполнение плана и план-фактный анализ. При планировании мы рисуем таблички с отражением того, как мы хотим видеть ситуацию в будущем. Когда мы строим фактические таблички, мы оперируем данными оперативного учета, которые показывают нам реальную ситуацию. Далее мы анализируем то, насколько мы нашим планом попали в факт, для того, чтобы наш будущий план был более близок к реальной ситуации. Это, если говорить о ситуации сильно упрощенно. В реальности, все много сложнее.
Зачем вообще нужно бюджетирование? Явно, ведь, не для того, чтобы набрать отдел строгих теток, которые будут ваять руководству красивые таблички и блокировать все заявки на платежи со словами «Денег нет, но вы держитесь!» Любая организация не только извлекает прибыль, но и несет затраты. Затраты бывают прямыми и косвенными. Прямые затраты потому и называются прямыми, что они напрямую зависят от объема конкретной производимой продукции или услуг. Косвенные затраты это те, что соотнести напрямую – сложно. Но и все затраты так или иначе нужно оплачивать. Причем сначала оплачивать, а потом производить и продавать. Именно поэтому нам так важен точный план, чтобы на его основании можно было спланировать бюджет расходов и зарезервировать под него деньги. Вот финансисты и прогнозируют эти затраты, резервируют деньги, планируют платежи и прочее.
Но вернемся к планированию. Для простоты рассмотрим простой бюджет «План продаж», в который для примера включим колонку ТР (транспортные расходы). Предположим, что у нас действует следующая схема формирования бюджета управленческих расходов:
- За 10 дней до начала месяца планирования мы строим план продаж (плановую часть).
- Через 10 дней после окончания месяца планирования мы рассчитываем факт (фактическую часть плана продаж).
- Фактические данные по затратам мы принимаем в бюджет расходов текущего месяца и оплачиваем до его конца. То есть, это месяц планирования + 1.
Сначала рассмотрим самый простой вариант, когда мы продали продукт и получили все документы по расходам. Составим плановую таблицу Плана продаж:
Контрагент |
Продукт |
Кол-во |
Цена |
Сумма |
ТР |
Рога и копыта |
Масло |
2 |
110 |
220 |
16 |
Рога и копыта |
Майонез |
50 |
90 |
4500 |
400 |
АО МММ |
Горчица |
30 |
35 |
1050 |
90 |
Данная таблица – это прогноз продаж, как мы его видим. Источник данных может быть разным, от предварительных договоренностей с контрагентами, до прогнозирования. То есть, это план, к которому мы должны стремиться. Зная тоннаж продукции, зная адрес контрагента и тариф транспортной компании, мы можем запланировать и транспортные расходы, для платежного календаря такие данные, конечно, будут малопригодны, но для прогнозирования ситуации - вполне.
Проходит время, месяц завершается, и мы можем оценить его результат. Для этого нам нужно посчитать фактические продажи. Фактические продажи мы считаем по документам перехода права собственности от нас к контрагенту, обычно это реализация. Транспортные затраты мы считаем по полученным актам. Получаем такую таблицу факта продаж за, допустим, январь:
Контрагент |
Продукт |
Кол-во |
Цена |
Сумма |
ТР |
Рога и копыта |
Масло |
3 |
110 |
330 |
30 |
Рога и копыта |
Майонез |
40 |
90 |
3600 |
350 |
АО МММ |
Горчица |
50 |
35 |
1750 |
150 |
Данные по транспортным затратам переходят в бюджет расходов февраля, где аккумулируются все наши расходы для составления календаря выплат. Вот такой бюджет за февраль:
Контрагент |
ТР |
Рога и копыта |
380 |
АО МММ |
150 |
В идеальном случае – это все, что нужно.
Теперь рассмотрим более сложный случай, когда документы пришли с опозданием. Условимся, что месяц, за который мы считаем бюджет продаж – январь. Плановая таблица останется прежней. А вот факт мы поменяем, пусть документы по АО МММ не пришли на момент формирования бюджета. Писать в таблицу ноль мы тоже не можем, т.к. в этом случае нулевая сумма расходов пойдет в бюджет текущих расходов за февраль, и мы рискуем остаться в определенный момент без денег для оплаты задолженности контрагенту. Поэтому нам нужно каким-то образом зарезервировать эту сумму. Тут нам на помощь и приходит экспертная оценка (ЭО).
Что есть экспертная оценка? Это суррогат фактического показателя, который рассчитывается на основании других данных с некоторой точностью. Для чего она нужна? Для того, чтобы мы могли прописать ее в бюджет вместо фактического показателя, если получить сам фактический показатель на текущий момент невозможно. Очень похоже на отложенные расходы в бухглатерском учете. Модифицируем нашу таблицу с фактическими данными, теперь она будет выглядеть так:
Контрагент |
Продукт |
Кол-во |
Цена |
Сумма |
ТР (Факт) |
ТР (ЭО) |
ТР (итог) |
Рога и копыта |
Масло |
3 |
110 |
330 |
30 |
0 |
30 |
Рога и копыта |
Майонез |
40 |
90 |
3600 |
350 |
0 |
350 |
АО МММ |
Горчица |
50 |
35 |
1750 |
0 |
140 |
140 |
ЭО мы высчитали на основе некоторого алгоритма, близкого к данным, которые потом нам выставит транспортная компания (например, на основе адреса контрагента, километража и тарифа). В бюджет февраля по расходам пойдут такие суммы:
Контрагент |
ТР |
Рога и копыта |
380 |
АО МММ |
140 |
Суммы зарезервированы, и мы можем спать спокойно, т.к. уверены, что денег на оплату услуг нам хватит. Но мы помним, что недостающий акт по доставке в АО МММ рано или поздно нам придет. Что мы будем делать в этом случае? В этом случае нам нужно предусмотреть алгоритм закрытия экспертной оценки для того, чтобы фактическая сумма все же попала в наш бюджет расходов.
Приходит 10е марта и мы возвращаемся к бюджету января, с учетом документов пришедших после 10го февраля он уже будет выглядеть так:
Контрагент |
Продукт |
Кол-во |
Цена |
Сумма |
ТР (Факт) |
ТР (ЭО) |
ТР |
Рога и копыта |
Масло |
3 |
110 |
330 |
30 |
0 |
30 |
Рога и копыта |
Майонез |
40 |
90 |
3600 |
350 |
0 |
350 |
АО МММ |
Горчица |
50 |
35 |
1750 |
150 |
140 |
150 |
Наши итоговые расходы на транспорт по АО МММ составили 150 руб, хотя мы рассчитали, что нам понадобиться 140 и внесли это в бюджет расходов за февраль.
Каковы должны быть дальнейшие действия системы?
- Мы должны зафиксировать фактические данные, которые пришли позже, в том же бюджете, поскольку они относятся именно к январскому периоду.
- Заранее предусмотреть алгоритм закрытия ЭО, или условий, при которых мы более не рассматриваем ЭО, а смотрим на факт. Например, для автотранспорта достаточно просто ненулевой суммы факта, а для ЖД – 90% от суммы ЭО.
- В отчетах по бюджетам нужно предусмотреть тот же алгоритм, который бы выводил фактические данные или ЭО при выполнении некоторых условий.
- По наступлению события закрытия ЭО рассчитывать разницу между ЭО и фактом и транслировать эту дельту в текущий бюджет расходов.
В нашем случае это решиться так: рассчитав еще раз бюджет января в марте мы получим новые данные по факту ТР. Допустим, что наш метод закрытия ЭО – это просто наличие некоторых ненулевых данных факта, тогда в марте у нас наступает закрытие ЭО за январь по АО МММ. Если мы посмотрим чуть выше, то вспомним, что мы уже резервировали на этого контрагента 140 руб в бюджете расходов за февраль. Значит, мы считаем дельту, которая равна 150 – 140 = 10
Тогда в наш бюджет расходов за март нужно будет дополнить строкой на 10 руб, а таблица расходов по месяцам будет выглядеть так:
Контрагент |
ТР февраль |
ТР март |
Рога и копыта |
380 |
0 |
АО МММ |
140 |
10 |
При этом нужно понимать, что к этим цифрам могут быть добавлены и другие данные, т.к. отгрузка контрагентам будет продолжаться, и, новые данные о расходах будут перетекать из фактической части плана продаж за февраль в мартовский бюджет по расходам или могут прийти документы по отгрузке за декабрь в феврале, дельта от которых так же ляжет в март. Так же по мере продвижения по временной шкале нам нужно будет создавать новые бюджеты и просчитывать их, но от этого все равно не уйти. Но для простоты мы сознательно остановились на бюджете продаж одного месяца, чтобы увидеть как его данные последовательно обсчитываются и закрываются.
Что дает эта схема?
- Мы более оперативно учитываем наши расходы. Сразу можем видеть их сумму, и пусть она имеет некоторое отклонение, при отлаженных алгоритмах расчета ЭО отклонения будут незначительными.
- Мы точнее можем планировать взаиморасчеты. Это дает некоторую плавность, т.к. если бы мы не учли данные февралем, то они появились бы у нас только в марте.
- Хотя в нашу схему и заложена некоторая погрешность, мы ее можем компенсировать в будущем текущим периодом, выводя общую сумму на сумму реальных расходов, что интегрально за некоторый период даст нам корректную сумму фактических расходов.
В более сложном случае, документы могут опаздывать на несколько месяцев или приходить порциями, в этом случае нам нужно только изменить метод закрытия ЭО и увеличить время пересчета старых бюджетов, для того, чтобы все ЭО в них были закрыты фактом.
В другой своей публикации, я заложил механизм расчета бюджетных таблиц с использованием ЭО, кому интересно, может посмотреть. Если кого данная тема заинтересовала, если я что-то понял не так или сморозил какую-то глупость, предлагаю обсудить это в комментариях.