Как верно отметили гости INFOSTART EVENT, ни одна крупная компания России уже не обходится без 1С. О практике внедрений и перспективных задачах мы побеседовали с Дмитрием Каримовым, главным специалистом промышленного гиганта «Газпром бурение».
– С какой целью вы приехали на конференцию?
В первую очередь, я приехал сюда, чтобы обучаться. Чтобы замотивироваться, настроить себя на новые свершения, увидеть какие-то новые проекты в других компаниях и сделать что-то такое же крутое у себя. Мне все очень понравилось, все замечательно.
Мы хотим сделать портал для сотрудников организации, который будет связан с 1С и будет с ней интегрироваться. И я услышал на выступлениях спикеров интересные проекты, которые помогут мне в дальнейшем реализовать эту идею. Мы думали использовать для этого HTTP-сервисы и сделать веб-интерфейс на Java-скрипте. Возможно, реализуем. На мой взгляд веб-интерфейс сейчас это то, чего не хватает конечному пользователю, чтобы прочувствовать преимущества автоматизации бизнеса. Если это качественный корпоративный портал, то он позволяет в два клика в привычном всем браузере увидеть сотрудников организации, посмотреть какие-то сводные данные, согласовать документ.
Пока в нашей компании это больше факультатив, таких проектов, где фигурировало бы веб-приложение нет. Но можно было бы попробовать. Мне это интересно, и я даже в факультативном режиме этим занимался бы.
– Почему вы считаете, что это перспективно для вашей компании?
Сейчас мы видим следующую проблему: сотрудники слабо взаимодействуют, поскольку не знают друг друга в лицо. Если на нашем новом портале появятся имя и фотография работника – это уже будет круто. Даже такой простой функционал уже поможет взаимодействовать внутри компании, строить какие-то более тесные взаимоотношения во время проекта. А если этот портал как-то развить, расширить его возможности, пользы станет еще больше.
– А какие сервисы вы там видите?
Например, подружить корпоративный портал с BI, после его внедрения, и сделать какие-то ссылки, чтобы топ-менеджеры заходили и сразу видели интересную информацию у себя на странице. Или построить на этом согласование ЭДО. Сейчас у нас внедрена 1С:Документооброт. Есть небольшие трудности – система получилась недостаточно гибкая, и мы хотели бы что-то свое внедрить в дополнение. Возможно, это будет построено на веб-технологиях.
– Вы сами занимаетесь кастомизацией или пользуетесь услугами франчайзи?
Года полтора назад мы привлекали подрядчиков, но на том этапе эта практика оказалась не очень эффективной. Бизнес хотел что-то расплывчатое, мы не смогли объяснить подрядчику, что именно. Сроки поджимали, но проект не внедрялся или внедрялся не должным образом, потому что не было правильно выстроенной коммуникации у сотрудников подрядчика с бизнесом.
А когда действуешь собственными силами, решается проблема с взаимодействием. Можно, например, отправить сотрудника на филиал, чтобы он показал, как правильно использовать разработанный блок, чтобы он изучил бизнес-процесс «из первых рук» и направил внедрение в нужное русло. А если будут какие-то тонкости или проблемы, он сможет озвучить их руководству, и будут решения сверху. От внешнего подрядчика добиться такого сложно. Особенно если сотрудники подрядной организации работают удаленно.
Сейчас подрядчиков привлекаем в 90% случаев только для работы внутри офиса, то есть люди приезжают, сидят у нас в офисе на рабочем месте и полностью погружаются и участвуют во всех этапах проекта. Мы, в свою очередь, выступаем как руководители этих проектов, наставляем подряд на правильный курс, помогаем решить проблемы с коммуникацией. Потому что у нас есть сложные задачи, которые по телефону или в Skype в ТЗ не озвучить. Изначальные требования у бизнеса зачастую расплывчатые. И мы постепенно, по всей видимости, переходим на Agile-разработку: внедрили, доработали, показали бизнесу. И мне это нравится. Бизнес растет в понимании ИТ-процессов, а мы растем в правильном понимании бизнеса. Взаимодействие налаживается.
– Получается, для вас сейчас интересны гибкие методы разработки, это приоритет в развитии компании?
В части IT – да. Нельзя сказать, что у нас есть большой опыт внедрения, используя гибкие методологии, но даже он показывает, что такие проекты, в итоге, получаются удобнее и ближе самому бизнес-заказчику.
– Как вы собираете проектную команду?
Непосредственно набором специалистов занимается другой сотрудник. Но я взаимодействовал с нашими подрядчиками. В принципе процесс отбора такой: мы тестируем несколько человек от подрядчика. Когда уровень подготовки нас устраивает, мы об этом говорим, и в дальнейшем руководитель проекта подрядчика предлагает нам людей соответствующего уровня. И пока не было проблем по уровню специалистов.
– А какой подход вам ближе в управлении проектами?
Если говорить о работе с внешним подрядчиком, то давать ему возможность каких-то творческих полетов – это плохая идея. По крайней мере, в наших реалиях. Это приводит к тому, что проекты не сдаются, ничего не завершается, подрядчик, не получая никакого фидбэка от заказчика, уходит на другой проект, занимается чем-то другим. На вопрос, почему он перестал что-то делать, отвечает, что от пользователя не получает никакой реакции. Но надо же требовать ее, от пользователя ее почти никогда нет!
Что касается внутренних проектов, у нас есть возможность творчески мыслить, сделать какую-то штуку, которая будет использоваться в будущем, а сейчас она не нужна. Такое бывает нечасто, в основном мы стараемся работать директивно, двигаться в определенном направлении, выполнять поставленные задачи, не отходя сильно в сторону.
– Вы как обосновываете перед заказчиком, что очередной этап проекта завершен, и все получилось?
Все зависит от задачи. Если внедрили какой-то документ для распределения планирования, то показываем количество созданных документов в филиалах, показываем, что эти документы заполнены, что в систему данные занесены, что до людей они дошли, и пользователи понимают, для чего это сделано и как работает.
– Вы проводите какое-то внутреннее тестирование? Ведь перед тем, как показать проект начальству, хорошо бы убедиться, что все работает правильно.
Тоже зависит от задачи. Если она касается каких-то цифр и сложных подсчетов, и разработчик не в силах самостоятельно проверить результат, от бизнеса выделяется специальный человек, который соображает в технических науках, и он проводит тестирование, дает обратную связь. Понятно, что проект не запускают сразу в промышленную эксплуатацию, а сначала в опытно-промышленную. Все понимают, что могут быть ошибки, и нужно их исправлять.
– Как вы решаете противоречия, конфликты в ваших командах?
Если споры между разработчиками возникают относительно архитектурных задач, то мы обращаемся к руководителю соответствующего отдела. Он хороший специалист и ставит точки над i. Он всегда даст правильное направление, расскажет, что надо делать, а что нет, сколько это займет времени. Поэтому у нас в этом смысле нет проблем.
– Хорошо. Представим, что нет возможности обратиться к руководителю отдела. К примеру, он уволился, и с ним ушли его знания и компетенции. Каким образом в этом и аналогичных случаях вы страхуете риски? Систематизируете опыт и корпоративные знания?
Мы этим процессом как раз начали заниматься. Но еще полтора года назад никто ничего в этом направлении не делал. Естественно, было наработано много системного функционала, но никто не понимает, как с этим быть. Разбираются во всем только люди, которые сами все и разрабатывали. И если они уйдут, будет очень тяжело: месяц-полтора придется погружаться в какие-то процессы в бизнес-сфере.
Чтобы избежать этого, мы стараемся писать инструкции. Например, для администратора, для пользователя. Хотим сделать описания изменений, как-то это зафиксировать, к примеру, в формате базы знаний на движке Wiki. Сайт мы уже развернули, он пока еще не наполнен всей необходимой информацией, но мы идем к этому, и вскоре все преобразим.
Возвращаюсь к теме корпоративного портала. На нем можно будет реализовать поиск по нашей базе знаний, чтобы пользователи брали оттуда необходимые инструкции. Там же можно будет фиксировать заявки на обслуживание.
– Пользуетесь порталом infostart.ru?
Пользуемся, конечно. Покупали несколько интересных обработок, одна из них связана с управлением ролями, очень удобная штука. Приобретает решения наш руководитель, он публиковал статьи на вашем портале. У него есть стартмани, и если нам надо, мы к нему обращаемся, а он покупает, что нам нужно.
– Если бы у вас появился шанс дать себе совет в начале профессионального пути, что бы сказали?
Занимайся вебом! Это перспективно, это не привязано к конкретному языку или стране. Это не требует установки программ: открыл браузер, вбил строку, ты уже в приложении. Воздействие веб-технологий видно и на нашей с вами родной платформе: ее все чаще интегрируют с веб-приложениями, у нее имеется собственный веб-клиент. 1С – это крутая платформа, одна из лучших на рынке в своей стоимостной категории в плане автоматизации учета. Но при этом универсальности в 1С нет. Она разрабатывается специально для решения каких-то прикладных функций. А я бы хотел заниматься чем-то универсальным, хотел бы, например, написать свою платформу для решения прикладных задач. У меня вот такие амбициозные цели.
Уважаемые читатели! Приглашаем вас стать спикерами нашей рубрики и дать интервью, в котором вы сможете поделиться своим профессиональным опытом, историями успеха ваших компаний и высказаться по широкому кругу вопросов из сферы ИТ и 1С-разработки. Просто обратитесь в редакцию Инфостарт: dkochergov@infostart.ru, +7(812)309-06-46, доб. 138.