Всем привет. Хочу сегодня рассказать про свое негативное отношение к использованию термина KPI в русской речи. Вопрос не в патриотизме, как можно было бы подумать, патриотизм тут совершенно не причем. Просто с термином KPI случилась большая беда - многие думают, что знают, что такое KPI и часто используют данный термин совершенно бездумно и не по назначению. Не просто многие, а подавляющее большинство. Поясню мысль подробнее. Итак, "KPI", оно же "key performance indicators (кий перфоманс индикейторз)", оно же "кей пи ай", "кипиай", оно же "КПЭ" - "ключевые показатели эффективности".
Что же это такое?
В коллективном бессознательном русскоязычного населения KPI это такой семантический супер-континент, куда входят и отчеты о результатах деятельности предприятия, и красно-зеленые лампочки, и спидометры, но прежде всего это мотивация. Точнее демотивация. Способ руководства отбирать заработную плату. Серьезно. Даже многие вполне себе успешные, умные и образованные менеджеры, говоря KPI подразумевают схему мотивации, которая лингвистически также успешно деградировала до способа лишения премии сотрудников. А еще KPI это Святой Грааль управления, одновременно эликсир рентабельности и инструмент корпоративной фаллометрии. Почему-то вспоминается Света из Иванова и ее "вот это все".
Вот это все и есть KPI, не по науке, а в фактически сложившемся понимании. Похожая ситуация с термином управленческий учет, когда под вполне конкретным разделом финансового учета понимают и оперативный производственный учет, и CRM, и зарплату в конвертах, и статистику опозданий сотрудников и еще черт знает что. И ведь не переубедишь, если человек решил, что знает что значит "управленческий учет", то ему уже не докажешь, что это всего лишь перевод термина "management accounting", который всего-то и означает бухгалтерский учет с применением плана счетов и принципа двойной записи, предназначенный для целей внутреннего использования. Но с KPI деградация термина все же продвинулась на порядок дальше. Или даже на два порядка.
Давайте разберем по-косточкам KPI. Ключевые Показатели Эффективности.
1. Ключевой - значит наиболее важный, основной, стратегический, открывающий двери к пониманию. Причем "ключевой" это не просто акцент на важности, это отражение того факта, что показатель отображает ход выполнения стратегии. Т.е. когда Вы говорите "ключевой" по отношению к показателю, то Вы тем самым подспудно признаете наличие стратегии. А что такое стратегия? Стратегия это план достижения цели, рассчитанный на длительное время и исходящее из того факта, что текущих ресурсов не хватает для быстрого достижения цели. Применительно к бизнесу это означает наличие четких целей долгосрочного развития и плана действий по достижению целей. Основные показатели, которые позволяют судить о ходе реализации стратегии и являются ключевыми показателями. Поэтому, перед тем как назвать показатель ключевым, задумайтесь о стратегии. Есть ли у Вашей компании стратегия в принципе? Формализована ли эта стратегия? Помогает ли данный показатель оценить успешность реализации стратегии?
2. Показатель. На мой взгляд, слово "показатель" крайне неудачное в переводе термина KPI на русский язык. Нативный (родной) "индикатор" гораздо более точно отражает смысл, т.к. является более узким и уместным термином. Показателем может быть любая цифра из статистики, а вот индикатор подразумевает такой показатель, который сопоставляется с неким нормативным значением, позволяет наглядно судить о его статусе, как текущем, так и в динамике. Более того, индикатор может быть сводным, т.е. агрегированным, как по разным аналитическим разрезам, так и по вложенным индикаторам. Поэтому, когда Вы говорите KPI, то Вы должны исходить из того, что у Вас есть многоуровневая система показателей, со сложной и формализованной системой агрегацией и правилами определения статуса (хорошо-плохо). А правила определения статуса всегда базируются на планах и нормативах, а это уже не только стратегия, но и тактика, бюджеты, стандарты, нормы. При этом наличие норм и планов это только база для правил определения статуса, эти правила определения статуса сами по себе отдельные нормы. Если этого всего нет, то индикатор Вы не посчитаете, а значит, и KPI у Вас нет. Или вот еще пример - Вы считаете KPI "Процент выполнения плана продаж", при этом у Вас есть документ "План продаж", есть правила определения статуса индикатора (до 80% плохо, 81-120% хорошо, свыше 120% плохо). Вроде все есть, только вот вопрос, насколько план продаж согласован с планом производства, с планом товарных остатков, с планом финансирования? Если у Вас есть только план продаж, оторванный от бюджета компании в целом, то на самом деле у Вас не KPI "Процент выполнения плана продаж" - у Вас KPI "Степень точности планирования продаж". Почувствуйте разницу, что называется. И уже не буду рассказывать про то, что в некоторых компаниях есть несколько разных планов продаж, один для мотивации сотрудников, другой для мотивации руководства, другой для партнеров, еще один для банков....
3. Эффективность. Хотя, кстати, правильнее было бы перевести как "производительность". Эффективность, как и в случае с показателем гораздо более широкий термин, сам по себе, без указания эффективность чего термин пустой. Производительность, конечно же, тоже просит указать чего она производительность, но все же самостоятельное применение вполне определенно сужает возможные значения. Кроме того, часто совершается грубая ошибка, под KPI понимается показатель/индикатор, который не отражает эффективность/производительность, а показывает некое абсолютное значение, например остаток денежных средств на счетах или сумму прибыли, или количество продаж чего-то. Если прибыль - то KPI должен быть или рентабельность продаж или процент выполнения плана по прибыли. Или рентабельность активов. Опять же, ключевым индикатором будет тот из них, который отражает стратегию предприятия. А возможно прибыль и вовсе не является ключевым индикатором, а интересует доля рынка или стоимость бизнеса.
Учитывая все вышесказанное, констатирую неприглядную правду - в подавляющем большинстве случаев употребления термина KPI речь идет не ключевых индикаторах и не об индикаторах эффективности, и зачастую даже не об индикаторах. Более того, KPI это такой способ "увильнуть" от конкретики, назвать вещи пространно и без деталей. Хотя по сути "кошерный KPI" как раз таки крайне формализованная и конкретная вещь, KPI это всегда KPI чего-то. Если Вы хотите употреблять термин KPI действительно уместно, а не пафоса ради, то хорошо было бы понимать, что у Вас на предприятии должна быть работающая формализованная стратегия, работающая продвинутая система планирования и учета, а также структура индикаторов. Я таких предприятий еще не видел. Многие говорят, что у них все работает, но на моей практике ни разу это еще не оказалось правдой. Но даже если вдруг у Вас действительно уникальное предприятия, где работают самые настоящие KPI - как только Вы начнете озвучивать данный термин за стенами Вашей компании - Вас все будут понимать по-разному, каждый что-то свое, но точно не то, что нужно. Поэтому, коллеги, предлагаю признать KPI словом-паразитом и по мере возможности воздерживаться от его употребления!
P.S.:
Через несколько дней после того как написал данную статью, мне наконец-таки пришла в голову убойная ассоциация, такая, которая наиболее точно отражает описанный феномен. Потребуется небольшое введение, но оно того стоит. Итак, есть на свете чудная группа религий, которые обобщенно называют "Культ карго". Во время Второй Мировой Войны в Меланезии были расположены временные американские военные базы, и туда с грузовых самолетов сбрасывали различные товары для нужд этих баз. Иногда ящики с грузами (карго) подбирали туземцы. Содержимое ящиков состояло из продукции современной промышленности, качество которой для туземцев было мистическим. Они решили, что белые люди пользуются дарами духов предков. И начали копировать поведение военных, надеясь, таким образом, на повторение чуда с небесными грузами. Туземцы делали себе деревянные самолеты и вышки, соломенные ружья, имитировали военную одежду, шагали строем... вот и в нашей корпоративной культуре KPI стало чем-то вроде проявления эдакого культа Карго. Мне так все представляется - многие менеджеры, и самые разные специалисты с умным видом говорят "KPI", "бизнес-процессы", "управленческий учет", и часто даже не задумываются о том, что понятия не имеют, о чем говорят. Вроде как если так говорить, то на предприятии магическим образом должна расти прибыль и всякая там ебитда. Как-то так. Извините если грубо вышло.