Компания Knight Frank изучила офисный рынок России: большинство глобальных корпораций отдают предпочтение традиционным кабинетам. Но экономия средств и площадей берет свое – эти тенденции создают идеальные условия для перехода на новую офисную модель. Рассказываем, как работает гибкий офис, и разбираемся в инновационных способах организации офисных пространств.
Что такое гибкий офис
В основе философии гибких офисов лежит самоорганизация, самостоятельность сотрудников и гибкий подход к созданию продуктов. Моду на гибкое устройство рабочих процессов ввели западные ИТ-корпорации. Microsoft первой сократила количество закрепленных за сотрудниками рабочих мест и выделила место для функциональных зон, чтобы сделать офисы комфортными для разнообразных команд с разными задачами.
То же можно сказать о Google – компания придерживается свободной офисной модели, где сотрудники могут действовать по своему усмотрению, а Facebook считается лучшим местом для работы в США. «Гибкий офис» – отличается несколькими признаками:
- в «гибком офисе» за сотрудниками не закрепляются рабочие места, а самих мест меньше, чем сотрудников;
- большое количество переговорных офисов, открытых пространств и зон для отдыха;
- предполагается, что руководитель контролирует результат работы, а не формальное присутствие в офисе.
При таком устройстве рабочего процесса можно не волноваться: работать в офисе будет комфортно всем. Кто-то захочет поработать из дома, а кто-то – приехать позже, минуя час-пик. Сотрудник самостоятельно составляет расписание в зависимости от того, чем он будет заниматься сегодня. Если нужно работать не отвлекаясь на обсуждение деталей с коллегами, можно занять изолированную комнату, где вас никто не потревожит; а если вы работаете совместно с коллегой над общим проектом – выбирайте рабочий стол для двоих.
Проблема шума в «гибких офисах» устраняется с помощью «шумовой завесы», воспроизводящей почти неразличимый фоновый звук. Разговоры коллег по соседству станут неразборчивыми и не помешают сосредоточиться на работе.
В конце рабочего дня все убирают свои документы (и ноутбук) в предусмотренные для них шкафы, и рабочее место снова свободно для того, чтобы на следующий день за ним мог работать любой желающий.
«Гибкий офис» дает сотрудникам ощущение работы в атмосфере уважения и доверия. Европейский опыт показывает, что удачная модель «гибкого офиса» мотивирует и значительно увеличивает качество работы сотрудников.
Про коворкинги
Если «гибкий офис» подойдет более крупным предприятиям, то «коворкинги» – удобный тренд для индивидуальных предпринимателей, фрилансеров и самозанятых граждан.
Гибкий формат оплаты и размер арендной ставки – неоспоримые достоинства такого формата. Арендаторы могут выбрать, сколько они хотели бы пользоваться рабочим местом: месяц, неделю, сутки или даже несколько часов. В любом случае они получают полный пакет услуг: наличие офисной оргтехники, высокоскоростного интернета, уборки и обслуживания помещения, возможности пользоваться переговорными комнатами и т.д.
В случае появления на рынке крупных сетевых коворкингов по примеру европейских стран, арендатор сможет посещать разные офисы по всему городу. Интересна также практика создания в рамках коворкингов новых профессиональных сообществ и бизнес-инкубаторов, поскольку в них часто проводятся тематические конференции, лекции, организуются воркшопы и мастер-классы.
Что же касается недостатков, то чаще всего они относятся к неправильно спроектированным офисам, среди которых: отсутствие шумоподавления и полезных сервисов, неподходящие соседи, который порой мешают друг другу. К тому же в собственном офисе (или в офисе, арендуемом на длительный срок) у предпринимателя могут быть свои сервера, что обеспечивает большую безопасность информации – в коворкинге работать приходится через общественную wi-fi сеть.